Георгий Мирский. Настоящий арабист, настоящий еврей

Евгений Сатановский 1 февраля 2016
Поделиться

В Москве на 90‑м году скончался известный политолог Георгий Мирский.

Георгий Ильич Мирский был замечательным ученым и очень приятным в общении человеком. Он представитель того старого поколения специалистов, которое могло ошибаться, но никогда не действовало в угоду конъюнктуре, не пыталось подлаживаться под те или другие господствующие теории. Таких людей сегодня становится все меньше и меньше.

Мирский, безусловно, был одним из лучших арабистов страны, хотя последние 20–25 лет в силу возраста он почти не бывал в регионе, которым занимался. Если сравнивать его с коллегами — хотя такое сравнение всегда довольно бессмысленно, у каждого своя судьба и свои штудии, — то основное отличие Мирского как раз в том, что он всегда занимался наукой как таковой. Скажем, другого крупнейшего ближневосточника этого поколения, Евгения Максимовича Примакова, вряд ли можно назвать чистым ученым. Он был в первую очередь разведчиком, командиром науки, политиком. А Мирский был прежде всего академическим исследователем. Это немного разные отряды — пусть даже в одной и той же армии.

Кадр из выступления на «Радио “Свобода”»

Кадр из выступления на «Радио “Свобода”»

Мирский жил в тот период, который описывал — и описывал блестяще. Он являлся современником тех событий, которые анализировал в своих работах. Это всегда дополнительный риск для исследователя — трудно описывать меняющийся объект. Но Мирский создал свою школу, у него остались ученики, остались последователи. Его подходы во многом сохраняют свое значение. Кем он был для современников на фоне чиновников из Политбюро и ЦК? Подумаешь, очередной ученый! Но от него останется имя, останутся строчки в учебнике и тогда, когда политиков семидесятых годов никто не вспомнит. В конце концов, кем был Ньютон рядом с фаворитами Карла II? Но где те фавориты, а где закон всемирного тяготения?

Тот факт, что Мирский был евреем, в Советском Союзе никого особенно не смущал. Евреев в востоковедении, как и в других сферах советской жизни, было достаточно. Если не опираться на евреев, откуда же взять столько умных людей? Мирский по этому поводу никогда особенно не комплексовал, к Израилю относился чрезвычайно тепло и не считал нужным это скрывать.

На Ближнем Востоке его еврейство тоже мало кого интересовало. Другое дело, что ему, наверное, было трудновато встречаться с тяжелым арабским антисемитизмом, напрямую вырастающим из гитлеровского нацизма. Ведь не секрет, что в Сирии, Египте, Алжире, Ираке после войны укрылось огромное количество нацистов, которые стояли у истоков местных партий, спецслужб, средств массовой информации. Они многое сделали для того, чтобы отношение к Израилю, к евреям в этих странах было таким, как сегодня. Но и в этом окружении Мирский держался вполне достойно и, насколько я знаю, без особой рефлексии. В отличие от массы ультралевых израильтян и евреев диаспоры он никогда не задавался вопросом: «За что я еврей?» У него не было ни комплекса Исраэля Шамира, ни комплекса Владимира Жириновского. Поэтому он и был нормальным настоящим ученым — и нормальным настоящим евреем.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: Мамдани, самоубийство телефона, Европа, фестиваль, Эрмитаж

Почему евреи Нью-Йорка поддержали на выборах мэра антисиониста Мамдани? Как раввины в Европе намерены защищать общины? И безопасно ли проводить фестиваль израильского кино в России? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Следы на рельсах: французская SNCF и неоконченная история Холокоста

Компания, не имеющая никакого отношения к искусству, внезапно присоединилась к лоббированию интересов противников нового закона о реституции разграбленных нацистами произведений искусства. SNCF, возможно, хранит или знает о местонахождении неких произведений искусства, вывезенных в годы войны. Если это правда, то участие компании в лоббировании не случайно

Шифр Рембрандта

Фраза «Мене, мене, текел, у‑фарсин», написанная таинственной рукой на арамейском языке на стене дворца Валтасара, — своеобразный перечень уменьшающихся единиц измерения, который, по сути, означает: «Твои дни сочтены». Загадочное библейское пророчество появляется на страницах книги Даниила. Этот сюжет вдохновлял многих художников. Но одной из самых известных интерпретаций является картина Рембрандта «Пир Валтасара», созданная художником около середины 1630‑х годов