Актуалии

Англо‑еврейские «сокровища» из Оксфорда выставляются в Нью‑Йорке

Миранда Купер 30 мая 2017
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

На выставке в Центре еврейской истории представлены редкие рукописи, в том числе молитвенник XII века, как считают, один из самых древних из дошедших до нас.

В Центре еврейской истории на Манхэттене открылась необычная выставка «500 лет сокровищам из Оксфорда». Выставка приурочена к 500‑летию Колледжа тела Христова (Corpus Christi College), одного из 38 колледжей Оксфорда. Это первый раз, когда объекты из собрания колледжа экспонируются в Америке. Основатель колледжа епископ Ричард Фокс (чей массивный епископский посох — один из немногих нетекстовых экспонатов на выставке) был убежденным сторонником нового ренессансного образования, основанного на чтении источников в подлиннике, преимущественно источников классических или библейских, и как раз эти «сокровища» представлены на выставке. В этом смысле выставка не просто приурочена к юбилею — она еще и посвящена текстам, ради изучения которых колледж и был основан.

Текст середины XV века, прослеживающий родословную короля Эдуарда IV  вплоть до Адама и Евы

Представление о том, что религиозные источники необходимо изучать на языке оригинала, отражено в многоязычии выставки, на которой представлено несколько манускриптов на иврите, аннотированных на латыни и греческом. На выставке экспонируются также один из самых древних из известных нам ивритских словарей и грамматики иврита. Наличие в ивритских текстах огласовок, которые не нужны хорошо знающим язык, указывает на то, что тексты предназначались для христиан и использовались ими в учебных целях. Многоязычие выставки — одно из ее неоспоримых достоинств. Среди важнейших экспонатов — французский ашкеназский сидур, считающийся одним из самых древних из дошедших до нас еврейских молитвенников. В сидуре сохранились финансовые записи его владельца на еврейско‑арабском. Экспозиция включает также две старейшие рукописи Раши.

Эти рукописи представляют особый интерес для исследователей иудаики, и выставка сделана на высоком научном уровне. Куратор Питер Кидд сказал, что это прежде всего «библиотечная выставка», но она будет интересна и широкой публике. В частности, экспонируется рукопись «Кентерберийских рассказов» Чосера, открытая на начале «Рассказа приорессы», одного из наиболее антисемитских его текстов. Астрономы и астрологи, без сомнения, оценят представленные на выставке книги по астрологии и знакам зодиака, письмо Исаака Ньютона и записи Галилео Галилея, которые он составил, впервые увидев лунную поверхность в телескоп. Среди экспонатов попадаются вещи неожиданные и причудливые: так, после красивых иллюминированных манускриптов, богато украшенных разными красками и позолотой, мы вдруг видим изображение маленькой танцующей собачки, никак не связанное с текстом, который оно иллюстрирует. Я попросила Кидда указать мне на свои любимые предметы из этого собрания, и он выбрал обычный деревянный ларь. Оказывается, это было специальное место хранения подлинника устава колледжа. Примечательно, что, дабы не дать властолюбивому руководству колледжа изменить устав в собственных интересах, на ларь навесили три замка, ключи от которых хранились у трех человек, ларь поместили в большой сундук, также с тремя замками, который, в свою очередь, поставили в хранилище, также защищенное тремя замками. Подобные экспонаты оживляют выставку, которая без них казалась бы слишком монотонно академической, и, с другой стороны, позволяют — по контрасту — лучше оценить академические жемчужины.

Рассматривая пятьдесят с небольшим экспонатов, представленных на выставке, посетитель понимает, что это лишь верхушка айсберга, лишь небольшая часть рукописного собрания колледжа. И действительно, Кидд рассказывал, как трудно было формировать список экспонатов: «Собрание столь обширно и столь богато, что было нелегко решить, что не брать на выставку». К примеру, рукопись XII века в переплете из кожи выдры, единственную такую рукопись в мире, сочли слишком хрупкой для трансатлантического переезда. Увы.

Выставка «500 лет сокровищам из Оксфорда» открыта в Центре еврейской истории до 6 августа. 

Оригинал публикации: Anglo-Jewish ‘Treasures’ From Oxford on Display in New York

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Богослужение: единство в многообразии

Мудрецы древности понимали, что ивритские молитвы не могут удовлетворить духовные искания большей части мирового еврейства. Евреи, в том числе и многочисленные общины в палестино‑вавилонском центре еврейской жизни, говорили по‑арамейски и по‑гречески. И мудрецы разрешили молиться на любом языке.

Языковой ренессанс. Постепенное признание

В те времена не было никаких признаков возникновения исторической грамматики языка иврит. Об этой дисциплине, которая даже в наш век исторического сознания все еще находится на ранней стадии развития, невозможно было даже помыслить в эпоху величайшего расцвета науки об иврите.

«Страсти евреев Праги»: погром 1389 года и уроки средневековой пародии

Рассматривая Страсти Христовы как величайшее жертвоприношение, христиане никогда не представляли дело так, будто евреи приносят Христа в жертву, — они просто убивают его. Представить это иначе означало бы приписать человеку невозможную для него власть, ибо лишь Б‑г может принести в жертву Б‑га. Таким образом Христос сам играет двойственную роль священника и жертвы: он и агнец, отправляемый на заклание, и первосвященник, приносящий этого агнца, и Б‑г, принимающий жертву.