[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2000 ТИШРЕЙ 5761 — 10 (102)

 

Московское времЯ

 

Светлое возрождение

Итак, открытие еврейского общинного центра в Москве, в Марьиной роще, состоялось. Совсем недавно это казалось фантазией, в осуществление которой не верили даже самые большие оптимисты. Еще за несколько дней до открытия невозможно было представить, что оно будет таким величественным, достойным, значимым и запоминающимся. Это не только самый большой еврейский общинный центр в России и в странах СНГ – он первый в истории нашей страны, где евреи живут уже больше десяти веков.

  

18 июля 2000 года (18 Элула 5760 года), войдет в историю русского и мирового еврейства как праздник радостный, исторический. Жизнь не так уж часто баловала евреев такими событиями. Торжество, которое своим присутствием почтили президент страны Владимир Путин, послы великих держав в России, видные политические и общественные деятели, открыл главный раввин России Берл Лазар.

 

Оставаться евреями

(беседа с Мордехаем Вайсбергом, директором Московского еврейского общинного центра)

 

– Можете ли вы определить идею создания этого центра?

–У многих уже появилось, даже закрепилось мнение, что у евреев в России будущего нет. Одни уезжают, эмигрируют. Другие – ассимилируются. И то и другое имеет место, но я убежден, что еврейская община в России будет не только существовать, но и развиваться. Для сохранения евреев как нации прежде всего важна Вера в Б-га. То, что есть государство Израиль, духовный центр евреев, это замечательно. Но диаспора, рассеяние имели место еще до разрушения первого храма и будут всегда. Поэтому в каждой стране, где есть много или мало евреев, они должны иметь свой Дом, который объединял бы их. Постепенно в других городах возникнут общинные еврейские центры, к которым протянутся духовные ниточки нашего центра. Так говорит наш раввин Берл Лазар, так считаю и я. Я вам правильно объяснил идею? Цель этого проекта – объединение всех евреев Москвы,  России, СНГ. Мы хотим, чтобы евреи, пожилые, молодые, юные и даже совсем маленькие, придя к нам, увидели, прочувствовали еврейскую жизнь, еврейские традиции. Чтобы они вернулись к своим корням.

– Наверное, при проектировании здания эти идеи учитывались, обыгрывались?

– Вы правильно ставите вопрос. Мы решили в одном здании объединить возможность исполнения трех фундаментальных принципов еврейской жизни. Прежде всего, в центре будет синагога, то есть молитвенный дом. Второе – образовательный комплекс. В нем будут помещения для обучения детей разного возраста и взрослых людей: библиотека и читальный зал, учебные аудитории и компьютерные классы. Третье –  это культурно-спортивный отдел, в котором расположатся помещения для занятий спортом, балетный зал, кинозалы, комнаты для работы клубов, кружков.

– Что побудило вас, молодого человека, израильтянина, приехать в Россию и отдать столько сил для возрождения еврейства, дела, еще недавно казавшегося безнадежным?

– Это результат воспитания и образования, которые мы получали с детства. Любавичский Ребе учил, что каждый его последователь должен распространять идеи еврейства. Раввин Берл Лазар приехал сюда тринадцать лет назад, когда еще были очень тяжелые времена. Учение Ребе, его энергия, его вера – вот, что дает нам силы. Мы, как и наш Учитель, считаем, что еврей может жить в любой стране, где ему нравится, и оставаться евреем. Быть евреем, как вы знаете, не очень легко. Мы помогаем в этом нашим прихожанам.

Сегодня бесспорно одно – посланцам Любавичского Ребе уже сегодня удалось сделать не просто многое, а невозможное для возрождения еврейской жизни в России. Это лучший памятник Любавичскому Ребе.

 

Общность еврейских судеб

Кантор из Израиля Менахем Флейшман в Москве

По приглашению Московской синагоги в Марьиной роще в самый святой для евреев день, «День искупления», в Йом-Кипур 5761 года в синагоге недавно открытого Еврейского общинного центра службу вел кантор Менахем Флейшман

В этот десятый день месяца Тишрей, когда на небесах решается судьба каждого еврея – будет ли на будущий год его имя записано в «Книгу жизни» – произносить молитвы от имени верующих дозволено не каждому: «Ибо в этот день искупит вас ... от всех ваших грехов, пред Г-сподом будете чисты...»

Менахем Флейшман достоин этой чести. Сын узников самых жестоких гитлеровских концлагерей – его отец прошел ад Освенцима, а мать чудом осталась жива после мук Берген-Бельзена, – он вправе в этот день произнести поминальную молитву Изкор о шести миллионах погибших.

Кантор ответил на вопросы нашего корреспондента.

– В праздники евреи диаспоры желают друг другу встретить следующий праздник в Иерусалиме. Но могут ли все евреи жить в Израиле?

– Всевышний, решив рассеять детей Израиля по всему миру, совершил тем самым благодеяние для своего народа. Рассеяние оказалось для евреев не только наказанием, но и спасением. Представляете себе, что бы случилось с нашим народом, если бы ко времени прихода Гитлера к власти  все евреи оставались бы в Европе. Холокост был бы еще страшнее. Не было бы государство Израиль таким, каким оно является сегодня.

– Уж раз мы заговорили о современном Израиле, позвольте вам задать следующий вопрос. Каково ваше отношение к правительству Барака?

– Я могу высказать только свое мнение. Наши руководители не такие плохие, как неразумные. Наших нынешних правителей гораздо больше волнует мнение о них Клинтона, Ширака, чем будущее страны. Наши правительства, начиная с договоренностей в Осло, втягивают народ и страну в большую опасность. Становится  очевидным, что чем больше правительство Израиля идет на уступки в обмен на мир, тем этот мир менее возможен. Чем страна сильнее, тем больше уверенности в мире.

И с этой точки зрения я снова повторяю, что не обязательно всем евреям быть в Израиле. Я верю, что Всевышний убережет и сохранит Израиль, нашу страну, а евреи в странах рассеяния будут гарантией, что народ наш, имея Тору, навсегда останется на земле.

Невозможно, чтобы Израиль все время находился в состоянии войны, но пока нам она угрожает, мы можем победить, только если сильны. Посмотрите на Россию, Соединенные Штаты... Они сильны и никого не боятся. Нельзя же быть, как лист на ветру, и шарахаться в разные стороны от любого дуновения ветра. Вот такими слабыми листьями кажутся мне наши правители. Они ведут себя в зависимости от направления ветра. Из Вашингтона дует один ветер, из Парижа – другой...  А мы отдаем наши города и земли. Если быть уверенным, что у арабов нет мысли сделать нам зло, можно было бы идти на определенные уступки. Но они всегда, говоря о мире, держат нож за спиной. Слово «мир» стало главным, когда к власти пришли левые. За словом «мир» должна стоять сила. Я слышал русскую поговорку, что добро должно быть с кулаками. Слабость не может породить мир.

– Расскажите немного о себе. Откуда у вас такой идиш?

– Я родился в Иерусалиме. Сегодня живу в Реховоте. Мой идиш из Иерусалима. В ешивах говорят на идише. Сегодняшняя молодежь уже не знает этот язык. Вот мой сын, ему 19 лет, на идише не понимает ни слова. Наше поколение, боюсь, последнее, для которого идиш – родной язык. В Иерусалиме в ешивах, в хедерах пока говорят еще на идише.

Мои родители из Венгрии. Встретившись вскоре после освобождения, будучи еще совсем молодыми, они решили пожениться. Сейчас у них уже есть правнуки, а у меня не только дети, но и внуки.

– Мы беседуем с вами в праздничные дни. Что бы вы хотели пожелать читателям «Лехаима»?

– Прежде всего хорошей записи в «Книгу жизни». Йом-Кипур – это вершина Десяти дней покаяния. А покаяние – это вершина мудрости. Пусть с этого дня мудрость не покидает молящихся.

– Вы прежде бывали в Москве?

–Только проездом. Этот мой приезд по существу первый. Меня привела сюда радость создания нового еврейского общинного центра в Москве. Под его влиянием, уверен, возникнут с Б-жьей помощью и подобные центры в других городах необъятной России.

Я вижу здесь пожилых людей, которые возвращаются к еврейским истокам. Я вижу молодежь, которая тянется к еврейству. Я наблюдаю  за детьми, распевающими еврейские песни. А это значит, что руководители общины сумели найти тот еврейский огонек, который тлеет в душе каждого еврея. Они раздули его, и теперь он уже будет гореть всегда.  И это главное, что сделал Московский еврейский общинный центр. Московская еврейская община в Марьиной роще сделала настоящую «еврейскую революцию» в России. Я уверен, что теперь это будет уже одна из самых интересных и больших общин в мире.

Мне хочется пожелать молодым читателям «Лехаима», чтобы они узнали настоящую правду о еврействе, правду, исходящую от нашего Учения, чтобы журнал освещал самые хорошие стороны еврейской жизни, еврейского характера.

Марк Китайгородский

 

Блиц-интервью с очевидцами открытия Еврейского общинного центра в Марьиной роще

 

Натан Щаранский (Израиль)

Я полагаю, что этот день по-хорошему запомнится и всем нам, кто сегодня здесь присутствует, и тем, кто узнает о нем по радио или увидит по телевизору. Это не рождение еврейской общины в России – она здесь была всегда. Это свежий ветер в жизни одной из самых больших и значительных еврейских общин в мире, и, конечно же, этот праздник достоин уважения.

 

Иосиф Бегун, общественный деятель, бывший узник Сиона (Израиль)

Поверьте, в тюрьмах, в ссылках я мечтал о возрождении еврейской жизни в СССР. Я думал, что когда вернусь в Москву, приду в маленькую уютную синагогу в Марьиной роще, где буду беседовать с Б-гом. Но то, что увидел сегодня здесь – тысячи людей вокруг синагоги, – это превосходит любые мечты. Я счастлив, что дожил до этого дня.

 

Юрий Миронов, фотожурналист (Москва)

Оформление праздника заслуживает наивысшей похвалы. Я не знаю, кто художник этого действа, но это – настоящий мастер. То, что праздник удостоил не только своим присутствием, но и яркой речью президент В. Путин, красноречиво говорит о том, как изменилось положение еврейской общины в Москве и в России, а также является свидетельством уважительного отношения Владимира Владимировича к еврейскому народу.

 

Леонид Сонц, заслуженный артист Татарстана (Казань)

Глядя на этот величественный праздник, я со слезами на глазах вспоминаю своего деда, житомирского раввина, которому приходилось справлять молитвы тайно от властей. Я думаю, что молитвы его и таких, как он, приблизили этот праздник. К этому дню мы выпустили свой новый диск, на котором записано много хасидской музыки – хасидские марши, хасидские напевы, попурри на хасидские темы. Это наш подарок к открытию Московского еврейского общинного центра в Марьиной роще.

 

Моисей Аронович из Красноярска

Еврейская община в Марьиной роще не только оживила, но, по существу, возродила еврейскую жизнь в нашем далеком сибирском городе. Раввин Берл Лазар и его соратники так энергичны, что их энергия передается через тайгу за тысячи километров к нам в Красноярск.

 

Евгений Вал, член президиума Московского еврейского культурно-просветительского общества

Это потрясающе! Скажу лишь о сценической площадке, подготовленной для концерта по случаю открытия. Как инженер, отмечу – она сделана по высшему классу. И неудивительно, что свое согласие выступить на этой сцене дали Михаил Грушевский, Максим Леонидов, Ефим Александров, Михаил Шуфутинский, Иосиф Кобзон. Завершился концерт получасовым выступлением Филиппа Киркорова, исполнившего несколько песен, рожденных на Земле Обетованной. Концерт продлился до поздней ночи – зрители не отпускали любимых артистов. Такого, мне кажется, в еврейской жизни Москвы еще не бывало.

 

Михаил Глуз, народный артист России (Москва)

Открытие Еврейского общинного центра в Марьиной роще проходило накануне Международного фестиваля искусств имени Соломона Михоэлса.  Символично, что эти два события совпали и по времени и по сути своей – это свидетельствуют об истинном возрождении еврейской культуры, еврейской жизни в России. Тот факт, что общинный центр открыли президент России Владимир Путин и главный раввин Берл Лазар, придает этому событию историческую значимость. Я счастлив, что являюсь участником и свидетелем этих событий.

 

 

«Хасидская капелла» – чудо наших дней

На открытии центра перед собравшимися выступил еврейский мужской хор под управлением Александра Цалюка.

Об этом коллективе мы хотим рассказать подробнее

Знакомьтесь – маэстро

Александр Борисович Цалюк – дирижер московского мужского еврейского хора «Хасидская капелла», коллектива, получившего мировое признание. Хотя хор еще молод, ему немногим более десяти лет, но представить еврейскую жизнь в России без этого ансамбля уже невозможно. К моменту создания хора Александру Цалюку было 19 с небольшим. Начинал он как хормейстер. Музыкой начал заниматься в пятилетнем возрасте. Музыкальную школу закончил по классу виолончели. Одновременно пел в детском хоре Попова, а потом пошел в музыкальное училище. Позже закончил Московскую консерваторию – по классу дирижирования, две аспирантуры, по классу хорового дирижирования и по классу симфонического дирижирования. Его учителями были Галина Борисовна Збаронок, профессор Станислав Семенович Калинин и бывший ректор Московской консерватории Борис Иванович Куликов. Сегодня Цалюк именит, уважаем, опытен, хотя маэстро всего 30 лет.

В синагогу, в зарождающийся хор Александра Цалюка привел его дедушка, Лейб Вульфович Рояк, почетный член правления Московской хоральной синагоги. Всю свою жизнь он был активным прихожанином этой синагоги. Он закончил хедер, учился на помощника раввина. Сейчас ему 93 года, к сожалению, он ослеп. Лейб Вульфович помнит всех раввинов хоральной синагоги, начиная с Якова Исаевича Мазе, и прекрасно ориентируется во всех светских и религиозных аспектах еврейской жизни.

Музыкант вырос в интеллигентной семье. Его мама, Анна Львовна Цалюк, – профессиональный переводчик с английского, отец – инженер, сейчас работает в еврейской благотворительной организации «Яд Эзра».

«Мы дарим людям давно забытый еврейский праздник – еврейскую религиозную музыку, которая сопровождала евреев в странах рассеяния с конца XVIII века до наших дней. В России, в Московской хоральной синагоге был мужской хор, состоявший из более чем 100 участников, но он прекратил свое существование вскоре после Октябрьской революции. С этим хором работали выдающиеся канторы, среди них Моше Кусевицкий, Луи Левандовский. Мы надеемся, что наша “Хасидская капелла” явится шагом к возрождению того хора, с которым пели лучшие канторы начала ХХ века», – говорит Цалюк.

Об истории возникновения хора

В 1989 году, уже в горбачевские времена, в хоральной синагоге было решено воссоздать хор.

