[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2001 ТЕВЕС 5761 — 1 (105)

 

Здравствуйте, уважаемая редакция журнала «Лехаим»!

Давно хотелось поблагодарить вас за замечательные интересные материалы. Ваш журнал – самый лучший из всех периодических изданий, распространяющихся в России. Отдельное спасибо за рубрику «Послания Любавичского Ребе» и другие, посвященные жизни и размышлениям этого великого человека.

Хотелось бы еще ответить г-ну Козаку, автору статьи «Абраша и Даша» («Лехаим», №8, 2000). За свою жизнь я видела немало примеров, подтверждающих и опровергающих его «теорию полтинников».

Но я не буду писать обличительных писем – я обращаюсь, чтобы поздравить с приближающимся днем рождения моего чудесного деда, Кримштейна Марка Романовича. 25 февраля ему «стукнет» 71 год. Он честный человек, большой труженик, и никогда не стеснялся своей национальности. Дед – мой единственный «еврейский предок». Я – только «четвертинка». Но чувствую себя еврейкой, жила в Израиле, работаю в еврейской воскресной школе, преподаю иврит, учусь по программе «Лимудим» Института изучения иудаизма, всегда зажигаю свечи на Хануку и получаю свои «ханука гелт» от деда. Если Г-споду было угодно, чтобы моими предками были и евреи, и русские, значит, так это и должно было быть. И если Абраше на роду было писано полюбить именно Дашу, а не Рахиль или Хану, неужели никто из ваших корреспондентов не учел «фактора» Б-жьей воли?

Я не собиралась писать целое письмо, а просто хотела поздравить любимого деда, много сделавшего и для еврейской общины, и для родственников и друзей. Но ваши публикации просто заставили высказать свое мнение, если уж представилась такая возможность.

Итак, Кримштейну Марку Романовичу все родственники желают здоровья, долголетия, счастья и радости! С днем рождения! Мазл тов! Ад мэа вэ-эсрим! Мы тебя очень любим!

С уважением и благодарностью за вашу работу,

Шеботнева Ирина, Казань

 

 

Уважаемая редакция!

С интересом прочитала рассказ «Абраша и Даша» и отклики на него. Эти публикации затрагивают вопросы менталитета современного еврейства. И здесь можно проследить противоречивые тенденции. Но я не ожидала, что позиции могут быть настолько различны, пока не столкнулась с этим сама, непроизвольно проведя исследование по самоидентификации.

Дело в том, что два года назад кабинет министров Республики Башкортостан поручил мне написать к 10-летию Еврейского национального культурного центра (ЕНКЦ) «Кохав» («Штерн») нечто вроде брошюры по истории евреев региона. Как-то само собой получилась книга «Очерки истории евреев Башкортостана». Тираж первого издания был невелик, и пришлось через год выпустить второе, исправленное и дополненное.

При подготовке этих изданий мне пришлось встречаться и беседовать с десятками людей, и не только евреями. Многие охотно рассказывали о себе, своих друзьях и близких. Например, жители г. Салавата прислали подробные сведения о каждом из евреев, живших и работавших в этом городе (в ряде случаев люди возвращались к своим уже почти забытым именам и отчествам: Аркадии становились Абрамами или Аронами, Львы – Лейбами, Семеновичи – Шоломовичами), газету со стихами о многих из них.

Те, кто не знал, или вначале не придавал значения объявлениям о том, что готовится второе издание, были огорчены, не попав в книгу (я старалась никого не пропустить, описывая вклад евреев в развитие республики, и в итоге получился справочник по отраслям народного хозяйства). Другие же, наоборот, были недовольны, что упомянуты, потому как это может «повредить карьере их или их детей». Были просьбы не включать во второе издание и даже угрозы! Оказалось, что боль и страх до сих пор живут в ничего не забывших и порой не простивших людях. Спрашивали меня и даже звонили в курултай – Госсобрание, чтобы узнать, кто и для чего велел составить эти списки. Шутя говорили: «Уж не для Макашова ли вы составили их?». А одна женщина, которой я, позвонив, представилась, высказала: «С такой фамилией вы не имеете права писать о евреях». Обширную информацию о живших в Стерлитамаке, втором по величине городе республики, дал русский писатель и журналист Михаил Иванович Минеев, сами же стерлитамакцы не захотели рассказать о себе...

Интересна была реакция тех, что евреями являлись лишь наполовину и носили зачастую русские или башкирские фамилии, имея соответствующую запись в паспорте. Когда я спрашивала, можно ли их упомянуть в книге, то в большинстве случаев получала положительные ответы, среди них были весьма известные в республике люди – видные ученые, художник, чьи полотна есть в галереях Англии и музеях США, инженеры и врачи.

Были случаи, обращались ко мне и с просьбой – помочь «стать» евреем. Причем, если в двух случаях «претенденты» имели довольно веские основания, то третий никаких еврейских корней не имел, о чем и заявил без обиняков. Здесь, несомненно, были меркантильные соображения.

Но вот совсем недавно в нашем городе открылась временная синагога. Представьте, на молитвы стали ходить и несколько «урожденных» мусульман. Приходят с мужьями и нееврейские жены. Что движет этими людьми? Думаю, не корысть, а стремление приобщиться к религии и традициям другого народа.

Мой отец был внуком кантониста и вырос в ассимилированной семье. Что касается меня, то, несомненно, нееврейская фамилия не раз выручала меня в советское время, и я была благодарна родителям, что дали мне «нейтральное» имя. Когда почти десять лет назад я приступала к работе над упомянутой книгой, то даже собиралась подписать ее фамилией прадеда, но потом поняла, что не имею права, рассказав о стольких доверившихся мне людях, скрыться за... псевдонимом.

С уважением,

Шкурко Эмма Александровна, Уфа.

 

 

Дорогая редакция!

Мне бы хотелось на страницах Вашего журнала обратиться к Белле Штейн, автору письма в предыдущем выпуске «Лехаима».

Уважаемая Белла!

Вы задеваете весьма актуальный вопрос о национальности детей от смешанных браков. Позвольте привести на сей счет положение еврейского Закона: национальность ребенка определяется по матери. Поэтому, когда Вы со здоровым украинским юмором высмеиваете довольно грубо изложенные взгляды А. Козака на воспитание русской женой ребенка еврея в русских традициях, то спорите с самим еврейским Законом, в котором мудрость и опыт тысячелетий. Примеров, подтверждающих его правоту, великое множество, начиная с жен царя Соломона. Кроме того, данные биологии говорят, что большинство элементов и структур человеческий организм наследует от матери, а не от отца.

Достоверность материнства легче определить, чем отцовства. Я ни в коей мере не хочу задеть ни Вас, ни Вашу мать, ни Вашу дочь, но объективно, в условиях галута это показалось мне существенным. Тем более, что большинство стран проживания, включая СССР и Россию, имеют законы, основанные на кодексе Наполеона, действовавшего в интересах своих доблестных солдат. Этот кодекс гласит: «Отцом ребенка считать мужа». С другой стороны, еврейское право патриархально, наследование происходит только по мужской линии...

И тут я поняла если не все величие и благородство еврейского Закона, то какую-то его часть: он не предъявляет претензий к нееврейским отцам еврейских детей и не претендует на наследство еврейских отцов для детей от неевреек. Эти претензии регулируются законами стран проживания. Таким образом, еврейский Закон основателя христианства евреем считает, а детей основоположника коммунизма от благородной фон Вестфален и детей Березовского от русских жен евреями не считает.

Ваша тройка за «лучшее сочинение» – пустяки по-сравнению с теми принципами, по которым осуществлялся естественный отбор в послевоенное время. Евреи были до того духовно и физически «забиты», что я предпочла выйти замуж за татарина, но он оказался с необрезанным сердцем. Теперь я с детьми уезжаю в Израиль.

Меламед Софья, Казань


<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru