Еще посмотрим

Мир — театр

Алексей Мокроусов 7 апреля 2017
Поделиться

#ТРИ
Обросов, Жилинский, Рабин

Москва, ВВЦ, до 23.4

Оскар Рабин. Лионозово. 1960‑е.

В рамках цикла «Всегда современное» галерея «РОСИЗО» показывает на бывшей ВДНХ, в павильоне № 66 — «Культура», выставку о трех знаменитых авторах советской эпохи. Они представляли разные слои арт‑жизни. Дмитрий Жилинский (1927–2015) сделал успешную карьеру, став еще в советские времена членом‑корреспондентом, а затем и академиком Академии художеств СССР, а также народным художником и лауреатом госпремий. Один из классиков «сурового стиля», Игорь Обросов (1930–2010) тоже не выглядел преследуемым — секретарь правления Союза художников РСФСР, а затем и СССР, он в 1990‑е годы заведовал кафедрой монументально‑декоративного искусства в Строгановском училище. Куда сложнее складывалась судьба Оскара Рабина (см.: Г. Анисимов. Стремление быть услышанным. У художника Оскара Рабина в Париже). Вдохновитель знаменитой «бульдозерной выставки» в Битцевском лесопарке, он подвергался на родине поношению — так, «Московский комсомолец» утверждал, что художник «ляпает свои бредовые картины». Рабина вынудили эмигрировать во Францию, официальное признание в России пришло к нему лишь во времена перестройки, в 1990‑м восстановили и насильно отнятое гражданство.

Более 80 работ трех авторов отобраны из собраний художников и частных коллекций.

 

Мир — театр

Москва, Московский государственный музей архитектуры, до 9.4

Ходасевич. Эскиз оформления рекламного щита для Театра домов отдыха трудящихся на Каменном острове в Петрограде. 1920.

Роскошная во всех отношениях выставка об архитектуре и сценографии в России объединила как проекты самих театров, так и эскизы театральных декораций от Джакомо Кваренги и Осипа Бове до Кузьмы Петрова‑Водкина и Александра Тышлера (показывают, в частности, его эскиз к «Ричарду III», 1933–1935). Есть редкости вроде эскизов Моисея Левина к «Яду» Луначарского в Александринке (1925). Особый интерес вызывает архитектура советской поры, например уникальный Театр массового действия на 4 тысячи мест в Харькове (конкурсный проект М. А. Минкуса совместно с В. М. Муйжелем, 1930), также конкурсный проект Театра имени В. И. Немировича‑Данченко на Тверском бульваре в Москве, разработанный три года спустя М. Я. Гинзбургом и Г. Гассенпфлугом. Среди предоставивших работы — Государственный Эрмитаж, Музей истории Санкт‑Петербурга, музеи‑усадьбы Архангельское и Останкино, музеи Большого театра и МХАТа, Дмитровский музей‑заповедник.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться