Трансляция

The Times of Israel: Сады цитрона в Италии поразил неурожай

Аманда Боршель‑Дан 14 августа 2017
Поделиться

Этрог — одно из четырех ритуальных растений, используемых для осеннего праздника Суккот. Любавичские хасиды во всем мире пользуются исключительно одним видом цитрона — это «этрогей Калабрия», называемые на идише «янове» («генуэзские»). Но похоже, в этом году фруктов не хватит на всех из‑за необычайно суровых январских заморозков.

12 сортов цитрона считаются пригодными для использования во время восьмидневного Праздника кущей. Но с 1950‑х годов по настоянию последнего Любавичского Ребе Менахема‑Мендла Шнеерсона любавичские хасиды во всем мире используют только калабрийский цитрон.

Особые отношения Хабада с калабрийским цитроном начались давно, с момента основания движения в XVIII веке: рабби Шнеур Залман из Ляд (1745–1812) учил, что, когда Б‑г объявил Моисею, что на Суккот евреи должны использовать этрог, Его небесные посланники отправились за плодами именно в Калабрию (по материалам статьи на сайте Chabad.org).

Проблема заключается в том, что заморозки в Калабрии за четыре дня уничтожили около 80% деревьев, поэтому в этом году ожидается неурожай цитронов.

«Я только что вернулся с полей: собирать совершенно нечего», — сообщает Chabad.org рабби Моше Лазар, представитель движения «Хабад‑Любавич» в Милане. С середины 1960‑х годов он ежегодно посещает Калабрию и ведет наблюдение за сбором урожая цитронов.

Рабби Моше Лазар (справа) осуществляет контроль кошерности урожая цитронов в Калабрии с лета 1964 года

Стихийное бедствие, поразившее регион, где цитроны выращиваются на протяжении двух тысячелетий, в сочетании с тем, что небольшие семейные фермы закрываются одна за другой, не сулит любавичским хасидам, которые используют исключительно калабрийский цитрон, ничего хорошего.

Возможно, им стоит обратить внимание на регион, где этот фрукт имеет еще более древнюю историю, — Израиль.

Недавно Дафна Лангут из Университета Тель‑Авива исследовала историю проникновения цитрусовых фруктов в Средиземноморье. Археоботанические свидетельства позволяют утверждать, что цитрон сначала появился в Израиле и лишь через 500 лет — в Италии.

Археоботаника изучает ископаемые останки растений в археологическом контексте. Лангут и ее сотрудники обнаружили пыльцу цитрона (Citrus medica) при раскопках сада при царском дворце в Иерусалиме. Дворец относится к эпохе Первого храма.

«Несколько лет назад при раскопках в саду дворца VII века до н. э. (персидский период) неподалеку от Иерусалима я обнаружила самое раннее археоботаническое свидетельство присутствия цитрона в Средиземноморье», — рассказывает Лангут.

Статья, опубликованная в «А‑Арец» в 2012 году, рассказывает, как Лангут вместе с командой археологов проводили раскопки в саду дворца, датируемого 686 годом до н. э., на территории современного кибуца Рамат‑Рахель неподалеку от Иерусалима. Ученые обнаружили окаменелую пыльцу цитрона в одном из множественных слоев штукатурки на стенках водных каналов сада.

Слой штукатурки, в котором была обнаружена пыльца, относится к персидскому периоду, когда в 538 году до н. э. евреи вернулись из Вавилонского плена. В статье говорится, что помимо цитрона «сад дворца Рамат‑Рахель был единственным местом во всем Израиле, где выращивались мирт и ива — еще два растения, используемые во время ритуалов празднования Суккот». Четвертой ритуальной принадлежностью является лулав, или пальмовая ветвь, упоминающаяся в книге Левит, 23:40.

И напротив, «самое раннее археоботаническое свидетельство присутствия цитрона в Западном Сердиземноморье (окаменелые семена Citrus medica) было обнаружено в Помпеях и датируется IV–III веками до н. э.». Однако, как пишет Лангут в своей статье, обнаружение семян не является прямым доказательством того, что фрукты выращивались именно здесь. Это доказуемо только для послеримского периода — а это уже на несколько столетий позже, чем персидский царский сад в Иерусалиме.

В руках фермера — побитые заморозками цитроны. Эти фрукты выращивались на севере Калабрии на протяжении тысячелетий

Родом с подножий Гималаев

Для точной датировки появления цитрона в Святой земле Лангут исследовала растительные остатки в виде углей, семян и других остатков плодов, а также изучила филологические источники, древние тексты (включая «Иудейские древности» Иосифа Флавия), монеты (на монетах времен восстания Бар‑Кохбы (132–136 годы) иудеи изображали этрог) и произведения искусства.

В своей работе «Путь цитрона: из Юго‑Восточной Азии в Средиземноморье», опубликованной в журнале Американского научного садоводческого общества, Лангут подробно рассказывает о результатах своих исследований и утверждает, что родиной цитрона является Северо‑Восточная Индия, или подножия Гималаев.

«Данные, полученные в ходе исследований, показывают, что первые цитрусовые, проникшие в Средиземноморье, — цитрон и лимон — были элитной продукцией (они встречаются лишь в поместьях богачей древности), а появления прочих цитрусовых, по всей вероятности, пришлось ждать более тысячи лет. Они распространились благодаря торговле», — рассказывает Лангут.

«Померанец, лайм и помело были завезены арабами, вероятнее всего, через Сицилию и Пиренейский полуостров», — продолжает археолог.

По мнению Лангут, еврейское название плода цитрона прямо указывает на его происхождение: еврейский термин «этрог» происходит от персидского «toronge», (позднее «etronge») и «torange» на хинди.

Хасид осматривает цитрон (этрог) в Иерусалиме

Цитрон фигурирует в произведениях античной литературы и искусства. Согласно исследованию, «представляется, что цитрон с древних времен считался ценным товаром благодаря своим целебным свойствам, ритуальному использованию и приятному запаху, а также благодаря своей редкости. Репутация цитрона в античном мире была весьма высока».

Лангут полагает, что несъедобный фрукт, который к тому же мог долго храниться и без ущерба транспортироваться на большие расстояния, приобрел в древности статус «элитного товара» именно благодаря этим свойствам.

Каждому, кто знаком с сегодняшними ценами на цитроны — перед праздником Суккот они могут достигать сотен долларов, — такое представление о цитроне как об элитном продукте вполне соответствует действительности. В этом неурожайном году цена древнего персидского сокровища, вероятно, не покажется любавичским хасидам слишком высокой.

Оригинальная публикация: As Italy’s citron crop fails, an archaeologist looks to fruit’s 2,500-year history in Israel

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Этрог и пракес

Каждый праздник требует своих кулинарных акцентов — но необязательно строгого меню. Если на Рош а-Шана положено подавать яблоки с медом, рыбью голову (чтобы быть в голове, а не в хвосте жизни) и морковные колечки в цимесе, на Хануку принято готовить жареные пончики суфганийот и латкес, напоминающие о чуде ханукального масла, а на Пурим — печь оменташн или озней Аман («уши Амана»), то к Суккоту особых кулинарных привязок нет. Разве только одна: в Суккот едят плоды нового урожая, ну и, конечно, блюда из них.

Заповедь о вознесении лулава

Если ты помнишь, сын мой, выше я уже неоднократно писал о том, что действия, совершаемые человеком регулярно, влияют на его личность. То, что он делает на практике, определяет его взгляды, направляет, к добру или к злу, все его помыслы. И потому Бог, желая удостоить Свой избранный народ благ в изобилии, даровал сынам Израиля множество заповедей, чтобы они служили неисчерпаемым источником положительного влияния на наши души в течение всего дня.