Еще посмотрим

Секретарша Элвиса Пресли

Алексей Мокроусов 25 августа 2017
Поделиться

«Труде и Элвис»

Вена, Еврейский музей, до 12.11

Кабинетная выставка рассказывает о легендарном певце Элвисе Пресли и его секретарше, венской еврейке Труде Адлер, ставшей в замужестве Форшер. Ее семья переселилась в Вену из Богемии в 1880‑е годы и разбогатела за счет страхового бизнеса и торговли текстилем. В 1938‑м ей удалось бежать в Америку, где Труде работала продавщицей, а ее отец, некогда процветавший предприниматель, — уборщиком. Судьба помогла эмигрантке благодаря дальним родственникам Жану и Джулиан Абербахам, музыкальным издателям в Голливуде, владевшим правами на песни Элвиса Пресли. Труде стала личным секретарем Элвиса и его продюсера Колонеля Тома Паркера (наличие евреев среди друзей Элвиса и его сотрудников далеко не всем казалось очевидным), затем телевизионным продюсером. Выйдя на пенсию, занялась общественной деятельностью, защищала, в частности, права разведенных женщин.

Семья Адлер. Вена. 1936

Среди экспонатов — фотографии Элвиса и связанные с ним документы, портреты звезд Голливуда и политиков, с которыми дружила Форшер, например групповой портрет с министром финансов при Эйзенхауэре Айви Бейкер Прист и отельером Конрадом Хилтоном. Впервые показана и семейная реликвия: в 1940 году, перед депортацией в концлагерь, отец ее будущего мужа Мориц Форшер (тот был художником‑декоратором) нарисовал групповой портрет своих близких. Ни один из изображенных на нем персонажей не пережил Холокост. 

«Фото Кинетика»

Зальцбург, Музей модерна, до 24.9

Хелене фон Тауссиг (1879–1942) была одной из двенадцати детей венского банкира Теодора фон Тауссига (1849–1909), возведенного в дворянство за успехи на почве финансов. При этом Тауссиг был среди руководителей Еврейской общины Вены (IKGW), что давало повод антисемитам обвинять власти в потере «христианского контроля» над денежными потоками.

После смерти отца дочь решила заняться искусством — она училась в Париже, затем уехала в Зальцбург и в итоге поселилась в близлежащем Анифе (где позднее жил Герберт фон Караян). Здесь ее и арестовало гестапо, отправив сперва в Вену, а оттуда в гетто в Избице. Оно считалось пересылочным пунктом на пути в Белжец, Собибор или Майданек. В справке местом смерти Тауссиг указана Избица, но историки считают, что Тауссиг оттуда отправили в один из лагерей уничтожения.

Рисунки Тауссиг показывают на большой выставке «Фото Кинетика», объединяющей темы движения, человеческого тела и света в искусстве от конца ХIХ века до наших дней. Здесь много фильмов и фотографий (представлены, в частности, Эдвард Мейбридж и Ласло Мохой‑Надь), а также документации многочисленных перформансов и акций.

Хелене фон Тауссинг. Танцовщик Харальд Круцберг. Исследование движения. 1933

«Фотопортреты художников 1920–1930‑х»

Мюнхен, Новая Пинакотека, до 31.8

Почти весь фотоархив Энне Бирман (1898–1933) пропал после того, как 3000 ее негативов были арестованы на таможне в Триесте, а затем возвращены в Германию. К счастью, мужу рано умершей художницы — как и Энне, он тоже был евреем — и двум их детям удалось эмигрировать в Палестину и тем спастись от неизбежного концлагеря. Сейчас редкие сохранившиеся фотографии Бирман показывают на выставке, представляющей искусство портрета рубежа 1920–1930‑х годов. Самоучка Бирман была заметной фигурой в течении «Новая вещественность», ее работы участвовали в важнейших фотовыставках эпохи. В Мюнхене ее снимки показывают по соседству с работами Флоренс Анри, Жермен Круль, Мишель Сейфора и других авторов, чьи работы хранятся в фонде кельнских галеристов Анн и Юргена Вильде. Собрание из 10 000 оригинальных отпечатков и множества негативов, оцененное в 120 миллионов евро, они передали Пинакотеке.

Энне Бирман. Созерцание. Около 1930

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Весь Бакст в Санкт-Петербурге

После затяжной депрессии, начавшейся еще до войны, Бакст сделал лишь одну крупную работу для Дягилева — фантастическую «Спящую красавицу». Позже в письме директору Парижской оперы Жаку Руше Бакст ссылается именно на работу над «Спящей красавицей» и пытается увеличить гонорар, исходя из расценок Дягилева; в качестве аргументов выступают ссылки на собственное трудолюбие, а также необходимость кормить большую семью.

Мир Зинаиды Серебряковой

Впечатляющая выставка объединила малоизвестные или впервые показываемые в России работы с шедеврами, которые сделали Серебрякову известной еще до революции. Многие из них показывают в Инженерном корпусе, например «Беление холста», «Жатву» и «Баню». Неудивительно, что в 1917 году художницу выдвинули в Академию художеств, избранию помешала революция.