Трансляция

JTA: Еврейский туристический бизнес в Европе на грани закрытия из‑за Covid‑19

Кнаан Липшиц. Перевод с английского Семена Чарного 1 июня 2020
Поделиться

Раньше Дани Ротштейн зарабатывал на жизнь тем, что страстно любит: пропагандой забытого еврейского наследия Майорки.

Уроженец Нью‑Джерси, который поселился на испанском курортном острове в 2014 году, Ротштейн является основателем «Еврейской Майорки» — единственного туристического агентства, специализирующегося на богатой, трагической и загадочной еврейской истории острова.

Благодаря более чем 10 млн иностранных туристов, прибывающих на Майорку ежегодно, бизнес Ротштейна, созданный около полутора лет назад, преуспел: это оказалось уникальное предложение, умноженное на заразительную энергию, организаторские способности и ловкий маркетинг Ротштейна.

Дани Ротштейн у монумента памяти евреев Пальма‑де‑Майорки. 13 февраля 2019.

Недавно он заключил договор на организацию программы для 400 туристов, забронировавших отпуск в отеле, который должен был быть откошерован для них. Это был самый большой заказ такого рода в истории острова, и он обещал стать большим успехом для Ротштейна.

«Этим летом мы готовились наконец заработать по‑крупному», — говорит он. Но потом «все полностью остановилось».

Это случилось потому, что Испания ввела меры строгой изоляции для остановки распространения коронавируса, который убил в этой стране более 27 тыс. человек. В мае — вместо того, чтобы приветствовать туристов, — Ротштейн начал доставлять фалафель, завернутый в лепешки, и хумус, чтобы обеспечить своего годовалого сына и покрыть расходы, связанные с недавней покупкой дома в центральной части Пальмы, столицы острова.

Ротштейн — один из бесчисленных операторов туристического бизнеса во всем мире, чья деятельность была парализована пандемией Covid‑19, которая вызвала внезапное и полное прекращение туристических поездок. Будущее еврейского туристического бизнеса, который и так обслуживает ограниченную клиентуру и работает с малой маржей, может быть особенно ненадежным.

Дани Ротштейн рассказывает немецким туристам о церкви, которая раньше была синагогой. Пальма‑де‑Майорка. 11 февраля 2019

Основатель еврейского образовательного фестиваля «Лимуд Майорка», сыгравшего ключевую роль в распространении знаний об уникальной еврейской истории Майорки, Ротштейн в настоящее время разрабатывает модель, которая позволит проводить видеотуры: в основном с тем, чтобы вызвать интерес, когда поток туристов возобновится. Но он знает, что без глубоких корней в индустрии туризма ему предстоит тяжелое восхождение наверх, и подумывает покинуть остров. «Пандемия застала нас в уязвимом положении, когда мы только готовились к настоящему взлету, прежде чем получили возможность утвердиться, — говорит он. — Это очень расстраивает».

В это время в Варшаве 61‑летний Маймон Бен Эзра полагает, что его кошерный ресторан Bekef — один из немногих в этой категории в столице Польши — обанкротится примерно через две недели.

Бен Эзра, израильский шеф‑повар, который обосновался в Польше 13 лет назад, недавно инвестировал 100 тыс. долларов в расширение и развитие своего успешного бизнеса в ответ на массовый рост числа израильтян и других евреев, отдыхающих в этой центральноевропейской стране.

«Я подписал контракт за две недели до того, как началась эпидемия», — говорит Бен Эзра, у которого есть 8‑летняя дочь от его польско‑еврейской жены.

Модернизация привела к тому, что его забегаловка на 20 мест превратилась в двухэтажный ресторан на 90 мест с удобствами и персоналом для работы с большими группами.

Бен Эзра перенес свое заведение в бывшее еврейское гетто — обязательное место для посещения еврейскими туристами — и арендовал помещение рядом с Музеем Варшавского еврейского гетто, который должен открыться в будущем году.

«Предполагалось, что мы будем первыми, кто сможет обслуживать участников “Марша живых”», — подчеркивает Бен Эзра, имея в виду десятки тысяч еврейских подростков и сопровождающих их лиц со всего мира, которые приезжают в Польшу каждую весну на мероприятие в память о Холокосте. — Это должно было помочь нам окупить инвестиции».

Но марш этого года был отложен на неопределенный срок из‑за Covid‑19. Бен Эзра не мог выйти из своего контракта по аренде нового места и уже вложил деньги в его обустройство. Чтобы свести концы с концами, он предоставляет теперь услуги кейтеринга. Но в Варшаве есть несколько таких предприятий — и всего несколько тысяч евреев.

«Я влип. Такое ощущение, что я тону в зыбучих песках», — говорит Бен Эзра.

В отличие от Варшавы и Майорки, Амстердам — уже признанный магнит для еврейских туристов.

Сочетая уникальные памятные места еврейского наследия, особенно интересные пожилым посетителям и семьям с детьми, с другими услугами, которые привлекают молодых людей, голландская столица доминирует в картах мест отдыха израильтян на протяжении десятилетий.

Но и здесь эпидемия Covid‑19 ставит под сомнение выживание некоторых фирм, обслуживающих еврейских туристов.

We Are Amsterdam — принадлежащее евреям амстердамское агентство по прокату лодок и туроператор. Сейчас проблема для них не в том, чтобы сохранить престижность бренда, а в возможности обслуживать преимущественно израильскую клиентуру: ведь если туристы вернутся, им будут мешать требования по сохранению социального дистанцирования, направленные на предотвращение распространения болезни.

Лодка агентства We Are Amsterdam. 2019

Гай Каттнер, бывший моряк военно‑морского флота Израиля, начал бизнес два года назад со своим голландским партнером Тимо Хаакером. Все шло хорошо: семьи и большие группы друзей бронировали столько, сколько могла выдержать команда We Are Amsterdam. Бизнес, демонстрировавший в своей рекламе инсайдерские знания о ночной жизни, а также знания о еврейской истории Амстердама, недавно начал расширяться, в том числе для туристов из Китая.

Каттнер и Хаакер перевели фирму в новое здание на Херенграхт, одну из самых дорогих улиц Амстердама, и к тому времени, когда эпидемия Covid‑19 положила конец путешествиям, число сотрудников выросло до 25 человек. Теперь, когда голландская столица начинает позволять бизнесу снова работать, правила социального дистанцирования означают, что, если даже туристы начнут посещать город, We Are Amsterdam не сможет привлечь достаточно клиентов на свои лодки, чтобы получить прибыль.

«Вся наша бизнес‑модель построена на том, чтобы предлагать более интимные, личные ощущения, по сравнению с тем, что вы получаете на одной из лодок на больших каналах с экскурсией через наушники на 17 языках», — говорит Каттнер.

Лодка агентства We Are Amsterdam. 2019

Подобно Ротштейну на Майорке и Бен Эзре в Варшаве, голландские партнеры также изучают способы сохранить свой бизнес на плаву. Используя трехмерные камеры, они создали виртуальную интерактивную поездку по каналу, где зрители могут прокручивать вокруг себя 360‑градусный вид Амстердама, открывающийся с водных путей. Но виртуальный круиз по каналу является бесплатным — это маркетинговый инструмент и способ «поддерживать присутствие», отмечает Каттнер: «Это не поможет покрыть накладные расходы».

We Are Amsterdam предлагает также наземные экскурсии, в том числе тур по ветряным мельницам Амстердама. Но социальное дистанцирование вдвое сократило пропускную способность 10‑местных минивэнов, что делает такие экскурсии менее рентабельными, отмечает Каттнер.

Эпидемия коронавируса наносит ущерб и еврейским туристическим достопримечательностям. В Праге потеря миллионов долларов от продажи билетов в Еврейский культурный квартал города означает нехватку доступных средств для социальной работы, считают лидеры общины.

В Венгрии разгорелась дискуссия по поводу решения федерации еврейских общин Mazsihisz о возобновлении контракта на сумму 290 тыс. долларов с частной фирмой, занимающейся туристической программой синагоги на улице Дохань, — популярной достопримечательности, будущее которой как «дойной коровы» общины в настоящее время вызывает сомнения.

И тем не менее европейские еврейские общины, многие из которых работают на средства, предоставляемые в качестве компенсации за утраченную или захваченную во время Холокоста еврейскую собственность, имеют больше шансов пережить «шторм», чем люди, зарабатывающие себе на жизнь еврейским туризмом.

На концерте в португальской синагоге. Амстердам. 17 августа 2017

Так, кризис внезапно иссушил источник дохода Анны‑Марии ван Хильст, 32‑летнего гида из Амстердама, которая специализируется на еврейской истории.

«Я взялась за эту работу не затем, чтобы зарабатывать деньги, а потому, что была увлечена этим, — отмечает ван Хильст, принявшая иудаизм более 10 лет назад. — Но вдруг все это прекратилось, и неясно, когда и как будет возможно снова. И я, и многие другие люди в моем секторе внезапно подвергаем сомнению наш выбор — и все переосмысливаем». 

Оригинальная публикация: In Europe, budding Jewish tourism businesses are teetering on the brink of closure because of COVID‑19

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Туризм в месте/вместо скорби

Те, кто приехал в концлагерь в воскресный день, прихватив детей, собачек и провиант, неплохо знакомы с историей. Тогда что привело сюда эти толпы? Они стоят в очереди, чтобы посмотреть на что? Какой опыт рассчитывают приобрести, повторяя скорбный путь заключенных по лагерю? Хотят ли почтить память погибших?

The Atlantic: Испания стремится покаяться в грехе 500‑летней давности

Когда я думаю о мечте моего отца об Испании, я понимаю, что его донкихотские устремления были неразрывно переплетены с жестокостью. Стремление в Сфарад — это не просто упражнение в ностальгии, это путешествие, омраченное насилием и кровью, погромами и насильственными крещениями, травмами и искуплением. Греческий корень слова «ностальгия» — «ностос» — означает «возвращение домой». Дом — это не просто гавань, а место, где есть и свои конфликты. Сефардский ностос тоже оказался таким.