[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2000 ЭЛУЛ 5760 — 9 (101)

 

Обретение Неба на Земле

365 размышлений Ребе

СВЯЗЬ С ЦАДИКОМ

Каждому, кто занят поиском, требуется проводник, никто никогда не поднимал себя за волосы.

Ребе — это нечто гораздо большее, он – проводник, который становится частью вас. Ваш поиск – это его поиск, ваша борьба – его борьба. Вы смотрите в труды Ребе и находите там себя.

Подобно тому как душа Адама вмещала все души, которые должны были появиться на свет, душа Ребе, согласно хасидской традиции, содержит душу каждого из его хасидов.

 

334

Когда Авраам «...близко подошел к Египту», он попросил свою жену Сару: «Скажи, что ты мне сестра».

Союз мужчины и женщины в браке не столь прочен, как союз брата и сестры. В первом случае две части связаны воедино огнем страсти, но эти две части могут быть по-прежнему разорваны. С угасанием страсти ослабевает и брачный союз. Единство же брата и сестры остается неразрывным.

Авраам, вышедший из Святой Земли во мрак Египта, знал, что единственная надежда выдержать погружение в эту нечистоту – связать себя как можно крепче со светлой, совершенно прозрачной душой, которая останется вдали от всего этого. Он и попросил Сару назваться его сестрой.

 

***

Предыдущий Ребе рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон оставил после себя большую бесценную библиотеку. Несколько наследников Ребе объявили, что книги были его личной собственностью и, следовательно, принадлежат им, наследникам.

После 35 лет споров дело рассматривалось в суде, дочь покойного ребецн Хая-Мушка заявила:

– Мой отец и его библиотека принадлежат хасидам.

Ребе, ее супруг, затем повторил слова ребецн публично и отметил, что эти слова решили исход дела.

335

Когда Ребе после года постоянных просьб и требований согласился стать главой Любавичского Движения, он предупредил своих учеников и последователей:

– Не думайте, что вы будете держаться за мой талес. Я помогу в случае необходимости. Но каждый должен будет выполнять свою работу.

 

336

Цадик соединяет вас с Б-гом и сам отходит в сторону.

 

337

Студент колледжа как-то спросил Ребе, в чем состоит его работа.

– Чем занимается раввин, я понимаю – он учит нас осознать свою вину, – сказал студент. – Но что делает Ребе?

Ребе поднял палец вверх и стал объяснять:

– Ты видишь эту лампочку? Провода соединяют ее с электростанцией, которая освещает весь Бруклин. Сама станция соединена с Ниагарой, снабжающей энергией весь штат Нью-Йорк и даже больше того. Каждый из нас – это лампочка, связанная с мощным генератором. Работа Ребе состоит в том, чтобы взять тебя за руку в темной комнате и положить эту руку на выключатель, который установит связь с генератором.

 

338

О его отношениях с его Ребе:

Ощущения хасида таковы. Точно так же, как говорит Зогар, едины мы, Тора и наш Б-г, едины хасид, его Ребе и его Б-г. Я не видел, чтобы это было где-то написано, так что можно возражать против этого сколько угодно. Но я чувствую и верю, что это так.

 

339

Ребе знает своих хасидов, как знает человек собственные глаза, уши, пальцы рук и ног. Хасид ощущает своего Ребе, как биение собственного сердца.

 

340

Любавичские Рабеим выделяют специальное время, чтобы думать о своих хасидах, каждом в отдельности, сосредоточившись на любви и доброте, которую они испытывали к ним.

Как вода отражает лицо глядящего на нее, так сердце человека отвечает на мысли того, кто о нем думает. Ребе и его хасиды связаны между собой вечными узами любви.

 

***

В ряде случаев мысль о Ребе приходит, попадая в самую точку, неся с собой огонь, который переполняет всего тебя.

Это происходит потому, что я думаю о Ребе? Или потому, что он думает обо мне?

 

341

Цадик не испытывает нужды ни в чем и молится за свой народ.

Но если он ни в чем не нуждается, у него не возникает сомнений в том, что и они не испытывают нужды в чем-либо. Тогда зачем он молится?

Он молится, чтобы они открыли свои глаза и сердца, почувствовали, что на самом деле ни в чем не нуждаются.

Но все-таки, как может, как может не испытывающий ни в чем нужды молиться? Дело в том, что в глубине себя он не нуждается ни в чем, но еще глубже, в самой сущности, он и его народ – одно целое.

 

342

Когда вы видите, как в изгнании сгущается тьма и достигают предела испытания, единственный способ пробить тьму – усилить связь с цадиком своего поколения.

 

343

Если вы совершаете его работу, цадик дает вам силы. Значительно больше сил, чем вы можете себе представить. На самом деле вы становитесь с ним единым целым. Его решения становятся вашими, а ваши – его решениями. Не может быть большего единства между личностями.

 

344

Для того, чье «я» заключено в его теле, смерть тела означает смерть его «я». Для цадика же, чье «я» в его любви, благоговении и вере, это не смерть, а лишь переход заточения тела к освобождению. Он продолжает трудиться в мире и даже больше, чем до этого.

В Талмуде сказано, что наш праотец Яаков никогда не умирал, как и Моисей, и рабби Иегуда. У них были очень высокие души, связанные с Истиной, и поскольку Истина никогда не может умереть, они тоже не умирали.

Да, глазами мы видим смерть. Тело зарывают в землю, и мы оплакиваем потерю. Но это лишь часть обмана материального мира. А в мире Истины они остаются, как и раньше.

Доказательством этого служит то, что мы еще здесь. Если бы высокие души не были с нами в нашем мире, все, что мы знаем, перестало бы существовать.

 

345

Цадики никогда не оставляют этот мир – они проходят через него, но все еще пребывают в нем. Они остаются, чтобы помогать тем, кто связан с миром, благословениями и советами, как и прежде, даже в еще большей степени. И те, кто удостоился знать их в телесной жизни, все еще могут создавать узы с ними. Все зависит от нас. Мы должны упорно трудиться для установления этой связи.

 

***

Во время своего руководства Любавичским Движением, отвечая на просьбы о благословении, Ребе неизменно говорил:

– Я обращу на это внимание Ребе, моего тестя, на его могиле.

Под «Ребе» он подразумевал предыдущего Ребе, Ребе Раяца, который для него никогда не умирал.

 

ДНИ НАСТУПАЮТ

Существует древняя традиция, по которой цадик стоит выше остальных, в центре всех живущих на земле. Покинувшего этот мир цадика сменяет другой.

Цадик представляет собой канал, через который жизнь течет к Творцу и всем Его созданиям. Он или она – место сверхсознания всех умов и всех душ. Цадик – это мы, а мы – это цадик, и с цадиком мы едины.

Я глубоко убежден, что Ребе был сердцем первопроходцев и всех, кто родился в их кильватере.

Всматриваясь в лицо Ребе, я спрашиваю: «Его мир – мой мир... Но мы так далеки! Я – это он, а он – это я? Если его сердце – это мое сердце, то почему я не чувствую его биения?»

Но разве можно чувствовать, как бьется в тебе сердце? Большинство людей не чувствуют этого, если не пощупают свой пульс. Разве это не абсурдно? Все тело беспрестанно пульсирует, каждый орган без устали качает кровь в сердце, а вы говорите «не чувствую». Оно так близко к вам, так много в нем вашего, что вы не можете чувствовать, как не можете видеть собственный нос.

Все происходящее с телом и умом отражает биение сердца и проходящей сквозь него крови, дающей жизнь.

Все наши поиски высших свершений, отрицание установленного порядка, наше ожидание Нового Века или как бы вы его ни назвали – все это выражение потока жизни, который поступает к нам через цадика. Цадик, однако, символизирует ту самую эру Мошиаха, которую ждали еще наши праотцы.

И продолжает символизировать, ибо он до сих пор с нами.

 

346

1951 год. Мы – последнее поколение изгнания и первое – Нового Века.

1967 год. Дует мощный ветер возвращения. Я слышу звук рога великого Овна. Души юных готовятся к приходу Мошиаха.

