Федерация

Вышел в свет майский номер альманаха «Лехаим»

2 мая 2017, 15:32

Вышел в свет майский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

Свою традиционную колонку главный редактор журнала Борух Горин посвящает скончавшейся 20 апреля певице Нехаме Лифшицайте, исполнявшей песни на идиш. Он отмечает, что ее концерты «пробили брешь в той тьме, которая возникла после расстрела деятелей еврейской культуры 12 августа 1952 года», а сама Н.Лифшицайте стала «голосом живого, не уничтоженного еврейства».

Традиционно, первый раздел номера – «Академия» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются письма Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, посвященные таким темам как поиск работы и создание семьи. При этом Ребе в полном соответствии с духом Торы, отмечает, что нельзя откладывать исполнение заповеди плодиться и размножаться из-за беспокойства о заработке, поскольку Всевышний — Тот, Кто кормит весь мир. Главный раввин России Берл Лазар обращается к теме прав человека. Он подчеркивает, что Всевышний даровал нам полную свободу выбора, но это право также означает и ответственность, а если человек выбрал зло, то за это придется расплатится.

Арье Барац в статье «Воскреснуть из мертвых» разбирает доктрину воскресения из мертвых в иудаизме и приходит к выводу, что эта процедура «является возвращением человеку его первозданного достоинства, предельно мыслимым утверждением человеческого Б-гоподобия, заключающегося в полноте ответственности и свободы».

В очередной главе из сборника Йерахмиэля Тиллеса, посвященного великим каббалистам и цадикам разных веков, который готовится к выходу в издательстве «Книжники» рассказывается об основателе хасидизма Баал-Шем Тове и его ученике Магиде из Межерича, живших в XVIII веке.

Злата Эренштейн в статье «Интеллектуальные и эмоциональные силы» отмечает, что Тора учит нас вере в Б-га, который дает нам силу использовать свои физические, интеллектуальные и духовные ресурсы, чтобы сделать свою жизнь глубже, духовнее и осмысленнее.

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш продолжает читать даф йоми  – лист Талмуда каждый день  – и делится размышлениями о прочитанном. На сей раз его внимание привлек вопрос о зажигании ханукальных свечей.

Читатели журнала также могут познакомиться с продолжением статьи российского исследователя Андрея Орлова «Гибель антагониста в апокалиптическом предании о козле отпущения», посвященной иудейским апокалиптическим текстам.

В статье «Щит, меч и корона Российской империи» Афанасий Мамедов и Владимир Шляхтерман подробно разбирают биографию одной из самых знаменитых советских разведчиц — Елизаветы Зарубиной-Горской (Розенцвейг) на основании интервью с ее потомками. Среди рассматриваемых эпизодов — история отношений Зарубиной-Горской с другим разведчиком и авантюристом Яковом Блюмкиным и поддержание контактов с агентом, ставшим прототипом Штирлица.

Несколько статей посвящены ситуации в Юго-Восточной Азии — начиная с истории спасения евреев от уничтожения нацистами с помощью эмиграции на Филиппины (всего было спасено свыше 1300 человек) и до описания жизни создающейся еврейской общины Камбоджи.

На протяжении года, когда отмечается столетие Февральской и Октябрьской революций, редакция альманаха будет знакомить читателей с отражением революционных событий и настроений в еврейской периодике. В этом номере напечатано эссе писателя Шмарьяу Левина о будущем евреев в новой революционной России, опубликованное в нью-йоркском журнале The Menorah Journal в феврале 1917. В этом эссе писатель (и активист Всемирной сионистской организации) выражал надежду на то, что предоставление евреям полноценных гражданских прав не приведет к их отрыву от еврейства по образцу их братьев в странах Запада, а, наоборот, поможет, особенно молодому поколению, «начать новую эру активного созидания во всех областях еврейской культурной жизни».

Статья Сары-Бейлы Нади Липес «Вокруг венца и кладбища» раскрывает закулисную историю жизни еврейской общины Одессы сто лет назад — из раздела «Скандалы, интриги, расследования».

«Перекресток» – публицистический раздел, ориентированный на проблемные материалы, анализирующий политические и культурные события открывается статьей Владимира Бейдера о российско-израильских отношениях на фоне войны в Сирии. В статье подчеркивается, что недавнее обострение отношений между двумя странами после двух лет взаимного закрывания глаз одних на действия других — дело рук иранцев, пытающихся таким образом избавиться от налетов израильской авиации на свои будущие военные базы в Ливане.

В статье Афанасия Мамедова «Тростенец. Шестой по списку» рассказывается об открытии в Беларуси выставки «Лагерь смерти Тростенец. История и память», и приводятся рассказы бывших узников лагеря и Минского гетто.

В статье, первоначально опубликованной в New York Times, журналист Рик Лайман описывает очередную группу нацистов, стремящихся выйти из тени — на сей раз в Словкаии, где они поднимают на щит коллаборационистского лидера этой страны во время Второй мировой войны Йозефа Тисо. Отмечается, что хотя в Европе неонацисты еще нигде не пришли к власти, их влияния хватает для того, чтобы умеренные партии были вынуждены занимать более националистическую позицию, особенно в вопросах иммиграции, чтобы не терять своих сторонников.

Еще одна статья, написанная историком Пером Андерсом Рудлингом и главой иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя Эфраимом Зуроффом, первоначально опубликованная в Jerusalem Post, рассматривает деятельность властей и интеллектуалов стран Восточной Европы (особенно подробно — на примере Украины) по обелению имиджа коллаборационистов, участвовавших в Холокосте, путем замалчивания этого участия либо представления этих людей «борцами с тоталитаризмом».

Из интервью руководителя компании «Yoffi» Аркадия Майофиса в разделе «Клуб» можно узнать — что такое съедобные сувениры, и почему пометка «кошерное» на продуктах важна и для неевреев.

Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях апреля, «зацепивших» еврейские общины в России и в мире.

Раздел «Парк культуры» открывается рассказом о выставке «Улица Боэси, 21», работающей в парижском Музее Майоля, и посвященной знаменитому маршану (торговцу картинами) кубистов Полю Розенбергу.

Подраздел «Еще посмотрим» рассказывает о выставках с той или иной «еврейской составляющей», работающих в мае 2017 г. в музеях мира. «(Не)детская песенка» Жанны Васильевой рассказывает об одной из таких выставок – Григория (Герша) Ингера (1910–1995) в московской галерее «Ковчег».

Еще один подраздел «Некрологи», к сожалению, заполнен – Некод Зингер вспоминает о поэте и переводчике Анри Волохонском, Владимир Бейдер — о поэте Евгении Евтушенко, а Ирина Мак — о режиссере Михаиле Калике.

В рубрике «Кошерное меню» популярный кулинарный блогер Мириам Бен-Сандер рассказывает о том, какие блюда можно приготовить на Лаг ба-Омер.

В разделе «Библиотека» публикуются военные рассказы Цви Прейгерзона «В лесах Пашутовки», отрывки из воспоминаний раввина Шломо Рискина, посвященные еврейской жизни в СССР в 1960-х-1970-х., продолжение «Майс от Абраши» раввина Натана Вершубского, оказавшегося в 1980-х в тюрьме по ложному обвинению.

Художник и писатель Юрий Лейдерман рассказывает о своей новой книге «Моабитские хроники», а Дэвид Микикс, в статье ранее опубликованной в Tablet, рецензирует книгу Джеймса Уитмана «Американский образец для Гитлера: Соединенные Штаты и создание нацистского расового законодательства», показывающую, что в качестве примера для антисемитских законов нацисты часто использовали расистское законодательство США того периода. Еще один материал на схожую тему — статья Арона Геллера из Assoсiated Press о книге польского историка Барбары Энгелькинг, которая на огромном фактическом материале показала масштабы соучастия польского населения в уничтожении евреев — в том числе и десятков (а то и сотен) тысяч тех, кто, бежав из гетто или лагерей, пытался укрыться от смерти. В подразделе «Неразрезанные страницы» можно ознакомится с воспоминаниями немецкого математика-еврея Абрахама Френкеля, наглядно демонстрирующие как усилия нацистов по «ариизации математики» привели к тому, что Германия перестала быть центром науки.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Отправить

Выбор редакции