Еще посмотрим

От еврейской Швейцарии до русского космоса

Алексей Мокроусов 24 августа 2016
Поделиться

«Фридрих Кислер. Жизненные миры»

Вена, Музей декоративно‑прикладного искусства

до 4.10

Выставок, посвященных архитектору Фридриху Кислеру (1890–1965), проходит немало (см. об этом: Алексей Мокроусов. Из Черновцов в Нью‑Йорк. По дороге везде), но нынешняя отличается энциклопедическим подходом. Здесь показано все наследие гения из Черновцов — от его театральных работ, включая декорации к пьесе Карела Чапека «R.U.R.», до фантастического дизайна нью‑йоркской выставки «Искусство этого века» (1942) и поздней живописи. Есть и большеформатные эскизы самого знаменитого творения австро‑американского архитектора — «Бесконечного дома», над которым он работал в течение нескольких десятилетий, и впервые показываемая на родине модель «Города‑пространства» в натуральную величину. В 1925 году ее выставили в театральном разделе Парижской международной выставки современных декоративных и промышленных искусств, где она произвела огромное в буквальном смысле слова впечатление.

Фридрих Кислер. Модель «Города‑пространства». 1925. Австрийский Фонд Фридриха и Лилианы Кислер

Экспонаты предоставили музеи и частные коллекции со всего мира, значительную часть дал Фонд Фридриха и Лилианы Кислер — его собственное выставочное пространство в Вене открыто на Мариахильфештрассе. Что идеи и образы Кислера способны вдохновлять и сегодня, доказывают работы шести современных художников, также показываемых в музее.

В начале сентября в рамках выставки пройдет цикл докладов, в том числе на тему «Магическая архитектура Кислера» (состоится 4 сентября, на английском языке). Его прочитает один из авторов двуязычного каталога выставки Спирос Папапетрос. Статья Папапетроса называется «Магическая архитектура. Пещеры, животные, рабочие инструменты в атомную эру».

«Русский космос»

Москва, Мультимедиа Арт Музей

до 11.09

Занимающая все пространство музея выставка объединяет работы художников разных поколений, от авангарда и оттепели до наших дней: представлены Александр Родченко, Владимир Татлин, Илья Чашник, а также Илья Кабаков, Марго Трушина, группа «Синие носы». Есть и техника, ведь выставка приурочена к 55‑летию первого полета в космос — так, Музей ракетно‑космической корпорации «Энергия» на время расстался со спускаемым аппаратом «Восток‑1» Ю. А. Гагарина, он впервые покинул территорию музея.

Илья и Эмилия Кабаковы Центр космической энергии. Вид наклонных колонн‑антенн из просмотрового зала. № 13 Портфолио. Изд. «Mike Karstens Graphics», 2003. Собрание: Мультимедиа Арт Музей, Москва

Еврейская Швейцария

Пранжен, Музей истории Швейцарии

18.08–19.09

К 150‑летию с момента введения юридического равноправия для швейцарских евреев музей, открытый в замке между Лозанной и Женевой, показывает проект бернского фотографа Александра Жакме. Он сделал портреты 15 современников, запечатлев соотечественников в их повседневных хлопотах. Выставка передвижная, увидеть ее удастся и позже.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Еврейский Пратер: пути к удовольствию

Австрийская столица отмечает множеством выставок 250‑летие Пратера, всемирно знаменитого венского парка. Еврейский музей рассказывает о Пратере из своей перспективы. По соседству с парком располагается Леопольдштадт, в его окрестностях существовало гетто Унтерер Верд, после отмены запрета на проживание в Вене евреи селились здесь с 1625 года. А с 1850‑го еврейские выходцы из разных уголков Австро‑Венгрии стали обосновываться в этих местах особенно активно, потому в районе образовалось множество еврейских театров и т. н. «жаргонных сцен».

Живу и вижу

Творчество бразильского архитектора, считающегося самоучкой, признано классикой современной садовой архитектуры. Бурле‑Маркс сформулировал ее принципы, воплотив их в совместных проектах с Ле Корбюзье и Оскаром Нимейером; только в Рио‑де‑Жанейро 88 созданных им парков находятся сегодня под охраной как памятники культуры. Активный защитник природы, он собирал растения; ферму в 80 гектаров в итоге подарил государству.

Герман Гессе и евреи

В 1941 году, обсуждая выбор имени для внука, Гессе писал: «Я не хочу вмешиваться, но все‑таки хочу напомнить, что ветхозаветные имена, как Давид и т. п., могут сегодня осложнить жизнь ребенку. Есть, правда, забавным образом, и противоположные случаи, когда имя с еврейским звучанием приносило пользу нееврею. Я знал по крайней мере одного эмигранта, у которого не было ни капли еврейской крови, но его звали Давид, и он долгое время получал поддержку от одной еврейской кассы взаимопомощи».