Вначале собралось несколько любителей хорового пения и профессиональных музыкантов. Это была небольшая группа пожилых прихожан. Они приступили к репетициям. Их поддержали благотворительный фонд «Джойнт» и великий кантор современности Иосеф Маловани, один из лучших специалистов в области еврейской литургической музыки. Он «забросал» энтузиастов нотным материалом. Подарки эти попали на благодатную почву. Вскоре в хор пришли молодые люди с хорошим профессиональным музыкальным образованием. Они стали изучать репертуар и довольно быстро приготовили большую программу. Начались гастроли. Руководителем хора был назначен кантор Московской хоральной синагоги Владимир Плисс, опытный и умелый организатор музыкальных коллективов. Иосеф Маловани открыл в Москве филиал канторской школы. Александр Цалюк был тогда совсем молодым хормейстером, имел опыт работы с детским хором. Плисс был прекрасно образован, но не имел дирижерской практики, и он стал искать еще одного дирижера. В 1990 году в качестве дирижера в хор пришел Михаил Турецкий, яркий и талантливый музыкант. Вскоре хор уехал в США, и Турецкий, подписав контракт, остался там с частью хора. Именовался он хором Московской хоральной синагоги. А часть хора вернулась в Москву. Так возникло второе крыло хора под руководством Плисса, которое называлось хором Московской академии канторского искусства. Этот коллектив стал путешествовать по европейским странам и внутри страны, петь на больших службах в Московской хоральной синагоге.

Из рассказа Александра Цалюка: «Мы объездили всю Европу. Условия во время гастролей были ужасными – ночевки и обеды в автобусах, переодевания перед концертами тоже в автобусах. Многие в этих поездках подорвали свое здоровье. Но ездили много. В одной Польше побывали раз пятнадцать, в Германии больше двадцати, во Франции пять раз. На наши концерты ходили и евреи и неевреи. В Польше в залах были, в основном, поляки. Причем наши концерты были там полным откровением. Люди тянутся к этому виду искусства. В Европе им интересуются маститые музыканты, профессора из разных академий музыки. Мы выступали в Мюнхене в консерватории академии музыки, в Париже, и везде находили благодарного слушателя. Везде наши выступления производили большое впечатление, потому что записей этой музыки не существует. Нет компакт-дисков, где хор поет с кантором. В Израиле существуют записи старых мастеров. Великие канторы пели в сопровождении фисгармонии или рояля, иногда с маленькими ансамблями, квартетами. Позднее канторы выступали с большими симфоническими оркестрами, но не с хором.

Этот вид искусства после революции практически умер. Зародился он в местах оседлости на территории России, Белоруссии, Литвы. После революции ушла черта оседлости, а вместе с ней и традиция канторского пения. Возрождение хора – это чудо конца ХХ века. Произойти оно могло только у нас. Музыка в России, образование музыкальное были на очень высоком уровне. Российская школа оставила заметный след в развитии мировой музыкальной культуры.

Вообще в мире насчитывается только 3-4 хора, исполняющих музыку на профессиональном уровне. Лучшими из них признаны два московских коллектива. Это хор Турецкого, который сейчас почти перестал заниматься литургической музыкой, и наш хор, который продолжает исполнять еврейскую литургическую музыку и народные песни на идише. Мы поем не только еврейские песни, мы поем даже русские, грузинские народные песни, классическую музыку, произведения израильских авторов. Наш хор достаточно академичен. В состав хора входят профессиональные музыканты. Я, как дирижер, предпочитаю стиль академический и поэтому именно в этом направлении мы работаем...»

Хор под управлением Александра Цалюка работал в Московской хоральной синагоге до 1997 года. В состав хора входили профессора и преподаватели консерватории и гнесинского института, студенты, аспиранты, просто любители музыки, но с музыкальным образованием, то есть люди, которые хорошо разбираются в нотном печатном материале. Зарплату его участники практически не получали. Они ездили по миру в тяжелейших условиях. Не раз попадали в различные переделки. Были в Дании, Швеции, Норвегии, Германии, Франции, Польше, Англии, Швейцарии, Люксембурге, Израиле.

