Еще посмотрим

Эми Уайнхаус. Семейный портрет

19 мая 2017
Поделиться

Эми Уайнхаус. Семейный портрет

Лондон, Еврейский музей, до 24.9

Впервые выставку об Эми Уайнхаус (1983–2011), одной из лучших английских певиц XXI века, показали в Лондоне четыре года назад. После мирового турне (о венском этапе см.: Еще посмотрим // Лехаим. 2014. № 8) экспозиция, подготовленная братом певицы Алексом и ее кузиной Ривой, вернулась на берега Темзы. По‑прежнему много личных вещей Эми, от одежды и обуви до семейных фотографий, от коллекции пластинок и концертных бейджей до любимой гитары. Фотографии напоминают о лондонских адресах певицы, рассказывается и об ее отношении к еврейским праздникам, показаны книги из личной библиотеки, в том числе о еврейской культуре и кухне.

Эми. Фотограф Марк Окон Camera Press London

Людвиг Ротенберг

Франкфурт, Кабинет Хиндемита, до 21 мая

Небольшой музей композитора Пауля Хиндемита во Франкфурте расположен в так называемой Башне пастуха коров, старинном здании на Große Rittergasse, 118, где композитор жил в 1920‑х годах, после того как получил сумасшедший гонорар за концерт для фортепиано от пианиста Пауля Витгенштейна (брат философа Людвига Витгенштейна, потеряв на войне правую руку, заказывал концерты для левой руки; для него же написал свой знаменитый концерт Морис Равель). Здесь показывают личные вещи и партитуры Хиндемита, включая виолу д’амур, а сейчас проходит выставка, посвященная его тестю, дирижеру Людвигу Ротенбергу (1864–1932).

Людвиг Ротенберг с дочерьми. 1900–1910‑е.

Ротенберг учился музыке сначала в родных Черновцах, после в Вене, а в 1892‑м по рекомендации Брамса получил должность первого капельмейстера (дирижера, говоря нынешним языком) во Франкфуртской опере, причем в соперничестве с самим Рихардом Штраусом. За 34 года работы при шести интендантах Ротенберг превратил Франкфурт в один из музыкальных центров Германии, он дирижировал многими мировыми премьерами, включая три оперы Франца Шрекера. В 1915‑м прошла премьера и собственного сочинения Ротенберга, одноактовки по пьесе Гёте «Брат и сестра» (в основном Ротенберг сочинял песни и музыку для фортепиано); Хиндемит тоже был капельмейстером Франкфуртской оперы, где прослужил восемь лет, пока не уехал в Берлин, а затем в Швейцарию и США.

Имя Ротенберга выпало из общественного сознания после прихода к власти нацистов и последовавшей антиеврейской истерии. Нынешняя выставка, собравшая в основном фотографии и письма, невелика размерами, но важна для истории — это практически первое после смерти выдающегося музыканта воздание должного его памяти. Литературное наследие Ротенберга хранится в университете Франкфурта.

У озера

Новосибирск, Художественный музей, до 21.5

ИСААК ЛЕВИТАН. ПАСМУРНЫЙ ДЕНЬ. БОЛОТЦЕ. 1890‑Е.

145‑летие со дня рождения Витольда Бялыницкого‑Бирули (1872–1957) музей Новосибирска отмечает кабинетной выставкой, объединившей все пять хранящихся здесь картин русско‑белорусского мастера, а также работы художников круга «озерной школы». Она сформировалась вокруг усадьбы Бялыницкого‑Бирули «Чайка» в деревне Удомля Тверской губернии, где художник поселился вскоре после смерти Исаака Левитана, проводившего в этих краях много времени. После Киевской рисовальной школы Бялыницкий‑Бируля поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где пользовался советами Левитана, некоторые из них зафиксированы в воспоминаниях современников. В Новосибирске показывают и полотно самого Левитана «Пасмурный день. Болотце» (сер. 1890‑х; дар А. Б. Пасмана), обычно представленное в постоянной экспозиции музея. На время выставки его место в залах заняла еще одна работа Левитана, обычно хранящаяся в запасниках, — «Утро на реке», это эскиз к картине «Свежий ветер. Волга» (1895) из собрания Третьяковской галереи. В конце мая «Пасмурный день» вернется на свое постоянное место, а «Утро на реке» отправят на реставрацию, которая продлится год‑полтора, так что сейчас — редкая возможность увидеть «Утро…» перед продолжительной паузой.

Поделиться

Филипп Халсман. Прыжок

Среди прыгавших перед его объективом были Ромен Гари и Марк Шагал, Гароль Ллойд и Бенни Гудман. Показывают едва ли не самый знаменитый снимок Халсмана с Сальвадором Дали — «Дали Атомикус» (1948) с тремя летающими кошками и льющейся водой. Легко вообразить себе атмосферу на съемке, потребовавшей три повтора.

Лучшая половина. Еврейские художницы до 1938 года

Кураторы отобрали графику, живопись, скульптуру, кинофильмы, фотографии и предметы прикладного искусства — собрано более 200 произведений из музеев и частных коллекций со всего мира, не только из Альбертины и Бельведера, но и таких редких институций как венское Общество истории рабочего движения.