Александр Борода
Колонка президента ФЕОР

Иудеи в эти дни отмечают Хануку – дословно, это праздник свечей. Продлится он до 1 января, так совпало в этом году. А в чем значение Хануки, в интервью “России 24” рассказал президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.

Поделиться
Отправить

Попытки девальвации подвига Зои Космодемьянской являются провокацией и оскорбляют память героев Великой Отечественной войны, заявил в среду РИА Новости президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода.

Ранее ресторатор, карикатурист и бывший врач-психиатр Андрей Бильжо написал в своей рубрике в интернет-издании The Insider, что “читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П.П. Кащенко”, и сообщил, что “она страдала шизофренией”. По его словам, шизофренический синдром, при котором человек не может говорить, “был принят за подвиг и молчание” Космодемьянской. Позже Бильжо дополнил заметку, отметив, что “ее подвиг остается подвигом, не взирая на то, что она лежала в Кащенко”, и для него, как бывшего психиатра, “это еще больше, чем подвиг”.

В среду на пленарном заседании Общественной палаты РФ общественник, поэт, политический обозреватель Андрей Дементьев призвал привлекать к ответственности за подобные заявления; в свою очередь секретарь ОП Александр Бречалов выступил против наказания тех, кто имеет другую точку зрения на события Великой Отечественной войны.

“Замечу, что Зоя Космодемьянская не была бессловесной жертвой, а диверсанткой, которая перенесла жестокие пытки и мужественно встретила смерть, не выдав никого из своих товарищей. Попытка девальвации ее подвига, как и подобные же попытки, предпринимавшиеся ранее в отношении Николая Гастелло, Александра Матросова, не только аморальны, поскольку оскорбляют память реальных людей, сознательно отдавших свою жизнь в борьбе с нацизмом, но и опасны, открывая дорогу следующим волнам “ревизионистов”, среди которых заметное место занимают ревизионисты Холокоста”, — заявил Александр Борода.

“И тем более попытки девальвации подвига, которые происходят сейчас вокруг Космодемьянской, Матросова, Гастелло, бессовестны и аморальны, оскорбляют память реальных настоящих героев”, — добавил он.

По мнению президента ФЕОР, вызвавшее резонанс последнее заявление в отношении Космодемьянской — “не столько исследование, сколько провокация, направленная на возбуждение интереса” к автору этих слов. “В результате человек получил бесплатную рекламу. Сама эта история уже муссировалась в СМИ начала 1990-х, но уже тогда было установлено, что никаких доказательств у этого утверждения нет”, — добавил Борода.

Зоя Космодемьянская — первая из 89 женщин-Героев Советского Союза, кому было присвоено это звание в годы Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года в деревне Петрищево Рузского района она сожгла несколько занятых врагом домов. Через два дня была схвачена, но не выдала военной тайны и не назвала своего имени. В полдень 29 ноября 1941 года она была казнена фашистами, звание Героя ей присвоили посмертно.

РИА НОВОСТИ

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода прокомментировал попытки введения в школах расширенного курса «Основ православной культуры», который должен охватывать период с 1 по 11 класс.

«Само по себе существование курса «Основы религиозных культур и светской этики» полезно, поскольку позволяет школьникам познакомиться с многообразием религий, существующих в России. Но расширение одного из модулей этого курса на весь процесс школьного обучения скорее вредно, чем полезно. В данном случае предмет, который пользуется не очень высокой популярностью (по официальным данным в среднем по стране его выбирают не более трети учеников, а в отдельных регионах — не более 12-15%, большинство же предпочитает модули «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур») пытаются навязывать родителям школьников и самим ученикам. Именно навязывать, поскольку к сожалению, уже были случаи, когда чиновники, желая улучшить статистику, едва ли не требовали от родителей записать детей именно на «Основы православной культуры». Подобное навязывание может вызвать единственный эффект — стойкое отвращение к религии, как это уже было в начале 20 в. Кроме того, поскольку Россия — многоконфессиональная страна, возникает серьезная опасность для ее единства. Если все 11 лет детей будут делить на «православных» и «неправославных», такое разделение оставит существенный след в их душах, и они будут смотреть на одноклассников «не той веры» как на «чужаков» или даже «врагов», а не таких же россиян, как они сами. Лучшим выходом из сложившейся ситуации стало бы введение единого курса по основам мировых религий и светской этики для всех учащихся без дробления на модули, как это и предлагала еврейская община России в ходе дискуссий о введении ОРКСЭ. Подобный курс дал бы им представление об основных традиционных религиях, без деления на «своих» и «чужих» – отметил президент Федерации еврейских общин России.

