Еще посмотрим

Идти-Шагать: от Курбе до Киркби

Алексей Мокроусов 6 января 2017
Поделиться

Идти‑Шагать

Франкфурт‑на‑Майне, Музей Гирша, до 22.1

«От Курбе до Киркби» — таков художественный масштаб выставки, собравшей авторов, работавших на берегах Майна и Рейна в последние полтора века. Особый раздел посвящен жертвам преследований и ненависти; среди них и мюнхенский живописец Херман Лисман (1878–1943). Он долго жил в Риме и Франции, был на войне, работал в Красном Кресте. Преподавал в Штеделе, пока в 1934‑м не последовал запрет на профессию. Какое‑то время Лисман еще учил живописи в Институте еврейской общины во Франкфурте, затем уехал в Тур, где его интернировали французы. Лисман погиб в Майданеке, множество его картин уничтожено нацистами.

Херман Лисман. Скиталец. 1920.

 

Рейн. Биография европейской реки

Бонн, Выставочный зал Германии, до 22.1

Подробный рассказ о жизни на реке начиная с археологических древностей и римлян и до сегодняшнего дня. Небольшой, но яркий раздел посвящен еврейской жизни на берегах Рейна и трем ее главным центрам — Шпайеру, Майнцу и Вормсу, одним из важнейших в Европе. Первые евреи появились здесь еще в IV веке, после указа императора Константина, расцвет же начался в X–XI веках, когда на Рейн переселились евреи из Италии и Южной Франции. Среди экспонатов — рисунок, запечатлевший одежду евреев Вормса, из знаменитого многотомного труда Маркуса цум Ламма (1544–1606) «Thesaurus Picturarum» (конец XVI века, экземпляр университетской библиотеки Дармштадта). Показывают и желтые круги, которые обязаны были носить на груди евреи Средневековья.

 

Поделиться

Сюрреалистические встречи

Гамбургская выставка стоит на четырех китах — важнейших частных коллекциях сюрреализма из Европы, собранных в свое время художником и куратором Роландом Пенроузом, поэтом Эдвардом Джеймсом, коллекционерами Габриэлой Кайлер, а также Уллой и Хайнером Питшами. Сегодня лишь Питшы продолжают собирать, остальные коллекции распылены между крупными музеями; в выставке участвуют лондонская галерея Тейт, музей Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме, Художественные собрания земли Северный Рейн — Вестфалия в Дюссельдорфе, важнейшее место занимают произведения из Шотландской национальной галереи, обладающей одной из крупнейших коллекций дадаизма и сюрреализма в мире.

Судьба композитора Бранда

У родившегося в Лемберге (Львове) и учившегося у Карла Шрекера в Вене и Берлине Бранда было свое видение союза между пустой сценой, машиной и звуком. В каком‑то смысле об этом была и его знаменитая опера «Машинист Хопкинс», созданная с учетом эстетики не только Шрекера, но и Арнольда Шенберга, Курта Вайля и Эрнста Кренека; уже в первый год после дуйсбургской премьеры в 1929‑м опера выдержала 134 представления.

Карл Шенкер. Мастер красоты

Его портреты светских львиц, актрис, знаменитостей и просто красавиц расходились многотысячными тиражами, их печатали журналы и собирали те, чьи потомки позже начнут млеть от глянцевых журналов. Пресса называла его прирожденным ваятелем прекрасных образов и режиссером женских головок.