Трансляция

Associated Press: Концерт в израильском музее демонстрирует малоизвестное наследие Холокоста

Арон Геллер 22 декабря 2016
Поделиться

Впервые за всю 63‑летнюю историю «Яд ва‑Шема» живая музыка огласила своды израильского национального мемориала Холокоста, отдавая дань памяти произведениям музыкантов, которые создавали насыщенную культурную жизнь в Терезинском концентрационном лагере, прежде чем их отправили на смерть.

Стоя на копии фрагмента железнодорожного полотна, на фоне нацистских флагов и фотографий изможденных узников, трио музыкантов выступило в знаменитом иерусалимском музее в честь 75‑й годовщины основания лагеря Терезин.

Концерт, на котором исполнялись пьесы, сочиненные узниками Терезина, отличался от обычных мемориальных торжеств, поскольку демонстрировал необычное творческое наследие этого лагеря.

«Говоря только об уничтожении людей, мы не передадим даже толики того, что было утрачено. Утрачена была жизнь людей и их творчество, и я думаю, они сами предпочли бы, чтобы их вспоминали, говоря о том, как они жили, а не о том, как они были убиты», — сказала Авиа Дорон, старший экскурсовод «Яд ва‑Шема».

Если некоторые лагеря были фабриками смерти или фабриками рабского труда, Терезин был скорее похож на гетто и служил примером для нацистской пропаганды, цинично именующей его «курортным городком», куда пожилые немецкие евреи могли «удалиться на покой». Однажды его даже привели в порядок и продемонстрировали делегации Международного Красного Креста в доказательство того, как гуманно относятся к евреям в Третьем рейхе.

Израильские музыканты выступают в мемориальном комплексе «Яд ва‑Шем» в Иерусалиме

На самом деле Терезин, лагерь в оккупированной немцами Чехословакии, в 60 километрах на северо‑запад от Праги, служил, прежде всего, коллектором, откуда евреев депортировали на «фабрики смерти» в лагерях Восточной Европы. От болезней и голода там умерло около 35 тыс. узников.

И все же относительно привилегированный статус лагеря допускал в нем некоторое подобие нормальной жизни, а поскольку это было самое западное гетто во всей нацистской лагерной системе, там оказалась большая часть еврейской культурной элиты Австрии и Германии: многие известные художники, музыканты и писатели. Несмотря на тяжелые условия жизни и постоянную угрозу депортации, там возникла оживленная музыкальная жизнь — сначала подпольная, а потом разрешенная нацистами, которые и сами наслаждались ее плодами.

Узники исполняли популярные чешские песни, потом целые оперы, а потом и «Реквием» Джузеппе Верди. Художники рисовали картины, актеры ставили спектакли, профессора читали лекции. В Терезине функционировала библиотека в 60 тыс. томов с выдачей книг на дом.

Для узников музыка служила утешением и прибежищем, она придавала смысл их жизни и даже была формой сопротивления. Людям разрешали брать с собой в лагерь лишь ограниченное количество личных вещей, и многие увозили с собой музыкальные инструменты. Некоторым удалось даже протащить в лагерь пианино.

«Их страсть к музыке, к искусству, была столь же сильна, как их желание жить. Это был их способ выразить все, что они чувствовали, за то короткое время, которое, как они знали, им оставалось, и музыка же была для них способом протеста», — сказал Дан Рапопорт, музыкальный директор концерта.

Последние двадцать лет Рапопорт, состоявшийся кларнетист и дирижер, изучает этот уникальный лагерь‑гетто, известный также под своим немецким названием Терезиенштадт.

В сопровождении скрипки и виолончели, а иногда и сопрано, от которого у слушателей мурашки бегали по спине, он исполнил пьесы таких композиторов, как Виктор Ульман, Гидеон Клейн и Зигмунд Шул, чьи творения сохранились, хотя творцы погибли. Концерт прозвучал для небольшой группы посетителей, которые в это время бродили по музею, а затем перед несколькими сотнями зрителей в большом зале.

Скрипач Эяль Шилоах сказал, что их концерт был призван «воскресить звуки и голоса Терезина».

Рапопорт отметил, что залы музея — это буквально «мертвое пространство», посетители которого не вступают в диалог с лицами на стенах. Он организовал этот концерт, чтобы посетители могли услышать эти лица — услышать то, что жертвы хотели сказать своей музыкой.

«Представьте себе, что вы отправляетесь в ад. Вы знаете наверняка, что вы туда отправляетесь, у вас в кармане уже лежит свидетельство о смерти, вы не знаете только дату. И они писали эту музыку, чая создать самое прекрасное, что бывает в мире, и находясь при этом в самой ужасной реальности».

Оригинал публикации: Israeli museum concert shows Holocaust’s lesser known legacy

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Эпизоды кровавой драмы

Исполнение его музыки если и случалось, то по воле удачного стечения обстоятельств или энтузиазма друзей‑музыкантов. Зато он писал то, что хотел. Может быть, в этом и было его счастье: он мог реализовывать на нотной бумаге самые фантастические замыслы. У меня в архиве лежат его партитуры для огромных составов — «Параллельные миры» например. А тема Холокоста была для папы очень важна, он постоянно мыслями возвращался в Киев, в детство и юность.