Справка: 29 ноября стало известно, что 36 членам Федерального учебно-методического объединения (УМО) по общему образованию (создано приказом Минобрнауки РФ при Российской академии образования, занимается разработкой школьных программ) было разослано письмо от Российской академии образования с просьбой оценить доработанную программу школьного курса “Православная культура”, которую предполагалось ввести в школах в школах в рамках предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКР) с возможностью преподавания с 1 по 11 класс. В дальнейшем представители РПЦ завили, что преподавание курса «Православная культура» не будет обязательным, президент Российской академии образования Л.Вербицкая в свою очередь заявила, что программа курса была разослана экспертам на голосование по ошибке, и требует серьезной доработки.

Поделиться
Отправить

Победа Дональда Трампа на президентских выборах оказалась для многих большой неожиданностью. Президент Федерации еврейских общин России (ФОЕР) Александр Борода заявил, что приветствует выбор американского народа и надеется на улучшение отношений между нашими странами. Также раввин рассказал, что рад обещаниям Трампа поддерживать государство Израиль. А вот где евреям жить лучше – в России или в другом гостеприимном государстве – Борода однозначно сказать не может, однако, по мнению раввина, по некоторым показателям все-таки лучше в России.

В интервью корреспонденту «МИР24» раввин рассказал о своем отношении к России, Иосифу Сталину, Ивану Грозному, футбольным фанатам и тренеру ЦСКА Леониду Слуцкому.

 Чем глубже в лес, тем ближе синагога. Во всяком случае, такой географический закон действует в подмосковной деревне Жуковка – 6 декабря 2015 года там открылся Еврейский религиозно-культурный центр (ЕРКЦ). ЕРКЦ, в котором находится синагога, окружают хвойный лес и особняки Рублевки. Вокруг религиозно-культурного центра осмотрительно ходит крепкий мужчина, в руках у него автомат – последнее нападение на иудейский молитвенный дом было совершено в России не так давно – 1 октября 2016 года (тогда нападавший попытался поджечь синагогу и ранил охранника). Поэтому безопасность в Жуковке чувствуется во всем: чтобы попасть в ЕРКЦ, необходимо пройти через рамки металлоискателей; охранники на входе просят показать сумки.

У героя интервью свой кабинет, дверь которого ничем не отличается от всех остальных дверей религиозно-культурного центра. Кроме одной детали – на ней буквы: «Александр Борода. Раввин». За нами к этой двери собирается очередь. Видимо, вопросы у людей важные, потому что, когда Борода открывает нам и шутливо приглашает: «А теперь папарацци», женщина в очереди, с узнаваемой анекдотической интонацией, спрашивает у своего спутника: «Ой, а як же ш мы?».

Женщину обязательно примут, только чуть позже, – к раввину ведется запись по времени, как к врачу в городской поликлинике. Однако раввин для многих важнее, чем врач, – «хорошее слово лучше плохого врача», гласит еврейская пословица. За словом раввина о российских событиях последнего времени – установке памятника Ивану Грозному, реанимации положительного образа Иосифа Сталина, конфликту вокруг тренера ЦСКА на национальной почве – мы и обратились к Президенту ФЕОР, раввину Александру Бороде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото: архив ФЕОР

ОБ АНТИСЕМИТАХ
– Александр Моисеевич, Уинстону Черчиллю приписывают фразу, что в Англии нет антисемитизма только по одной причине – «англичане не считают евреев умнее себя». Может быть, антисемитизм встречается в России как раз потому, что русские считают наоборот: евреи умнее?

– Если мы посмотрим на историю антисемитизма в России, то увидим, что он изначально строился чисто на религиозных принципах. «Черту оседлости» ввела только Екатерина Вторая, но даже в ее время основным посылом ненависти к евреям было то, что евреи отрицают богоявление Иисуса. То есть, здесь чисто религиозная основа, а не какая-нибудь ментальная особенность русских. А далее… Советский Союз вообще уравнял все национальности.

– А «пятый пункт»?

– Ну, шутки насчет «пятого пункта» были связаны уже с государственным антисемитизмом, который, разумеется, во многом, – следствие создания государства Израиль. Власти были крайне недовольны одним только фактом, что из Советского Союза вообще можно было куда-то уехать. В тот же Израиль. Естественно, государство отвечало на эти отъезды евреев своей национальной политикой. Но, хочу подчеркнуть, что это не было бытовым антисемитизмом. Никакой огульной ненависти по отношению к евреям среди простых советских людей не было. Все всё понимали.

– А сегодня – антисемитизм в России есть?

– Смотря о каком антисемитизме вы говорите. Государственного нет, религиозного мы тоже не видим. Бытовой антисемитизм, я считаю, в России есть, но он вымирающий.

Есть какие-то отдельные маргинальные группы – да. И в их доктринах иногда присутствуют антисемитские лозунги, но эти лозунги не являются фокусными, титульными.

– А в странах СНГ?

– Я не слышал ничего про антисемитизм в Беларуси, ничего не слышал про него в Украине.

В Украине есть неоднозначные процессы – например, реабилитация коллаборационизма или антисемитов Гражданской войны типа Симона Петлюры. Но сказать, что это какой-то акт по развитию антисемитизма, я не могу. Это такие единичные случаи, которые не влияют на общую ситуацию, и если говорить про реальные, масштабные всплески антисемитизма, то их на бывшем пространстве Союза уже нет.
 Александр Борода обладает одной особенностью – он может вести разговор, одновременно читая что-то на планшете. Но как только речь заходит об истории или культуре России, раввин забывает про гаджет.

Фото: Алан Кациев.

ОБ ИВАНЕ ГРОЗНОМ
– Памятник Ивану Грозному, который установили в Орле. Известно, что царь высылал евреев из России. Есть некоторые источники, которые говорят нам о том, что царь мог быть причастен к убийству евреев. Как относятся евреи к установке памятника Ивану Грозному?

– Глобальное появление евреев в России было связано с разделом Польши (Первый раздел – 1772 год, второй — 1793-й, третий — 24 1795-й, – Ред.) И я не могу обвинять Ивана Грозного в тотальном антисемитизме, потому что евреев, как таковых, тогда в России не было. А вот само влияние Грозного на русскую историю – оно очень сложное. Тут дело – с какой точки зрения на него посмотреть.

Да – Грозный был жестоким правителем, однако те времена вообще были жестокие. Например, сторонники монархизма-империализма могут поставить ему в заслугу сильное расширение Русского государства. Но это их мнение.

Вопрос Ивана Грозного точно лежит вне рамок еврейской общины. И я думаю, что роль этой исторической фигуры должны оценивать граждане России русского происхождения.

О СТАЛИНЕ
– В некоторых городах России устанавливают памятники и другой спорной личности – Иосифу Сталину. Как вы относитесь к ним?

– Безотносительно того, что Сталин причинил евреям, я отношусь к этой фигуре крайне негативно. Когда мы говорим про Ивана Грозного – тут довольно немного информации, и во многом эта информация спорная. А вот случай Сталина – тут мы все видим отлично: миллионы пострадавших. Сказать, что Иосиф Сталин выиграл эту войну, я не могу никак. Войну эту выиграл именно советский народ, ее выиграли люди, которые шли на амбразуры, это то их победа. А Сталин уже сделал как раз все, чтобы советский народ эту войну не выиграл.

Он [Сталин] уничтожил лучший командный состав. Плюс – все эти пакты и договоры с немцами, которые вводили в заблуждение самих же себя….

Советский народ выиграл войну вопреки Сталину.

Конечно, иногда злодеи делают хорошие дела. Но можем ли мы ставить в заслугу злодеям эти хорошие дела? Я не уверен.

Вот есть пример. Как мы знаем, после «Пакта Молотова-Риббентропа» Польша была разделена на две части. Из той части Польши, которая попала под советскую сферу влияния, Сталин всех евреев выслал в Сибирь и Казахстан. И эти евреи стали думать, что все – наступил крах их жизни.

Но когда в 1946 году Сталин вернул всех евреев обратно в Польшу, то они увидели, что их братья, которые остались на немецкой земле, они все погибли. И вот возникает вопрос: можем ли мы сказать, что Сталин спас польских евреев? Думаю, нет. Он никого спасать не собирался. И я бы не вчинял ему в заслугу то, что он их не расстрелял, а просто выслал на голодную смерть, где, вопреки всему, они выжили. Вряд ли это заслуга Сталина.

Сталин был безусловный злодей. И если ставить памятники Сталину, то можно, например, и Кощею Бессмертному поставить памятник.

– Ваши родственники участвовали в войне?

– Мой дальний родственник Давид Абрамович Драгунский был дважды героем Советского Союза. Братья моей бабушки прошли всю войну. Часть оказалась в блокадном Ленинграде. Мой дед Даня – Книжник Даниил – тоже прошел большую часть войны.
 Пока мы ожидаем свою очередь к раввину, я предлагаю окружающим плитку шоколада. Просят убрать – этот шоколад считается некошерным. На столе у Александра Бороды, помимо техники: несколько священный книг, хабадская шляпа и блюдце с кусочком сахара.

Фото: Алан Кациев.

О ЕДЕ
– Последние 2-3 года в Москве набирает популярность еврейский общепит…

– Дай Бог!

– Не весь он, разумеется, кошерный, но москвичей в таких кафе много. С чем можно связать популярность еврейской кухни среди москвичей?

– Ну, смотрите. Что такое еврейская еда? По сути, в ней используются все те же ингредиенты, что и в русской кухне, только приготовлены они по-другому. И соблюдается кашрут. Поэтому я не вижу в еврейской кухне чего-то уж прям экзотического для России. Отчасти растущую популярность еврейского общепита можно связать с затуханием антисемитизма в стране. Общий негативный фон по отношению в еврейской культуре изменился, да.
 Фото: архив ФЕОР.

О ЛИТЕРАТУРЕ
– В России идет год Мандельштама. Для вас это русский поэт еврейский? С одной стороны, он писал на русском языке, с другой – у Мандельштама есть стихотворение «Посох», которое многие литературоведы считают ярким примером сионидов – стихов, в которых изливается плач по родной земле, по Израилю.

– Я считаю Мандельштама и русским, и еврейским поэтом. Точнее, русским-еврейским поэтом. Почему? Я бы мог назвать его русским поэтом, ведь главные темы его последних годов, так или иначе, были связаны с Россией. Но тут важно другое. Особенности его стиля, особенности его пассионарных действий – они были воспитаны еврейским характером и еврейским взглядом на жизнь.

– Что это за еврейский взгляд на жизнь?

– Непримиримость и бескомпромиссность. Стихотворение, которое Мандельштам написал про Сталина («Мы живем под собою не чуя страны, 1933 г. – Ред.), это был, безусловно, подвиг. И этот подвиг был обусловлен отчасти его еврейской позицией, позицией, которая была заложена его еврейским менталитетом. Не может быть еврей прям «русским-русским» поэтом. Нет. Он может быть и русским, и еврейским поэтом – поэтом, который пишет о России, любит Россию, но при этом остается евреем.

Русский патриотизм Мандельштама накладывался на его еврейский характер.

– Мандельштам в «Шуме времени» писал, что ему не нравится, как пахнет в еврейских домах. Писал про «хаос иудейский», который не дом, не очаг, а именно – хаос. То есть он пытался демонстративно отказаться от своего еврейства. И после этого он еврей?

– Отказ от еврейства – это тоже такая еврейская черта: отчего-то отказаться, что-то категорически не принимать, отвергать. Это очень по-еврейски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мандельштам после ареста в 1938 году. Фотография НКВД.

– Кого из еврейских писателей и поэтов вы можете порекомендовать тем, кто хочет понять, если можно так выразиться, «еврейскую душу»?

– Шолом-Алейхема, Фейхтвангера, Горенштейна.

– Исаака Бабеля?

– Понимаете… Бабель… [Борода задумался.] В Бабеле все-таки было очень много одесского. Можно ли назвать одесское именно «еврейским»? – это очень большой вопрос. Одесская культура – это культура, по правде говоря, очень специфическая. Она очень локальна. И это не чисто еврейская культура. Это смесь сразу нескольких культур – польской, еврейской, русской, украинской, – которая помножена на некоторые свободы, на определенные вольности и возможности, связанные с наличием в городе морского порта. Поэтому Бабель не совсем еврейский писатель.

В сентябре в интернете появилась реклама еврейского нового года (Рош Ха-Шана). В рекламе снялись Александр Борода, Иван Ургант, Андрей Макаревич и тренер ЦСКА Леонид Слуцкий. Последний, как и другие герои рекламы, стоит в кадре в синагоге, на плечах у него надет талит – молитвенное облачение иудеев. Ролик вызвал неоднозначную рекламу среди националистически настроенных фанатов клуба.

 

 

 

 

 

 

 

Кадр из рекламного ролика

ОБ ОКОЛОФУТБОЛЕ И СЛУЦКОМ

– Многие футбольные фанаты недовольны тем, что тренер ЦСКА Леонид Слуцкий снялся в рекламе еврейского культурного центра. Это напрямую связано с их ультраправыми взглядами. Фанаты вывешивали баннеры на трибунах, сейчас активно негодуют в социальных сетях. Можно что-то сказать тем, кто недоволен, что Слуцкий заявил о себе как еврей?

– Слуцкий – он сам православный человек. Еврей у него только отец. Но есть маргинальные и неадекватные люди, которые упрекают Леонида Викторовича, что он снялся в рекламе еврейского праздника. Что можно с такими людьми сделать? Ими должны заниматься правоохранительные органы. И еще: очень большой вопрос – нужно ли их вообще пускать на стадион. Мне кажется, что нужно убрать подобных маргиналов со стадионов. Убрать так, как, например, это было сделано в Англии. Ведь теперь в Англии на стадионы ходят только адекватные люди, и стадионы от этого не пострадали, и бюджеты клубов не уменьшились, а, наоборот, увеличились. Эти социальные группы – полубоевиков и полумаргиналов – это большой вопрос к клубу. И не только к ЦСКА.

Есть, например, хороший футбольных клуб «Краснодар», который формирует свою культуру поведения на стадионе, формирует среду своих болельщиков. Совсем не агрессивную среду, между прочим. У них есть нормальная клубная культура – это хороший пример для других.

Конечно, мы видим, что нынешняя клубная культура досталась ЦСКА в наследство от прошлых времен, в том числе и от 90-х. Но если мы видим, что эта культура мешает клубу, а по большому счету сегодня она мешает, то ее надо менять. Ведь Слуцкий – талантливый тренер. Но при этом клуб ЦСКА получает массу негатива – например, штрафы за поведение своих болельщиков. Тут встает вопрос – нужны ли такие болельщики вообще? Может, надо других поискать?

О РОССИИ

– Вы выросли в Марьиной роще, в районе, который был гопническим…

– Нет. Таким, как вы его называете, районом Марьина роща был только после войны, если я не ошибаюсь. А я родился позже. В моем возрасте там уже стояли обычные «хрущевки», и жили нормальные люди. Марьина Роща – это спокойный и интеллигентный московский район. Никаких страшных историй я там не видел.

– Тяжело было жить в Марьиной роще евреям?

– Я тогда еще не был религиозным евреем, но и свое еврейство никогда не скрывал. Никаких конфликтов на национальной почве у меня не было. Когда меня называют евреем, я не обижаюсь.

– А на слово «жиды» – обижаетесь?

– Да, я обижаюсь на это слово, но никогда его при себе не слышал. В современной России это слово является безусловным оскорблением. И если бы меня так называли, я бы обижался. Причем обижался активно. Обижал бы в ответ, может быть.

– В одном интервью вы сказали, что Россия – лучшая страна для евреев. Это так?

– Сегодня точно – Россия одна из лучших стран в мире для евреев. Но тут все сравнительно. В России отсутствует антисемитизм, и, скажем, если посмотреть на Европу, то евреи в России живут спокойнее. Здесь нет того арабского маргинального антисемитизма, который наблюдается сегодня во многих странах Европы. Сложнее сравнивать Россию с США. Там тоже нет антисемитизма. Но есть нюансы.

С одной стороны, в США более развита инфраструктура еврейской жизни, ведь там живет больше 5 миллионов евреев. Но в США нет и государственного содействия еврейской общине. А в России государство оказывает нам содействие.

Каждый год российская еврейская община становится больше. Мне бы хотелось, чтобы в России все больше евреев возвращались к своим корням.

– И уезжали в Израиль?

– Мы вообще никого не призываем никуда уезжать. Мы просто призываем возвращаться к своим корням. Каждый еврей сам выбирает, где жить.

С раввином говорил Алексей Синяков

МИР24

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил россиян с Днем народного единства. В его обращении говорится:

Дорогие друзья!

От лица Федерации еврейских общин России и лично себя поздравлю вас с праздником – Днем народного единства.

Этот праздник мы отмечаем совсем недавно, но он уже стал одним из важнейших для всех народов и традиционных религий нашей Родины. Ведь именно единство россиян обеспечивает стабильность и процветание нашего многонационального государства.

День народного единства – это праздник, в который всем жителям страны стоит задуматься о том, какой вклад в ее развитие может внести каждый из нас, как сделать нашу повседневную жизнь лучше, как сохранить богатое историческое и культурное наследие России для наших потомков.

Говоря о единстве нашей страны, стоит сказать, что сегодня Россия является прекрасным примером для всего мира добрососедских отношений между разными религиозными общинами. И религиозные лидеры нашей страны стараются укреплять веру людей в лучшее, напоминать о важности нравственности и морали. Именно эта вера и общие ценности объединяют жителей нашей огромной страны.

Дорогие друзья, в этот важный праздник, я от всей души желаю всем крепкого здоровья, счастья, благополучия и новых достижений на благо Родины!

Поделиться
Отправить

Президент ФЕОР Александр Борода выразил соболезнование в связи со смертью актера Владимира Зельдина. В его обращении говорится:

«От лица Федерации еврейских общин России и от себя лично выражаю глубокие соболезнования родным и близким актера Владимира Михайловича Зельдина.

Владимир Михайлович прожил долгую и насыщенную жизнь, стал свидетелем важных исторических событий, происходящих в нашей стране. Но никакие преграды и трудности не встали на пути его таланта. Он войдет в историю нашей страны как замечательный актер театра и кино, который оставался на сцене практически до последнего дня своей жизни.

Как известно, у актера были еврейские корни, которые он никогда не скрывал и не отрицал, несмотря на то, что это могло стать препятствием в его карьере.

Все, кто был лично знаком с Владимиром Михайловичем, отмечают, что он был человеком светлой души.

В эти минуты мы скорбим со всеми родными и близкими Владимира Михайловича и молимся о том, чтобы Всевышний даровал утешение вашему горю.

Светлая память прекрасному российскому актеру Владимиру Михайловичу Зельдину».

Поделиться
Отправить

Решение кабмина Украины об установке в Киеве памятника Симону Петлюре лишь отдалит Украину от Европы, а не приблизит ее, считает глава Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода.

Возведение монумента лидеру националистов, при котором по республике прокатилась волна еврейских погромов, предусмотрено планом празднования 100-летия “украинской революции” 1917-1921 годов. Программу памятных мероприятий утвердил в среду кабинет министров Украины.

“Лидеры Украины говорят о ее европейском пути развития. При этом в странах Европейского союза и со стороны руководства ЕС существует четкая линия — люди, замаравшие свои руки кровью мирного населения, недостойны прославления. Нынешнюю линию Европы в сфере исторической памяти демонстрирует открытие памятника Альфреду Дрейфусу — жертве антисемитского навета во Франции в конце 19 века”, — сказал РИА Новости раввин Борода.

Он добавил, что “таким образом, делая героями людей, подобных Петлюре, Украина не приближается к Европе, а напротив, отдаляется от нее”.

Имя Петлюры, по словам раввина, для евреев “стало символом кровавых погромов, которые некоторые историки называют “предтечей Холокоста”. Борода отметил, что развернувшаяся на Украине кампания по его “гламуризации и прославлению”, а также тех, кто сотрудничал с гитлеровцами, ведет страну “явно не туда”, куда провозглашают официальные лица.

Глава ФЕОР также поддержал адресованный украинским властям призыв руководителя иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя — одной из крупнейших в мире еврейских правозащитных организаций — Эфраима Зуроффа прекратить практику прославления убийц евреев.

В период гражданской войны, последовавший за Октябрьской революцией 1917 года, Петлюра был главным атаманом войск Украинской народной республики и позже руководил ее директорией. Потерпев поражение от Красной армии, он бежал на Запад. Его убил в Париже еврей Самуил Шварцбурд в отместку за погромы на Украине.

РИА Новости

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода прокомментировал факт принятия в российское гражданство известного украинского бизнесмена и благотворителя Эдуарда Шифрина.

«ФЕОР поддержала ходатайство перед президентом РФ о принятии Эдуарда Шифрина в российское гражданство, поскольку  Эдуард Владимирович хорошо известен еврейской общине России, как меценат (в 2007 г. он был удостоен премии Федерации еврейских общин России «Человек года» именно в номинации «Меценатство»). ФЕОР давно сотрудничает с г-ном Шифриным, при его поддержке был реализован ряд крупных проектов религиозного и благотворительного характера. В частности, Эдуард Владимирович активно участвовал в строительстве синагог в Волгограде и подмосковной Жуковке, под его попечением действует сеть воскресных школ. Надеемся, что  принятие Эдуарда Шифрина в российское гражданство будет способствовать усилению этого сотрудничества», – сказал он.

Справка: 27 октября Президент России Владимир Путин своим указом предоставил российское гражданство Эдуарду Шифрину, а также его дочери Софии Розе.

Поделиться
Отправить

Самый главный день в году

10 октября 2016, 19:26

11 октября за 17 минут до захода солнца евреи начнут отмечать самый важный и самый торжественный день в году Йом Кипур. Это день искупления, который завершает сорокадневный период духовного очищения. Подробности рассказал президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.

Вести.ru

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода прокомментировал попытку нападения на Хоральную синагогу в Москве

В субботу 1 октября неизвестный попытался проникнуть в Хоральную синагогу в центре Москвы с канистрой бензина и оружием. В результате попытки проникновения был тяжело ранен охранник синагоги, получивший выстрел от нападавшего. Нападавший задержан полицией.

Узнав о случившемся, с заявлением выступил президент ФЕОР Александр Борода:

“Россия является многонациональным государством, и наша главная задача сохранять в обществе атмосферу взаимоуважения между представителями всех народов, проживающих на территории нашей страны.

Попытка проникновения в синагогу с целью поджога, – отвратительное проявление ксенофобии. И о том, что данное действие является актом антисемитизма указывает тот факт, что нападавший выбрал именно субботу для совершения злодеяния, шабат – святой для иудеев день, когда никто из прихожан синагоги не имел при себе ни средств защиты, ни возможности оперативно вызвать полицию.

Экстремисты пытаются оскорбить чувства верующих и посеять межрелигиозную вражду в нашем обществе. Правоохранительные органы должны проявить повышенное внимание к таким актам, виновник должен быть строго осужден.

На фоне происходящих в мире событий, межрелигиозных и межнациональных конфликтов, России абсолютно необходимо оставаться примером дружественного отношения друг к другу представителей самых разных народов и религий.

Мы призываем российское общество не поддаваться на провокации экстремистов, направленных на разжигание религиозной нетерпимости и межнациональной розни, сплотиться и сохранить мир для будущего благополучия граждан России”.

Поделиться
Отправить
avbor

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода обратился к евреям России накануне поста 9 Ава.

“9 ава – самый траурный день в еврейском календаре.

История этого дня связана с Исходом еврейского народа из Египта: когда еврейский народ подошел с Земле Израиля, и Моше отправил разведчиков исследовать Землю, только двое из двенадцати глав колен выступили за то, чтобы войти в Израиль, большинство же были против.

Всевышний разгневался на еврейский народ за «грех разведчиков» и так этот день в первый раз стал «камнем преткновения» в истории нашей веры, и в дальнейшем на протяжении тысячелетий еврейский народ был обречен на трудные испытания и беды 9 ава.

Какие же еще несчастья произошли с народом Израиля 9 ава? Этот день связывают с разрушениями первого и второго Иерусалимских Храмов, 9 ава пала крепость Бейтар – последний оплот восстания евреев под руководством Бар Кохбы против римлян, накануне 9 ава с разницей в почти 200 лет были изданы декреты об изгнании евреев из Англии и Испании; также – интересный факт –именно накануне 9 ава (31 июля 1941 года) Герман Геринг подписал приказ о назначении начальника Главного управления имперской безопасности (РСХА) Рейнхарда Гейдриха ответственным за «окончательное решение еврейского вопроса».
Сколько бы времени не прошло с тех трагических событий, для евреев всего мира 9 ава остается днем скорби и траура.

В период между 17 Таммуза и 9 ава мы читаем в эти траурные дни о начале завоевания еврейским народом Эрец Исраэль, и это происходит не случайно: Тора показывает нам пример того, что все события, которые сейчас не приносят нам радости, в конечном итоге, всегда ведут только к хорошему.

Можно символически сказать, что подобному тому, как наши предки завоевывали Святую Землю, нам предстоит постичь и раскрыть наш добрый потенциал, который пока еще не был реализован.

Только добрыми делами, любовью к ближнему, милосердием и служением Творцу мы приблизим эру Машиаха и строительство Храма”.

Поделиться
Отправить
starshinov

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода прокомментировал предложение первого заместителя председателя комитета Госдумы по делам национальностей Михаила Старшинова (фракция “Единая Россия”), предложившего восстановить государственный контроль за качеством религиозного образования и проповеднической деятельности со ссылкой на положительный опыт СССР в этой области.

«Думаю, что заявление депутата Старшинова – это возрождение достаточно старой идеи по восстановлению некоего квазианалога советского Совета по делам религий с его тотальным контролем над религиозной жизнью. Подобные заявления со ссылкой на положительный советский опыт, могут делать лишь люди, забывшие к чему привел этот контроль: к моменту развала СССР в стране просто-напросто отсутствовало сколько-нибудь значительное количество священнослужителей, которые могли бы вести за собой верующих. В результате в 1990-х их место заняла масса представителей сомнительных организаций вроде «Евреев за Иисуса», «Аум Синрике» и многочисленных зарубежных исламистских проповедников, «посадивших» в российскую почву семена, ядовитые плоды которых мы, да и значительная часть мира, пожинаем уже многие годы» – отметил А.Борода.

«К настоящему моменту российские традиционные религиозные организации уже достаточно окрепли для того, чтобы самим заниматься подготовкой священнослужителей, «вычищая» экстремистски настроенных лиц. «Помощь» чиновников, которые обычно достаточно слабо разбираются в особенностях вероучения, может лишь навредить» – заключил президент ФЕОР.

Поделиться
Отправить

Выбор редакции