Александр Гротендик. Нам еще предстоит его открыть

Владимир Губайловский 19 января 2015
Поделиться

13 ноября 2014 года в Сен‑Лизье — городке во французских Пиренеях — в возрасте 86 лет ушел из жизни один из самых великих и странных математиков XX века — Александр Гротендик.

Отец Гротендика — Александр (Саша) Шапиро родился в обеспеченной хасидской семье в Новозыбкове в 1890 году. В 1904 году Саша стал членом анархистской группы, готовившей покушение на Николая II. Группа была арестована, все ее члены приговорены к смертной казни и казнены. Только Шапиро из‑за юного возраста смертную казнь заменили пожизненным заключением. Из тюрьмы он вышел в 1917 году. С большевиками Саша не поладил и бежал в Германию, где в Берлине встретил Йоханну Гротендик. И у них в 1928 году родился сын — Александр. Брак не регистрировали, и мальчику досталась фамилия матери. Возможно, это его и спасло при нацистах. В 1933 году родители эмигрировали во Францию. После оккупации Франции Саша был арестован и в 1942 году погиб в Освенциме. Йоханна и Александр‑младший войну пережили.

После войны Александр поступил в Университет Монпелье, где проявил незаурядные математические способности. Его научный руководитель отправил Гротендика в Париж продолжать обучение в семинаре Анри Картана.

Французская математика 1950–1960‑х годов — блестящая плеяда. И Гротендик — одна из самых крупных звезд этого созвездия. Он стал одним из «Николя Бурбаки» — под этим псевдонимом издавался многотомный труд французских математиков, оказавший сильное воздействие на мировую математическую мысль.

Гротендик считал главным в своей математической карьере период с 1958 по 1970 год, большую часть которого он проработал в IHES (Institut des Hautes Études Scientifiques — Институт высших научных исследований). Гротендик руководил семинаром, в котором за 10 лет работы было создано более 1000 статей.

В 1970 году Гротендик не­ожиданно уходит из IHES и уезжает в Монпелье. Объяснение своему поступку Гротендик дал — он неожиданно узнал, что в финансировании IHES принимало участие Министерство обороны, а он — убежденный пацифист — такое стерпеть не мог. Но через 15 лет Гротендик видел причины ухода несколько иначе. В книге «Урожаи и посевы» он писал: «…в то время я уже начинал испытывать потребность в обновлении… Не случайно за год до ухода из IHES я в один прекрасный день совершенно забросил математику (оставив неразрешенными задачи, так увлекавшие меня накануне) и ударился в биологию… Жажда обновления искала выхода — и не могла найти его в обстановке “научной парильни”».

«Урожаи и посевы» — это 1200‑страничный труд, препринт которого выпустил Университет Монпелье. Книгой этот труд Гротендика никогда и не выходил (только некоторые части вышли по‑русски и по‑испански). «Урожаи и посевы» — разговор о математике и математиках: пристрастный, увлекающий в самые глубины великой науки.

В 1988 году Гротендик отказался от престижной премии Крафорда (Crafoord Prize), заявив, что математики его уровня не нуждаются в подтверждении своего статуса деньгами. В 1990 году Гротендик покинул Монпелье и уехал в Пиренеи. И почти не подавал о себе вестей. В архиве Университета Монпелье осталось 20 тыс. страниц неизданных рукописей Гротендика.

Гротендик ушел, но нам еще только предстоит его открыть и наконец прочитать, и тогда мы, может быть, что‑то поймем в этом великом и странном человеке и в самих себе. Гротендик был уверен, что главная цель любого человека — открытие самого себя.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: Мамдани, самоубийство телефона, Европа, фестиваль, Эрмитаж

Почему евреи Нью-Йорка поддержали на выборах мэра антисиониста Мамдани? Как раввины в Европе намерены защищать общины? И безопасно ли проводить фестиваль израильского кино в России? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Следы на рельсах: французская SNCF и неоконченная история Холокоста

Компания, не имеющая никакого отношения к искусству, внезапно присоединилась к лоббированию интересов противников нового закона о реституции разграбленных нацистами произведений искусства. SNCF, возможно, хранит или знает о местонахождении неких произведений искусства, вывезенных в годы войны. Если это правда, то участие компании в лоббировании не случайно

Шифр Рембрандта

Фраза «Мене, мене, текел, у‑фарсин», написанная таинственной рукой на арамейском языке на стене дворца Валтасара, — своеобразный перечень уменьшающихся единиц измерения, который, по сути, означает: «Твои дни сочтены». Загадочное библейское пророчество появляется на страницах книги Даниила. Этот сюжет вдохновлял многих художников. Но одной из самых известных интерпретаций является картина Рембрандта «Пир Валтасара», созданная художником около середины 1630‑х годов