О Цезаре и прочих героях

Татьяна Розенштайн 22 мая 2016
Поделиться

Выход на российские экраны новой картины братьев Коэн «Да здравствует Цезарь!» напоминает о последнем, 66‑м Берлинале — фильм открывал его. Это был первый, но не единственный сюжет на еврейскую тему — для устроителей Берлинского кинофестиваля она традиционно важна.

Братья Коэн и Бен Баренхольц на 66‑м Берлинале. 20 февраля 2016. Предоставлено пресс‑службой фестиваля

Братья Коэн и Бен Баренхольц на 66‑м Берлинале. 20 февраля 2016. Предоставлено пресс‑службой фестиваля

«В детстве мы сидели у телевизора и упивались классическими историями Голливуда», — вспоминает старший Коэн (Джоэл). — А став старше, поняли, что за каждой фантазией скрывалась реальная история, которую создавали люди. Про одного из таких людей мы и хотели рассказать».

Голливуд, в версии Коэнов, с глуповатыми, капризными звездами, продажными репортерами, занудами сценаристами и насмерть уставшими продюсерами, — очень нежный, даже, пожалуй, любовный взгляд на «фабрику грез». Сюжет скорее напоминает анекдот, вроде тех, что были в ходу в либеральной еврейской семье, в которой воспитывались братья‑режиссеры (они же сценаристы, монтажеры и продюсеры своих картин). Коэны как будто рассказывают этот анекдот в своей компании — как все их фильмы, «Да здравствует Цезарь!» снят про себя и для своих. Для своих — потому что только ради старых приятелей могут соглаcиться на крошечные, почти эпизодические роли Скарлетт Йоханссон и Тильда Суинтон. И про себя, потому что, как утверждает Итан Коэн, с 1950‑х годов, в которых происходит действие, Голливуд не изменился, и теперь в нем возможно все то же, что и тогда. Просто, оглядываясь назад, людям свойственно героизировать прошлое, смотреть на него сквозь розовые очки.

А раз так, то можно и Эдди Менникса, менеджера студии «Capitol Pictures» — его играет Джош Бролин — сделать почти ангелом («Наш Менникс, по сравнению с реальным, невинен, как младенец», — настаивают авторы). У Менникса тысяча рук, он может все. Кинозвезду, которая пытается найти отца своему будущему ребенку, он выдает замуж за пройдоху нотариуса; идиота ковбоя легко пристраивает на роль первого любовника. Менникс командует, считает деньги, водит за нос и убедительно врет. Он даже исповедуется (да какие у него грехи?!), а за стенкой в исповедальне угадывается характерный профиль, со шнобелем и в очках.

Этот фильм — как ребус, в котором всех или хотя бы многих можно разгадать и узнать. Понятно, что режиссер, вставляющий в речь немецкое «ja, ja», — образ собирательный, но это и намек на австрийского эмигранта Билли Уайлдера, который до конца своих дней предпочитал говорить на родном языке. Эдди Менникс здесь тоже собирательный персонаж. В жизни он был связан с двумя известнейшими «донами» киноиндустрии — Николасом Шенком (Николай Михайлович Шейнкер, родом из Рыбинска) и Луисом Майером (Лазарь Меир из Минска). Продюсер Шенк нанял Менникса, чтобы тот следил за его конкурентом Майером, ну и для прочих грязных дел. А Коэны сделали Менникса персонажем фарса, в котором голливудские сценаристы цитируют Маркса и поют большевистские песни — и всех их за «левые» симпатии вот‑вот выдавят из кино. Но Коэнам мало просто «левизны» — их сумасшедшие сценаристы собирают деньги для СССР и ради выкупа крадут актера, исполняющего роль Цезаря, — его играет Джордж Клуни. А белокурый викинг, кумир миллионов, оказывается в фильме советским шпионом и скрывается на подводной лодке, всплывающей в нужный момент в Малибу.

 

Помимо собственной премьеры, у Джоэла и Итана Коэнов на Берлинале была еще одна функция. Именно они вручали «Камеру Берлинале». Год назад лауреатом в этой почетной номинации стал экс‑директор Московского музея кино Наум Клейман, а теперь Коэны награждали своего первого продюсера — Бена (Бенджамина) Баренхольца.

Баренхольц, один из лидеров американского независимого кинематографа, — эмигрант первой волны, родился в Польше (теперь это Украина) 80 лет назад. И кому бы еще его поздравлять, как не любимым ученикам. А у Коэнов, как известно, есть дурная привычка ругаться на публике, и тут они ей не изменили. Соблюдая нормы приличия, их сбивчивую речь можно перевести примерно так: «После окончания съемок нашего первого фильма мы бегали по кругу и обращались к многочисленным продюсерам в поисках денег на следующие картины. И Бен оказался единственным, кто нас не “послал”. Хотя в числе тех, кого он проигнорировал, были такие знаменитости как братья Вайнштейн (продюсеры “Бесславных ублюдков” и “Король говорит”. — Т. Р.). Бен свел нас с богатейшими людьми, которые до тех пор отказывались иметь с нами дело. Он стал продюсером трех наших следующих картин, нашим ребе. И он остается ментором для многих молодых талантливых режиссеров».

Когда Баренхольц, выступив с ответным словом, закончил его тостом «Лехаим!», никто в зале не удивился.

 

56‑летний продюсер Джеймс Шеймус, известный по фильмам, сделанным им вместе с Энгом Ли («Разум и чувства», «Вожделение», «Горбатая гора»), дебютировал на Берлинале в режиссуре. Бывший президент нью‑йоркской продюсерской компании «Focus Features», а ныне профессор Колумбийского университета в Нью‑Йорке, Шеймус привез в Берлин свою картину «Возмущение», экранизацию одноименного романа Филипа Рота (сценарий они написали вдвоем).

Главный герой, молодой Маркус Мецнер (Логан Лерман) живет с отцом, мясником в кошерном магазине, и матерью в Нью‑Джерси. Дело происходит в 1951‑м: Маркус заканчивает с отличием школу, а в США набирает обороты гонка вооружений, маккартизм переходит в свою последнюю, истерическую фазу, идет «холодная война» и война реальная — в Корее, на которую ежедневно забирают тысячи ребят. В том числе соседского сына, который погибает. Маркусу это не грозит — он получил стипендию и место в колледже. Правда, колледж этот в «слишком американском» штате Огайо. Слишком — для Маркуса, он станет вечным аутсайдером, он не сможет играть по правилам, а нарушение их так или иначе означает исключение из университета — и войну.

 

Кроме режиссерского дебюта, Шеймус привез в Берлин свои продюсерские проекты. Среди них — картина «Одни в Берлине» Венсана Переса. Ее герои — немецкая семейная пара (актеры Эмма Томпсон и Брендан Глисон), потерявшая на фронте единственного сына и разочаровавшаяся в нацистском режиме настолько, что стала его подрывать. Супруги Квангель распространяют открытки с призывами свергнуть Гитлера. Дело происходит в 1940‑м. Рядом живут евреи — если, конечно, это можно назвать жизнью.

Одни евреев сдают, другие им сочувствуют и помогают, приносят продукты…

Эта реальная история была описана в знаменитом романе Ганса Фаллады «Каждый умирает в одиночку». Венсан Перес, наполовину немец, купил права на экранную адаптацию романа еще в 2007 году, когда вышел английский перевод книги. Тут важно напомнить, что роман Фаллады, написанный в конце 1940‑х, по сей день считается одним из главных литературных произведений о немецком сопротивлении нацизму.

 

О еврейском сопротивлении нацизму рассказывает одна из самых ожидаемых фестивальных премьер — немецкая киноверсия «Дневника Анны Франк». Если американский фильм по «Дневнику…» вышел еще в 1959‑м, то эту картину Ханс Штайнбихлер снял только что, в главной роли — молодая немецкая актриса Леа ван Акен. Ленту показали в рамках молодежной программы Generation.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Пусть ваши строки не попирают европейской почвы»

Настал черед выступать Эммануэлю Литвинову, поэту‑еврею, неизвестному широкой публике. Публика обрадовалась, услышав, что Литвинов прочтет оду Т. С. Элиоту, свежеиспеченному нобелевскому лауреату, самому известному поэту лондонской сцены. В эту самую минуту в зал вошел великий человек собственной персоной. Литвинов обратился к Элиоту и таким же, как он, христианам‑антисемитам: слишком у многих из них следом за политическими заявлениями о том, как их возмущает нацистское скотство, с губ готово сорваться «но»...

Пятый пункт: БЕШТ, Агнон, друг Кафки, Шехтер, майсы с шаржем

Сегодня мы поговорим о жанре, который изменил сознание, вдохновил тысячи, стал голосом народа — хасидском рассказе. Это не просто истории о праведниках. Это — дыхание. Искра. Память, переданная словом. Перед вами — пять книг. Пять попыток удержать ускользающую искру. Мы пройдем этот путь от 1815 года — до сегодняшней книжной полки. От Копыси — до Тель-Авива. От легенды — к литературе

Как антисионизм стал западным обрядом

Cлияние исламизма и марксизма направлено на «полное искоренение западной цивилизации». Почему столь важен Израиль? Потому что он воплощает не только западные достижения, но и условия, делающие их возможными: национальную гордость, свободный рынок, крепкие общественные связи. Эти условия представляют угрозу для глобалистов, социалистов и джихадистов, стремящихся к единой власти. Израиль мешает им — и потому должен быть стерт