Еще посмотрим

Лучшая половина. Еврейские художницы до 1938 года

28 апреля 2017
Поделиться

Лучшая половина. Еврейские художницы до 1938 года

Вена, Еврейский музей, до 1.5

Среди 44 венских авторов, работы которых собрала большая выставка на Доротеагассе, есть художницы известные, как Тина Блау или Мари‑Луиз фон Мотесицки, а есть и те, чьи имена канули в Лету. К счастью, не навсегда — благодаря кропотливой работе кураторов собрано более 200 произведений из музеев и частных коллекций со всего мира, не только из Альбертины и Бельведера, но и таких редких институций как венское Общество истории рабочего движения.

Кураторы отобрали графику, живопись, скульптуру, кинофильмы, фотографии и предметы прикладного искусства — многие художницы работали в знаменитых «Венских мастерских», которые обычно связывают с мужскими именами, прежде всего Коломана Мозера.

Фридл Дикер‑Брандайс. Двойной портрет Павла и Марии Брандайс 1936.

В начале ХХ века женщин не принимали в профессиональные союзы художников, и в 1910‑м в Вене возникло Объединение художниц — в группе поддержки были представители не только аристократии, но и еврейской буржуазии: Бонди, Гутманы, Ротшильды, Шеи, Эфрусси. Среди первых венских художниц — Тереза Федоровна Рисс (1874, Москва — 1956, Лугано). Потеряв в 19 лет своего первенца, она развелась с мужем и решила заняться искусством, после исключения из московского института уехала в Вену, где сделала блестящую карьеру; среди экспонатов не только ее скульптуры, но и фотография, запечатлевшая работу над портретом Марка Твена. После аншлюса СС реквизировало ее ателье во дворце Лихтенштейнов, но самой Рисс удалось эмигрировать в Швейцарию. Многим ее коллегам, творчество которых также показывают в Вене, тоже посчастливилось уехать — в 1971‑м Ирма Ротштайн скончалась в Нью‑Йорке, а Лене Шнайдер‑Кайнер в Боливии; после 1958 года в Южной Америке теряются следы 58‑летней Китти Рикс. Но спастись от газовых камер удалось не всем — Элла Эраньи и Софи Корнер погибли в 1942‑м в концлагере в Польше, а в 1944‑м в Освенцим отправили Фридл Дикер‑Брандайс.

Юлиус Тандлер, или Мечта о «новом человеке»

Вена, Прачечная Карл‑Маркс‑Хофа, до 1.5

Музей «Красная Вена» расположен в бывшей прачечной Карл‑Маркс‑Хофа, внушительного жилого комплекса, построенного в 1920‑х годах и напоминающего об утопии коллективной жизни. Музей посвящен движению рабочих за свои права, его новая выставка рассказывает о знаменитом реформаторе медицины Юлиусе Тандлере (1869–1936). Доктор сделал блестящую научную карьеру, хотя и подвергался постоянно антисемитским нападкам. Так, в связи с назначением Тандлера в 1910 году директором института анатомии при Венском университете в одной из газет появилась статья об «ожидовлении университета». Антисемитские выходки сопровождали работу и после Первой мировой войны.

Портрет Юлиуса Тандлера. VGAВ.

Как врач и социал‑демократический политик — Тандлер был городским советником Вены по вопросам медицины, — он выступал за всеобщее право на медицинскую помощь, боролся против распространения туберкулеза, рака и алкоголизма. Он умер от сердечного приступа в Москве, где работал консультантом по строительству больниц и медицинскому образованию, позднее его прах был перенесен в Вену.

Поделиться

Мир — театр

Роскошная во всех отношениях выставка об архитектуре и сценографии в России объединила как проекты самих театров, так и эскизы театральных декораций от Джакомо Кваренги и Осипа Бове до Кузьмы Петрова‑Водкина и Александра Тышлера. Особый интерес вызывает архитектура советской поры, например уникальный Театр массового действия на 4 тысячи мест в Харькове.