И снова слово А.Б. Цалюку: «К сожалению, ни в России, ни за рубежом материальных источников для достойного существования музыканты найти не могли. Конечно, мы зарабатывали какие-то деньги на этих концертах, но все-таки работали больше из альтруистических соображений, ведь мы видели на своих концертах тысячи благодарных слушателей, которые не могли сдержать слез. Мы сделали огромное количество записей, и ребята, которые пели в хоре, почти 80% того состава, остались до сих пор. Люди не уходят, за исключением тех, кто уехал, то есть что-то держит исполнителей в этом коллективе. Я сам удивляюсь некоторым вещам. Мы уже несколько лет поем одно произведение Ройтмана-Румшинского. И каждый раз звучит оно по-новому и с такой силой, что у меня даже мурашки бегут по телу. Оно сочетает в себе и канторскую импровизацию, такую статическую мощь, и очень земной, строгий, трагический характер классического хорового звучания в европейской традиции. Этот контраст обычно производит такое впечатление и на слушателей, и на самих исполнителей, что после окончания произведения всегда секунд на 15-20 в зале устанавливается гробовая тишина, а потом обрушивается шквал аплодисментов. Таких произведений в нашем репертуаре достаточно много.

Уезжать – не уезжаем, хотя много лет “сидим на чемоданах”, что-то мешает сделать последний шаг: то нужно закончить учебу, то найти работу, то поправить здоровье и т.д. Побывав во многих европейских странах, я перегорел мыслью, что нужно уехать. Для меня это уже более глубокий вопрос. Убежать от самого себя невозможно. Мы родились в этой стране, выросли здесь, получили образование. Так что все это достаточно сложно».

А.Цалюк, И. Маловани и А.Кац.

 

Большие перемены

В 1997 году хор под управлением М.Турецкого вернулся в Москву. В синагоге оказалось два хора под одной крышей и под одним именем. Тогда руководство синагоги решило отказаться от группы под управлением М. Турецкого, но спонсоры И. Кобзон и В. Гусинский сказали свое веское слово, и так получилось, что произошла некая «рокировка», в результате которой Цалюк пришел к раввину в синагоге в Марьиной роще Берлу Лазару. Рассказал ему вкратце всю ситуацию. О том, что погибает семилетний коллектив, у которого уже сложились свои традиции, накоплен немалый репертуар, и попросил помощи. Раввин Берл Лазар откликнулся на рассказ дирижера. Он соблюдал все этические нормы, и хор не начал действовать на новом месте, пока полностью не прекратил работу на прежнем. После беседы с Берлом Лазаром Цалюк изложил хору всю ситуацию, и хор в полном составе перешел в синагогу в Марьиной роще. Никто не предал Александра Цалюка, никто не ушел.

Директор европейского отделения Universal Music (Polygram) г-н Хэнстрем, И. Маловани, посол США в России г-н Коллинз, директор российского отделения Universal Music (Polygram) г-н Д. Джанк, А. Цалюк.

Культурный атташе посольства США г-н Браун, А. Цалюк и главный раввин России Лазар.

 

«Работая здесь, мы имеем более достойное существование», – рассказывает Александр Цалюк.

Недавно в Москве отмечал свое 80-летие великий кантор Михаил Александрович. Он пожелал, чтобы на его юбилее выступил коллектив «Хасидская капелла». Такой чести удостаиваются только воистину талантливые коллективы.

Сказано в древнем предании: «Там, вверху, расположены храмы, двери в которые отворяются только с помощью песни». Если это так, то ворота в эти храмы распахнуты для участников хасидской капеллы и для их слушателей, ибо песни, исполняемые коллективом под руководством А. Цалюка, объединяют Б-жественное и земное.

Для читателей, которым захочется подробнее познакомиться с коллективом «Хасидская капелла», мы сообщаем его адрес в мировой электронной сети:

http://www.hasidic-cappella.com/

Галина Казимирова.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru