Трансляция

artnet: 80 лет спустя после гитлеровского «Дегенеративного искусства»: выставки в немецких музеях

Генри Нойендорф 1 сентября 2017
Поделиться

В 1937‑м Адольф Гитлер запустил одну из самых позорных за всю современную историю кампаний по цензуре в искусстве: он приказал конфисковать произведения так называемого дегенеративного искусства, сочтенные фашистским режимом нежелательными и вредными, и очистить от них музеи Германии. В том же году в ознаменование наступления на модернистское искусство нацистская партия организовала печально знаменитую выставку «Дегенеративное искусство», на которой публике и были продемонстрированы эти изъятые, осужденные властями работы.

Рейхсминистр Йозеф Геббельс на выставке «Дегенеративное искусство»

Между 1937 и 1939 годами в ходе этой чистки около 21 000 произведений искусства было конфисковано из немецких государственных собраний. Шедевры экспрессионизма, сюрреализма, дадаизма, кубизма, нового объективизма и фовизма систематически изымались из десятков музеев по всей стране, а также из частных коллекций, после чего сжигались или продавались за границу.

Хотя большинство изъятых произведений искусства, вероятно, никогда не будет возвращено в германские музеи, последние проводят выставки, посвященные гитлеровской цензуре и ее разрушительным последствиям. Новый Музей искусства ХХ века в Берлине откроет постоянную экспозицию, посвященную этим чисткам. А к 80‑летней годовщине выставки «Дегенеративное искусство» два значительных немецких музея организуют специальные выставки, посвященные истории нацистской выставки и утерянным сокровищам модернистского искусства.

«Мюнхен, лето 1937‑го» в Доме искусства

Дабы показать немецкому народу разницу между «дегенеративным» и «великим» искусством, нацисты организовали одновременно две выставки, посвященные разным направлениям в искусстве. 18 июля 1937 года в Доме искусства в Мюнхене открылась выставка «Великое немецкое искусство», а 19 июля в Институте археологии в Хофгартене — «Дегенеративное искусство».

Неудивительно, что на выставке «Великое немецкое искусство» экспонировались работы, импонировавшие нацистам: классические в стилистике и зачастую идеализированные изображения пасторальных сцен. И напротив, «Дегенеративное искусство» собрало работы еврейских художников, про которые утверждалось, что они оскорбляют чувства женщин, солдат, фермеров и верующих.

Дом искусства (Haus der Kunst), Мюнхен

На выставке было представлено 650 произведений, конфискованных из немецких музеев. Показав эти работы публике, нацисты высмеяли их и затем уничтожили. Среди прочих там были представлены работы Эмиля Нольде, Франца Марка, Георга Гросса, Пауля Клее, Курта Швиттерса и многих других значительных германских художников того времени.

Мюнхенский Дом искусства, построенный специально для проведения ежегодной выставки «Великое немецкое искусство», теперь открыл двери для публики, желающей познакомиться с этим темным прошлым. В Доме искусства нет постоянной экспозиции, но в июле сего года там открылась архивная выставка «Мюнхен. Лето 1937‑го», где представлены предметы с выставки «Дегенеративное искусство», такие как фотографии, пленки, документы, а также сведения по истории здания.

Выставка «Мюнхен. Лето 1937‑го» в Доме искусства в Мюнхене проходит с 8 июля 2017 года по 2 апреля 2018 года.

«1937: Кампания против “дегенеративного искусства” в Дюссельдорфе» в музее Кунстпаласт

«В музеях Германии в середине 1930‑х годов были, пожалуй, крупнейшие собрания модернистского искусства, но чистки уничтожили эти собрания, — заявил “Artnet News” Джонатан Петропулос, профессор европейской истории в колледже Клермонт Маккена. — В послевоенные годы руководители многих немецких музеев приложили объединенные усилия к тому, чтобы восстановить эти собрания и добились значительных успехов, но утраты до сих пор ощутимы».

Отто Дикс. Портрет художника Франца Радзивилла. 1928

Один из таких музеев — Кунстпаласт в Дюссельдорфе. В 1937 году был на третьем месте среди наиболее пострадавших от чисток музеев Германии — оттуда изъяли более 1000 работ. Недавно в музее открылась выставка «1937: Кампания против “дегенеративного искусства” в Дюссельдорфе», где представлено небольшое количество произведений из фондов музея, которые удалось вернуть: пять полотен, три скульптуры и шесть рисунков. Четыре из пяти картин, представленных на выставке, были найдены и выкуплены музеем, а пятая предоставлена для выставки Художественной галереей Нового Южного Уэльса в Сиднее. Остальные экспонаты выставки — это архивные материалы, помогающие составить представлении о той коллекции мирового уровня, которой некогда обладал Кунстпаласт.

«1937: Кампания против “дегенеративного искусства” в Дюссельдорфе» проходит в музее Кунстпаласт в Дюссельдорфе с 14 июля 2017 года по лето 2018 года.

Оригинальная публикация: 80 Years After Hitler’s ‘Degenerate Art’ Show, Two German Museums Confront Its Dark Legacy

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The New York Times: Битва за полотно Клее подошла к концу

«Перипетии судьбы этого произведения искусства на протяжении последних 26 лет свидетельствуют об изменении менталитета. Перемены коснулись не только музеев, но и юридического подхода в целом и наших представлений о праве и правосудии. Законное и правильное не всегда совпадают. Это судебное решение — важнейшее достижение для нашего музея. Это не просто выдающееся полотно Пауля Клее. В нем заключена вся история ХХ века».

The New Yorker: Одержимость искусством и великое признание Шарлотты Саломон

80 лет назад, 19 июля 1937 года, в Мюнхене открылась выставка «Дегенеративное искусство». В здании галереи в парке Хофгартен было представлено около 650 произведений художников, конфискованных нацистами в 32 музеях Германии. Несколько месяцев спустя выставку демонстрировали в Берлине, где в престижной Академии искусств училась юная Шарлотта Саломон. Через шесть лет 26-летняя художница погибнет в нацистском концлагере.

Reuters: Швейцарский музей ищет наследников владельцев художественных произведений

В 2012 году внезапная проверка властями одной мюнхенской квартиры принесла сенсационные результаты: там были обнаружены полторы тысячи давно утерянных произведений мастеров ХХ века, включая работы Пабло Пикассо, Отто Дикса и Анри Матисса. «Каждая реституция — это победа для нас, — сказала в интервью Циммер, признавая, что исход расследования провенанса зачастую непредсказуем. — Я не могу ничего обещать».