1990 год. Время человечества, согласно традиции, разделено на шесть тысячелетий по шести дням творения. Седьмое тысячелетие – вне времени.

По этой парадигме, 5751 год (октябрь 1990 – сентябрь 1991) соответствует полдню шестого дня, открывает совершенно новую эру. В полдень в пятницу мы начинаем готовиться к Седьмому дню, все чудеса, которые предстоит увидеть в этом году, – лихорадочная подготовка природы ко времени вне времени. Мы войдем в то, что мудрецы назвали эрой Мошиаха.

 

347

Свыше 1800 лет назад автор Зогара предсказал, что примерно в 1840 году совершится революция в науке. Он описал, как раскроются шлюзы неба наверху и источники мудрости внизу, как потоки наводнят землю всем необходимым для новой эры и мир наполнится знанием Единства его Творца.

Мудростью, поступившей сверху, явились тайны Торы, переданные хасидским учителям. Мудростью снизу – новое понимание единства создания, представленное современной наукой.

И теперь все готово.

 

348

Сказано Исайей: «Весь мир будет наполнен признанием Б-га, как воды закрывают дно океана».

Это – Воды Жизни для Всего.

Сейчас мы живем как существа сухой земли, будто отделенные от источника нашей жизни. Тогда мы будем как морские создания, поглощенные своим источником жизни. Окажемся в единении с Источником Всей Жизни, пока ничего нельзя будет различить между творением и Творцом.

 

349

Кое-кто боится Нового Века. Его беспокоит: «Что будет с моей карьерой? Должен будет измениться весь стиль моей жизни! Как же знакомства и связи, которые я приобрел в течение всей жизни? Мои владения, мои вклады, планы на пенсию? Наконец, мой автомобиль?»

Бояться нечего. Эра Мошиаха не отделена от нашей. Она включает все, что мы делаем теперь, все, что мы знаем, останется с нами. Исчезнет только отрицание, и мы увидим Б-жественность в каждой вещи.

Некоторые твердили: «Мошиах на пути к нам! Продавайте ваши дома и уходите в Святую Землю!»

Ребе же говорил: «Мошиах в пути! Стройте дома, организации! Делайте все, что можете, чтобы взять это с собой!»

 

350

Материальный мир – это место, где каждая вещь как бы заявляет, словно нет у нее источника: «Я здесь и всегда была здесь».

По сути нет источника только у Сущности Всех Вещей. Он был, есть и всегда будет. Есть истина, которую этот мир пытается нам сообщить.

Во времена Мошиаха исчезнет всякое искажение, и мы ясно убедимся, что есть только Сущность.

 

351

Все имеет свои границы, даже тьма. Как говорит Зогар: «При создании мира был положен предел даже тревоге, волнению».

 

352

Мы не ждем, чтобы откровение свыше спасло нас от незнания, как сохранить этот мир и установить в нем порядок. Мы, скорее, ждем увидеть, как солнце поднимается надо всем, что сделано нами, увидеть, как результаты нашей работы цветут в вечной весне.

 

***

Новый Век приходит в мир, как весенний дождь на вспаханное и засеянное поле. Пашите и сейте, пока еще есть время.

 

353

Это случится с вами или без вас, верите вы в это или нет. Да, вы можете ускорить это. Но суть в том, что это произойдет в наше время, станете вы в этом участвовать или нет. И будет для вас все хорошо, независимо от того, как это осуществится.

Но спросите себя: «Где я окажусь, когда это произойдет? Стану ли частью этого или мне не придется в нем участвовать?»

 

354

У скептиков возникает вопрос: «Как вы можете видеть так много хорошего в будущем, если в мире преобладает зло, и оно возрастает с каждым днем?» Но таков порядок вещей. Тьма помещена в мир как вызов свету. Когда свет усиливается, тьма сгущается, бросая ему вызов.

 

355

Говорят, что самая глубокая тьма приходит перед самым рассветом. До своего освобождения из Египта наши праотцы испытывали жесточайшие притеснения.

Тогда грубая тьма рабства распространялась на тела. Сегодня тьма пребывает в наших душах, воплощаясь в глубокий сон духа. Искры света, отблески солнца, которых прежде не было, пробиваются сквозь тьму ночи, но тьма пока сильнее.

Готовьтесь же к рассвету!

 

356

Притча

Отец отвечает на вопросы ребенка, и оба счастливы в происходящем диалоге. Но вот после очередного вопроса отец вынужден задуматься – как ответить на этот вопрос, чтобы сущность того, что он хотел бы вложить в ответ, вошла в мир ребенка. Он долго молчит, и ребенок начинает беспокоиться:

– Отец, где ты? Почему так долго не отвечаешь мне? Не забыл ты обо мне, погрузившись в собственные мысли?

Отец начинает говорить, но теперь глубочайшая суть его мыслей проникает в ум и сердце ребенка. Вторгается таким потоком, что ребенок становится подобным отцу.

Дети – это мы. Сейчас время молчания.

Когда дух человека объят тьмой, когда ворота для потока кажутся запечатанными, готовьтесь к освобождению.

 

357

Не сомневаясь в том, что мир создан Творцом, вы должны признать, что Он руководствовался целью.

Но оглянитесь вокруг, и вы убедитесь, что она не достигнута. Она во времени, еще не пришедшем. Это просто путь к ней.

 

358

Вы построили дом своей мечты. Мечта была планом. План стал массой грязной работы, работа – домом.

Если вам сопутствовала удача, сооружение явилось домом вашей мечты.

Мечта, план, грязная работа, успех. Почему это основная стратегия всех человеческих усилий? Потому что это история вселенной.

Тех, кто проникся мечтой, кто умеет читать план, мы уже видим за последними мазками.

 

359

Еще до того как я начал учиться, в моей голове уже формировалась картина освобождения. Такого освобождения и таким образом, чтобы оно придало смысл страданиям и преследованиям, которым мы подвергались.

Я не предполагал, что не будет тьмы, не будет страданий, что эти вещи перестанут существовать. Мне представлялось, что сама тьма станет светом – даже тьма и страдания прошлого.

360

В день Рош а-Шона, Нового, 5507 (1746) года, Баал-Шем-Тов, находясь в состоянии глубокой задумчивости, вошел в связь с Мошиахом и спросил его:

– Господин мой, когда ты придешь?

– Когда твои ручьи распространятся повсюду, – услышал он в ответ.

Мошиах имел в виду ручьи человеческой мудрости. Когда не только вода ручья, но и сами ручьи распространяются, когда наиболее отдаленные и темные уголки материального мира станут ручьями внутренней мудрости, тогда придет Мошиах.

Это теперь наказ нам.

 

361

Нынешнее положение мира называется «гола». В ближайшем будущем положение изменится и станет называться «геула».

Буква «алеф» в слове «геула» означает «хозяин», а также «один».

Чтобы превратить «голу» в «геулу», нужно лишь явить «алеф» – Одного Хозяина Вселенной, скрытого искусственными фактами этого мира.

 

362

Дело не в том, что мы должны быть освобождены, а в том, что изгнание следует из нас извлечь.

363

Поздняя весна 1991 года. Живите теперь в Новом Веке. Изучайте его. Говорите о нем. Внимательно смотрите на каждую деталь нашего мира и представляйте себе, какова она будет в эти времена. Будьте здесь. Не только ускоряйте его прибытие, но и готовьтесь принять его добро.

 

364

Осень 1991 года, за несколько месяцев до рокового удара. После 3307 лет все необходимое сделано. Стол для трапезы Мошиаха сервирован, старое вино, Левиафан и бык на столе – и мы ждем.

Осталось только открыть глаза и увидеть.

Последние слова я записал, но не понял. Если бы понял, вероятно, не нужно было бы говорить «открой глаза».

 

ПЕРЕДАЧА

365

После того как жена Ребе ребецн Хая-Мушка вернула Создателю свою душу, Ребе стал проводить все больше времени в Оэле, где похоронен предыдущий Ребе, отец ребецн. Он оставался там много часов, читал письма, адресованные ему, говорил псалмы.

28 Нисана 5751 (1991) года Ребе вернулся из Оэля, прочел вечернюю молитву и начал беседовать с хасидами. В середине беседы он неожиданно сказал:

– Мы так много говорим о геуле, и возникает тревожащий вопрос, как же это возможно, что мы еще не дождались прихода Мошиаха? Совершенно непонятно.

И другой вопрос. Много евреев собирались вместе и в подходящее время для геулы, тем не менее они не штурмуют двери, не требуют Мошиаха незамедлительно!

Они, не дай Б-г, допускают, что Мошиах может и не прийти сегодня... или завтра... или послезавтра. Кричат, поют и даже плачут «Доколе!», но делают это потому, что им сказали: так надо! Если бы они искренне плакали, Мошиах уже пришел бы!

Как я мог добиться того, чтобы все евреи плакали искренне и тем самым сделали бы Мошиаха реальностью? Все сделанное мной не помогло. Доказательство тому – мы всё еще в изгнании. Более того, в изгнании внутреннем, духовном.

Единственное, что я могу, – это передать дело вам. Делайте все, что можете, – берите «свет Тоху», но в «сосуды Тикун», чтобы немедленно привести Мошиаха в нашу реальность. (Тоху и Тикун – духовные миры, обсуждавшиеся в иудейском мистицизме. У Тоху большой свет и энергия, но он не может удержать их. У Тикун – правильные, гармонические сосуды для света, но этого света не так много.)

Пусть по воле Всевышнего будет десять евреев, которые решат бороться и требовать от Него – и, конечно, они преуспеют – привести немедленное освобождение, как написано: «Даже если народ и жестоковыйный он, прости нашу вину, наш грех и возьми нас Себе в удел».

Итак, свою долю я внес. Отныне делайте вы, что можете, и пусть по Его воле один из вас или двое, или трое придут с предложением, что и как делать. И главное – завершить это и принести настоящую, совершенную геулу немедленно, прямо сейчас, радостно, с чистым сердцем.

Слова Ребе вызвали огромное воодушевление у хасидов. Следующие одиннадцать месяцев он каждую неделю говорил о Мошиахе и советовал каждому изучать все о геуле и всеми средствами ее пропагандировать.

По окончании одиннадцати месяцев, 29 Адара I, Ребе привел в порядок свой рабочий стол и поехал в Оэль, где у него случился инсульт. В дальнейшем он мог произносить только несколько слов, но в постели и кресле продолжал работать, осуществлять руководство, советовать. Через два года в тот же день с ним случился еще один приступ. Три месяца и несколько дней спустя он скончался.

***

Ребе верил в наше осиротевшее постхолокостное поколение. Мы не подведем его.

 

Возможность свободно дышать, которую дают эти правила, восхищают. Они подобны указаниям великого музыканта или художника. Твердые, надежные, понятные, на их основе каждый народ, каждый человек может строить свою жизнь.

Наши мудрецы говорят, что внутри огромной семьи человечества имеется семьдесят семей с семьюдесятью дорогами, и у каждого индивидуума – своя тропинка внутри дороги. Но основа для всех одна.

Тот, кто живет по этим правилам, признавая, что выполняет указания Б-га, Его волю, считается по нашей традиции праведным. Этот человек – строитель, выполняющий свое предназначение в этом мире.

Эти семь правил, согласно древней традиции,коротко прокомментированные, представлены ниже:

1. Признание того, что есть лишь один Б-г, который Бесконечен и Выше всего. Не заменяй высшее Существо конечными идолами. В эту заповедь включены такие действия, как молитва, изучение традиции, размышления.

2. Почитай своего Создателя. Как бы ты ни был раздражен, не проклинай Творца.

3. Не убивай. Каждое человеческое существо, как и Адам с Евой, понимается как целый мир. Спасти одну жизнь значит спасти целый мир, уничтожить жизнь – уничтожить мир. Из этого правила естественно следует заповедь о помощи ближнему.

4. Почитай институт брака. Брак является наиболее Б-жественным актом. Брачный союз мужчины и женщины отражает единство Б-га и Его творения. Нечестность в браке разрушает это единство.

5. Не укради. Действуй в своем бизнесе честно. Рассчитывая больше на Б-га, чем на свою хитрость, ты выражаешь доверие к Нему как обеспечивающему жизнь.

6. Почитай Б-жьи творения. В начале своего создания человек был садовником в Саду Эдена, «чтобы возделывать его и хранить его». Человеку было запрещено причинять вред любому животному. После Потопа ему разрешили есть мясо, но предупредили: не причиняй никому ненужных страданий.

7. Поддерживай справедливость. Справедливость – дело Г-спода, и нам поручено устанавливать необходимые законы и проводить их, насколько возможно, в жизнь. Устраняя несправедливость в обществе, мы действуем как партнеры в поддержании Творения.

 

 

ДОПОЛНЕНИЯ

СЕМЬ ЗАПОВЕДЕЙ НОЯ

На заре создания мира Б-г передал людям шесть правил, чтобы поддерживать этот мир. Позднее, после Всемирного потопа, Он вооружил Ноя еще одним правилом.

В течение большей еврейской истории обстоятельства позволяли нашему народу распространять эти законы разве что косвенно. Предложив опубликовать их как подготовку новой эры, Ребе воскресил практически утерянную традицию.

 

МОЙ НАРОД

Если вы встретите еврея, который любит Б-га, но недостаточно любит свой народ и Тору, скажите ему, что его любовь не может длиться долго.

Если же на вашем пути окажется еврей, который любит свой народ, но ему не хватает любви к Б-гу и к Торе, работайте с ним, культивируйте его любовь, пока она не распространится и на Б-га, и на Тору, и все это образует крепкий узел, который никогда не развяжется.

 

***

Гормоны, витамины, хромосомы и т. д. составляют очень небольшую часть организма, но они – самые существенные элементы жизни. Евреев крошечное меньшинство на земле, но они – самый живой элемент истории.

 

***

Еврейский народ – сердце мира. Если он здоров, здоров и мир.

***

Раввину, который писал о «мирских» евреях: Вы разделяете евреев на религиозных и мирских! Кто дал вам на это право? Нет никаких «мирских» евреев. Все евреи святы.

 

***

Из четырех сыновей, задающих вопросы отцу в ночь пасхального Сейдера, один мудрец, один грешник, один простак и один не умеет задавать вопросы. Общее у них – «один», как в «Слушай, Израиль! Б-г наш Г-сподь, Б-г один!»

Это «один» – сущность каждого еврея, даже того, кого называют грешником.

***

В наше время нет еретиков. Чтобы им быть, надо слишком много знать.

***

В разгаре кризиса в Персидском заливе один из известных раввинов утверждал, что евреи будут наказаны, так как среди них есть грешники. Разгневанный Ребе тогда сказал:

– Мудрецы говорят, что наш праотец Яаков никогда не умирал. «Раз его дети живы, жив и он».

Каждый еврей – персонификация своего праотца Яакова, и сердце каждого еврея живет, бьется. Сказать об одном из них, что он духовно мертв, значит признать, что наш праотец умер.

Если вам так кажется, вина ваша, а не еврея, которого вы наблюдаете. Б-г видит в евреях только хорошее. Он творит для них чудеса, и они будут спасены.

 

***

Еврейский народ един. Еврей, надевающий в Америке тфилин, обеспечивает безопасность еврею-солдату в Израиле.

 

***

Каждый еврей выбирает мицву, которая кажется ему наиболее привлекательной. Не спорьте с ним. Поощряйте в нем эту мицву.

 

***

Мы считаем невозможным для себя сознательное отделение от Б-га.

 

***

Следуя указаниям Ребе, некоторые соблюдающие традиции евреи стали общаться с теми, кто этого не делает. Они называли это «приблизить тех, кто далеки». Но Ребе, не одобряя этого термина, написал: «Вы говорите – приблизить тех, кто далеки?! Что дает вам право называть их далекими и считать себя близким? Вы должны подходить к каждому, будто посланы Царем для разговора с его единственным сыном, принцем!»

Многие хотят знать, как Ребе удалось привлечь такое большое количество последователей. На самом деле это очень просто.

Есть такие, что стали лидерами, заставив народ поверить в них. Ребе стал великим лидером, потому что верил в свой народ.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru