Новости

Историк из Гомеля: можно ли строить элитное жилье на старом еврейском кладбище

31 января 2017, 13:28 История
Поделиться

Историк, кандидат искусствоведения Евгений Маликов написал для интернет-сайта «Сильные Новости – Гомель сегодня» большую историческую справку про закрытое в 1885 году старое еврейское кладбище, располагавшееся на пересечении улиц Сожской-Волотовской и связанные с ним события.

«В последнее время в городе возникла противоречивая ситуация, связанная со строительством многоэтажного элитного жилого дома на углу улиц Волотовской-Сожской на месте предполагаемого старого еврейского кладбища. К сожалению, в доступных исторических источниках не выявлено однозначного убедительного ответа о наличии либо отсутствии указанного кладбища на спорном фрагменте в историческом центре города. Это породило псевдоисторические спекуляции, авторы которых демонстрируют не попытку беспристрастно разобраться в хитросплетениях гомельской истории, а топорно исполненные социальные заказы», – пишет историк в статье.

Далее Евгений Маликов рассказывает: «Исходя из того, что тема гомельских кладбищ (как бы это странно не звучало) входит в сферу моих научных интересов, а проблема застройки бывшего еврейского кладбища приобретает скандальный характер, для прекращения дальнейших псевдоисторических инсинуаций на эту тему предоставляю общественности нашего города историческую справку о наличии или отсутствии еврейского кладбища на месте предполагаемого строительства 18-этажного дома по ул. Сожской, 5 в Гомеле, названный застройщиком — ООО «УКС-Дронго» — «Парус» (заказчик — ООО «Агростройпром»)».

Также он отмечает, что «в вопросе о наличии/отсутствии кладбища на ул. Сожской, 5 ко мне никто не обращался. Видимо, в нашем городе при возникновении сложных исторических вопросов принято обращаться в музей, основное предназначение которого выставочная деятельность, а не к тематическим специалистам, занимающимся этой проблематикой. С вытекающими отсюда результатами».

Историк иллюстрирует статью фотографиями планов города и сохранившихся документов, в которых рассказывает о существовавшем в городе еврейском кладбище, захоронение на котором завершилось в начале XX века.

«Полагаем нет необходимости объяснять, что «упразднение» кладбища означает его закрытие для новых захоронений (что подтверждается и фиксируемой на планах формулировкой «старое кладбище»), а не эксгумацию и перезахоронение костей, что в Гомеле того времени, в отличие от многих европейских городов, не производилось.

После 1917 года в связи с глобальными изменениями в жизни общества, в том числе и в моральном плане, «древние представления о местах вечного упокоения, требовавшие уважительного и благоговейного к ним отношения, характерные для всех традиционных культур, окончательно были отвергнуты строителями передового коммунистического общества. Документы, воспоминания и свидетельства очевидцев советских преобразований 1920-1930-х годов кишат многочисленными примерами не просто застройки и срытия отдельных кладбищ, но и созданием целенаправленных бригад по изъятию драгоценностей, захороненных в дореволюционное время в могилах представителей богатой буржуазии и аристократии на «нужды индустриализации и социалистического строительства». Ибо, как утверждает «Советский энциклопедический словарь» 1982 г. издания, «С точки зрения марксизма — морально то, что служит общественному прогрессу».

В этот период в Гомеле началась массовая застройка на месте старых, ещё XVIII века, городских кладбищ, упразднённых в 1885 г. и сохранявшихся в виде зелёных зон посреди городской застройки. Постройки также были возведены и на старом еврейском кладбище на мысах улицы Сожской. Накануне Второй мировой войны эта территория городскими властями уже целиком перестала восприниматься как бывшее еврейское кладбище, хоть реально и не перестала им быть. Наличие на территории бывшего переуплотнённого захоронениями кладбища отдельных построек в 1941 г. совершенно не означает, что при их возведении были вырыты захороненные останки, на что постоянно делают упор сторонники строительства на бывшем кладбище», – отмечается в статье.

Следуя логике сторонников застройки, наличие на этом месте какой-либо застройки в 1941 году и позднее автоматически освобождает эту территорию от наличия в земле под ней захоронений и является допуском к капитальному строительству.

Так в 2008 году при реконструкции стадиона и подведении коммуникаций под новый стадион с подогревом, в южной части старого еврейского кладбища было выкопано огромное количество останков, а также обнаружены памятники и надгробные плиты с надписями на идиш.

Эксгумацию костей из уничтожаемых захоронений никто не проводил, кости рабочими не собирались, захоронения были погружены экскаватором на грузовики и вывезены на свалку. Небольшая часть костей была собрана представителями еврейской общины и перезахоронена.

Далее историк подытоживает: «Конечно, с проблемой сноса старых кладбищ встречаются все большие города… Если уже нельзя было предупредить строительство на костях, то можно было достойно организовать эксгумацию останков и их перезахоронение. Но тогда, весной 2008 года, ответственные лица заняли позицию максимального игнорирования сложившейся нестандартной ситуации, предоставив событиям развиваться самим по себе (т.е. вывозить строителям останки захороненных людей “на мусорку”), пока об этом не стали сообщать мировые СМИ и американские евреи не стали требовать объяснений у посла США в Беларуси. А перезахороненные 22 апреля 2008 года несколько мешков с костями в сущности ничего уже не изменили.

В сумме это всё называется «коллективное зло», в котором поучаствовал весь наш город. Сейчас наш город стоит перед возможностью совершать или не совершать новый аморальный поступок. И выход из этой ситуации зависит от искренности и честности многих ответственных людей.

Строительство жилого здания на месте кладбища это прежде всего не юридическая, а моральная проблема. А мораль, как известно, не записывается в законодательных актах. Она в обществе, у человека, либо есть, либо её нет. И как-то сложно представить моральные ценности современного нормального человека, которые могли бы позволить ему строить на человеческих костях. И смогут ли потом люди, причастные к этому строительству, положив руку на сердце спокойно сказать «Мы не знали о наличии тут кладбища, нас же никто не предупреждал»?

Неудивительно, что никаких данных об размещении кладбища на ул. Сожской нет ни в управлении архитектуры, ни в ЖКХ. Также, как нет у них данных и об Лещинском лесу — основном месте в Гомеле, где во время оккупации фашисты уничтожили только по официальным советским данным около 30 000 человек. И именно поэтому в сохранившейся части этого леса в 2016 году было запланировано строительство нескольких многоэтажных домов.

Нет у городских архитекторов и ЖКХ данных и о захоронениях на 9-м километре Черниговского шоссе — основном месте расстрела в Гомеле жертв политических репрессий середины ХХ века, где в безымянных могилах покоятся несколько десятков тысяч человек. И поэтому на данной территории, согласно генеральному плану запроектированы два новых микрорайона с многоэтажной застройкой.

Нет у них сведений, судя по всему, и об упразднённом старообрядческом кладбище на Басовой горе в Монастырьке и о многих других местах. Но обо всех трёх перечисленных местах массовых захоронений соответствующие замечания были поданы в письменном виде при обсуждении генерального плана Гомеля в 2015 году, но они, как видно, были проигнорированы.

Возможно в управлении архитектуры и ЖКХ вообще нет никаких данных ранее 1945 года. Зато эти данные есть у историков, однако в нашем городе, судя по всему, не принято при проектировании и перед началом строительства, консультироваться с историками…

Согласно статье 23 Закона Республики Беларусь 237-З 08.01.2015 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле»: «Старыми могилами считаются могилы, расположенные вне территории места погребения, за исключением воинских захоронений и захоронений жертв войн, если с даты последнего захоронения прошло более шестидесяти лет. Выявленными ранее неизвестными могилами считаются могилы, расположенные вне территории места погребения, обнаруженные при проведении любых работ. Участки земли, на которых находятся старые могилы, используются под зеленые насаждения. Возведение капитальных строений (зданий, сооружений), иных строений, за исключением мемориальных и культовых, на этой территории запрещается. Местные Советы депутатов базового территориального уровня при наличии фактических данных о старых могилах принимают меры к установлению границ занятой ими территории и использованию этой территории в соответствии с частью третьей настоящей статьи».

«Согласно законодательству Республики Беларусь строительство капитального объекта на месте этого старого еврейского кладбища в Гомеле категорически запрещено — возможно только лишь размещение зелёных насаждений, мемориальных или культовых строений, к каковым 18-этажный жилой дом не относится», – резюмирует гомельский историк.

Сильные Новости – Гомель сегодня

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции