Новости

Наследники претендуют на реквизированную нацистами картину Писсарро

11 октября, 12:00 Холокост
Поделиться

Картина мастера импрессиониста Камиля Писсарро, которая была захвачена у владевшего ей французского еврея во время Второй мировой войны, находится в центре судебного разбирательства, начавшегося 10 октября в Париже после того, как картина всплыла на выставке.

«La Cueillette des Pois» (Сбор гороха), гуашь 1887 года, появилась в начале этого года в Музее Мармоттан-Моне во французской столице, более 70 лет спустя после того, как ее изъяли у коллекционера искусства Саймона Бауэра в оккупированной нацистами Франции.

Суд 10 октября начнет изучать, кто является законным владельцем картины – потомки Бауэра или американская пара, которая говорит, что понятия не имела о судьбе картины в военное время, и что картина была приобретена ими на аукционе в 1995 году.

Бауэр, поднявшийся из низов бизнесмен, был среди тысяч французских евреев, которые были приговорены к депортации в 1944 году. Он едва избежал отправки в нацистские лагеря смерти из-за забастовки водителей поездов. «La Cueillette des Pois» была одной из 93 работ, которые были конфискованы у него до того, как он был отправлен в лагерь интернированных Дранси под Парижем. Полотно было перепродано арт-дилерам. После освобождения Бауэра в 1944 году он сразу же начал искать свои картины, но только в 1947 году перед своей смертью смог найти часть произведений. Затем поисками утраченных шедевров занимались члены его семьи, но они потеряли все следы полотна Писсарро за полвека до того, как она появилась в экспозиции Мармоттана. Она была взята напрокат у нынешних владельцев для крупной ретроспективы работ художника.

Внук Бауэра Жан-Жак Бауэр, 87 лет, сразу же подал иск в суд, чтобы предотвратить перевозку картины из Франции в США до начала процесса и попытаться получить полотно у Брюса Толла и его жены Робби. В мае суд удовлетворил его просьбу о запрете на перевозку картины из Франции до вынесения решения о праве собственности на нее.

«Освободите картину»

Толлы, попечители Вашингтонского и Тель-Авивского музеев Холокоста, которые купили работу в аукционном доме Christie’s в Нью-Йорке, говорят, что они сделали это добросовестно, не подозревая, что приняли участие в акте мародерства. «Мистер Толл, который купил эту картину на публичных торгах в 1995 году, не является тем, кто должен заплатить за преступления Виши», – сказал адвокат пары Рон Соффер в интервью AFP, имея в виду марионеточный французский пронацистский режим.

Потомки Бауэра попытаются показать, что правовое преимущество на их стороне. Они отмечают, что с 1945 года французские суды регулярно аннулировали продажи других произведений, которые были частью коллекции Бауэра, и приказывали вернуть их семье. Они возлагают свои надежды на применение закона от апреля 1945 года, который делает недействительными продажи разграбленных произведений. Толлы попытаются доказать, что закон 1945 года неприменим в этом случае, и оспаривают компетентность суда для решения этого вопроса. Если юрисдикция суда не распространяется на это дело, то ему придется «освободить картину», – сказал Соффер. Он добавил, что результат потенциально будет иметь «большое значение» в мире искусства, поскольку он подчеркнул, что существует «риск правовой незащищенности в отношении произведений, которые предоставляются на выставки во Франции».

Адвокат Бауэров Седрик Фишер не прокомментировал это дело перед слушанием.

Times of Israel

Поделиться

Выбор редакции