Актуалии

Артур Шик, великий и почти забытый художник‑иллюстратор

Александра Пуччиарелли 25 сентября 2017
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

В Историческом обществе Нью‑Йорка открылась выставка, посвященная творчеству Артура Шика — одного из самых выдающихся графиков XX века, сегодня почти забытого. Его работы появлялись повсюду — от Белого дома до «Желтых страниц» Нью‑Йорка. Творчество его не было исключительно светским: в нем нередко встречаются религиозные мотивы и сюжеты, он создал цикл иллюстраций к пасхальной Агаде, а в его политических работах появляются такие персонажи еврейской истории как Моисей.

Отчего же имя Артура Шика было забыто? Тому есть несколько причин. Он не принадлежал ни к одному из существующих художественных течений и не стал создателем новой школы. Умер Шик в 1951 году, накануне рождения современного искусства, в которое его работы не вписывались стилистически. За годы, проведенные в США, он создал сотни работ, но десяти лет было недостаточно для того, чтобы возникли тесные связи с миром искусства. Вся его графика выполнена на бумаге и потому крайне чувствительна к изменениям микроклимата, экспонирование ее сопряжено с трудностями. Те, кто был знаком с творчеством художника поверхностно, знали его в основном как иллюстратора сказок Андерсена. Сложное имя только усугубило положение дел.

Артур Шик. Агада. Семейный седер. Лодзь. 1935

Главной причиной забвения, как мне кажется, стал тот факт, что сразу после его смерти семья и наследники перестали сотрудничать с дилерами, потому что сын Шика хотел сам распорядиться наследством. Когда и он умер год спустя, не осталось никого, кто боролся бы за признание и сохранение памяти о художнике или был бы заинтересован в экспонировании его работ. Жена Шика распродала оставшиеся работы в частные коллекции. Но в 1992 году раввин Ирвин Унгар решил извлечь имя Артура Шика из мрака забвения; это дело он продолжает по сей день, и выставка в Историческом обществе Нью‑Йорка тоже служит этой цели.

Артур Шик. Пилигримы. 1946

На выставке представлены главным образом работы, касающиеся темы Второй мировой, в которых художник обращается к сложному вопросу, что значит быть евреем во время войны. Рисунок «Современный Моисей» изображает пророка, поддерживающего двух еврейских солдат. В «Пилигримах», также известных под названием «Нелегальные пассажиры», центральное место занимает маген Давид, по обеим сторонам которого расположены два судна. Одно из них — «Мэйфлауэр», а другое — более современное, на его мачте развевается флаг с двумя полосами и звездой Давида. Рисунок определенно взывает к опыту, пережитому иммигрантами тогда и сейчас. Для Шика характерны сложные композиции, использование множества деталей и персонажей, но вместе с тем рисунки его не производят впечатление перегруженных — они стараются раскрыть всю правду. Такой была и жизнь самого художника — он был постоянно погружен в работу и редко когда работал над рисунком больше недели.

Художник у себя в мастерской

Я очень рекомендую посетить выставку «Артур Шик: воин от искусства» в Историческом обществе Нью‑Йорка и открыть для себя этого незаслуженно забытого художника. 

Выставка «Артур Шик: воин от искусства» открыта до января 2018 года

Оригинальная публикация: Arthur Szyk, a Jewish Master Almost Lost to History, is Rediscovered

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Визуальные комментарии к маленькой пасхальной драме

Гадкий сын с бутылкой, в руке сигарета, наверное травка, на лице печать всех мыслимых и немыслимых пороков, нарушитель всех Десяти заповедей, всех 613 мицвот, было бы больше, нарушил бы больше, очевидно, что ест колеса и колется, нет сексуального греха, которого бы он не совершил, не почитает ни папу, ни маму, цинично варит козленка в молоке матери его, пришел испортить нам праздник, но мы ужо притупим ему зубы.

«И расступились воды»: пять «Переходов через Чермное море» в мировом искусстве

Бронзино — совсем не Айвазовский, и море у него не то что не бурное, а вообще замерзло и покрылось гладкой пластинкой льда, или, в лучшем случае, это тихая бухта в мертвенный штиль. На заднем плане в этой мирной субстанции почему‑то тонут эклектичные египтяне — кто в римском шлеме, кто в арабском тюрбане, а полуобнаженные евреи томно возлежат на скалистом берегу, нежатся на солнце, ведут беседы и умилительно поглядывают на интеллигентного Моисея с махонькими светящимися рожками.