Книжный разговор

О еврейском супергерое Элише Дэвидсоне и «бескорыстии свыше человеческих возможностей»

Света Раскина 27 июля 2017
Поделиться

Три недели между 17 тамуза и 9 ава — самые траурные в еврейской истории. Это время, ведущее к разрушению Храма, гонениям и бедствиям. Но в нынешнем, 5777‑м году это также время, когда 11‑летний Элиша Дэвидсон отправляется к Стене Плача искать Коэна Света, чтобы вместе с ним проникнуть в тайну загадочного камня и вступить в борьбу между Светом и Тьмой. Так начинается головокружительная история приключений еврейского мальчика, успевшая завладеть воображением многих читателей во всем мире.

 

Написанная за три года трилогия про Элишу Дэвидсона включает в себя романы «Элиша Дэвидсон и Огненные Буквы», «Элиша Дэвидсон и Испаклария», а также заключительный «Элиша Дэвидсон и Шамир», вышедший в мае этого года (первый роман уже издан «Книжниками» по‑русски, два других готовятся к изданию).

Автор трилогии Ронда Аттар — американка, живущая в Израиле более 30 лет, одна из «матерей‑основательниц» израильского телевидения, организатор образовательных программ для женщин и представитель древней раввинской семьи, ведущей свою родословную от Хафец‑Хаима и Абарбанеля, что может объяснить богатство еврейских знаний, встречающихся в книге.

«Я была поражена вопиющим отсутствием литературы для подростков, и для еврейских подростков в частности, на полках библиотек и книжных магазинов, — сказала Ронда в недавнем интервью корреспонденту «Лехаима» в Иерусалиме. — Такое впечатление, что ее намеренно заменили сериями книг про вампиров и разнообразными приключениями, основанными на греческой мифологии (речь о книгах про Перси Джексона, популярных на англоязычном рынке. — Ред.). Гарри Поттер — очень занятная книга, но и она несет в себе элементы культа, сатанизма и тому подобного. Что касается вампиров — только подумайте об этом! — один маленький трансильванский миф породил тысячи книг, целый жанр!

В то же время в наших руках находится эта огромная сокровищница легенд мидрашей, из нашей собственной, еврейской традиции. Той, которой мир все еще заворожен! Ведь даже Голливуд время от времени выпускает фильм про Ноя или про Исход из Египта. И я хотела, чтобы молодые люди увидели то, что находится на нашем собственном «заднем дворе».

Трилогия про Элишу основана на богатстве нашей традиции. Чем больше ты знаешь, тем больше поймешь: для моих нееврейских читателей эти книги читаются просто как научная фантастика, но те, кто понимает, знают, что почти ничего в книгах не является выдумкой в прямом смысле слова».

Использование еврейских источников является основополагающим фактором в книгах об Элише. В предисловии к каждой из книг трилогии Аттар подчеркивает: «Книга не основана на фантазии. Она основывается на документальных свидетельствах, некоторым из них 5777 лет и они освещают наиболее сокровенные и загадочные учения человеческой расы».

Ронда Аттар и ее муж, раввин Меир Аттар, очень активны в жизни своей общины в поселении Кохав‑Яаков (это по дороге в Шило). У них своя синагога, миква, бейт мидраш и «полуночный» колель, а также уроки для женщин, которые ведет сама Ронда Аттар. «Мы учим темы, которые задевают за живое, будят душу», — говорит она.

Аттар рассказывает: истории про Элишу Дэвидсона на самом деле «родились» давно, в 1990‑х годах, когда она устраивала у себя дома «час рассказа» по шаббатам для своих и соседских детей.

«Сначала я прочла им все <еврейские> книги, что cмогла найти для их возраста, но мне хотелось еще, еще, — я хотела использовать возможность глубже познакомить детей с нашей традицией. Так появился Элиша Дэвидсон — мальчик, который сталкивается с яростной борьбой сил Добра и Зла и, несмотря на юный возраст, вступает в бой. И дети не хотели уходить: некоторым из них было уже по 15 лет, а они все приходили и приходили — не за сладостями, а за рассказами».

Проведя больше двадцати лет на ведущих позициях в израильской телеиндустрии, несколько лет назад Аттар перешла на должность консультанта, дающую большую свободу. «У меня появилось время писать — я и писала», — говорит она.

Время действия всей трилогии охватывает около шести недель — от начала месяца тамуз, когда в Академии Храмовой Горы происходит несчастный случай, а Элиша обнаруживает странный камень за стенами своего дома, до 9 ава, «самого катастрофического дня в году», когда борьба Света и Тьмы достигает своего апогея, а Элиша должен применить все знания, полученные им, и быть бескорыстным свыше своих возможностей.

Книги затрагивают множество аспектов еврейской традиции, не знакомой широким кругам читателей, но Аттар говорит, что она очень осторожна в выборе информации, особенно в том, что имеет отношение к каббале.

«Сегодня есть много раввинов, которые предают огласке то, о чем не стоило бы говорить. Это пугает. Я и близко не подхожу к этому. Арье Каплан — единственный, чьи источники я использую, а они берут свое начало в традиции брацлавского хасидизма, которая мне близка.

В то же время — да, я использую идеи каббалы в своих книгах, потому что это настоящая, правдивая вещь. Меня очень задевало, когда в книгах о Гарри Поттере использовалось заклинание «авада кедавра» — каббалистическое понятие. В нашей традиции люди, «мекубалим», которые находились на действительно высокой ступени, пользовались магической силой каббалы. И я использую это в книгах для ощущения «настоящей» магии.

Мне хочется, чтобы дети почувствовали что‑то настоящее. Складывается впечатление, будто, несмотря на то, что мы находимся в Иерусалиме, мы утратили ощущение того, как это было на самом деле и что мы потеряли, когда разрушили Храм. Я хотела вдохнуть жизнь в нашу историю, чтобы мы прочувствовали утраченное и захотели этого вновь. И ведь это возможно, потому что мы прямо там же, в том же месте. Время растворяется».

В то же время Аттар утверждает, что не хочет ограничивать круг своих читателей, поэтому религиозный уклад жизни главных героев обозначен в книге скорее намеками: «Я не хотела, чтобы кто‑то почувствовал себя лишним, не имеющим отношения».

Ронда Аттар всегда находила себя «по разные стороны баррикад»: «Религиозная женщина, правых взглядов, новая репатриантка — все это было как бы «неправильно». Однако Всевышний всегда направлял меня туда, куда надо». Аттар запустила более десяти международных телевизионных каналов и была председателем правления Второго канала израильского телевидения. И она не исключает возможности продолжения трилогии: «Я оставила много «зацепок» — их можно «раскрыть» и продолжить. Материала в нашей истории и традиции хватит еще на множество книг. Но для этого я должна увидеть, что у читателей есть настоящий интерес».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Смех сквозь слезы

...Врачи нью‑йоркской больницы «Ливанские кедры» замечают, что среди их пациентов с загадочной быстротой распространяется болезнь Альцгеймера. Объяснить этот феномен они никак не могут. Расследовать обстоятельства эпидемии предстоит Джо Бернстайну — ученому, ушедшему на пенсию, но не желающему отойти от дел.

Башни из слоновой кости в ожидании варваров

Перед нами проходят еврейское независимое движение и жизнь московской богемы, советская и постсоветская академическая наука (причем не только гуманитарная), как в Москве, так и в провинции, еврейские религиозные общины времен позднего СССР и старообрядцы, зарубежные образовательные и научные структуры и Советская армия на излете своего существования.