Дом учения: Актуальная Алаха,

Заповеданные самоубийства

Вениамин Ванников 5 августа 2015
Поделиться

Алаха однозначно запрещает самоубийство, выводя этот запрет из общего запрета на убийство: «Не [footnote text=’Шмот, 20:13.’]убий[/footnote]» — «не убей [footnote text=’Псикта рабати, Шмот, 24.’]себя[/footnote]»; «Особенно же кровь вашей жизни [footnote text=’Берешит, 9:5.’]взыщу Я[/footnote]» — «включая и того, кто удушил [footnote text=’Берешит раба, 34:13; см. также: Бава кама, 91б.’]себя[/footnote]». Маймонид постановляет, что самоубийца «совершает кровопролитие, на него ложится грех [footnote text=’Мишне Тора, Гилхот роцеах, 2:2. Впрочем, некоторые комментаторы отмечают, что Маймонид прибегает к более мягкому термину арига, а не рециха, в то время как именно корень ‑рцх‑ употреблен в заповеди «не убий» (Минхат хинух, 34). ‘]убийства[/footnote]». Некоторые алахические авторитеты даже утверждают, что «самоубийца лишается своей доли в Мире грядущем», хотя у этой максимы и нет никакой основы в талмудических источниках и древних [footnote text=’См. об этом в книге: Йехезкель‑Шрага Лихтенштейн. А‑Меабед ацмо ладаат: гебетим гилхатиим, гисториим ве‑агутиим. Тель‑Авив, 2008. С. 110–113.’]мидрашах[/footnote]. В результате этого четкого запрета, наложенного на жизнь небольшого, сплоченного и мотивированного выстоять меньшинства, количество самоубийств среди евреев на протяжении истории было сравнительно невелико. В своем классическом труде, посвященном самоубийствам, Дюркгейм отмечает, что «предрасположение к самоубийству среди евреев очень слабо… из всех [footnote text=’Имеются в виду католичество и протестантство.’]вероисповедований[/footnote] меньше всего самоубийств наблюдается среди [footnote text=’Эмиль Дюркгейм. Самоубийство: социологический этюд / Пер. А. Н. Ильинского. СПб., 1912. ‘]иудейского[/footnote]». При этом резкий взлет количества самоубийств среди евреев Европы в конце XIX — начале ХХ века, который превышал по своим темпам рост в количестве самоубийств среди христиан всех конфессий, отличал районы, характеризующиеся быстрыми процессами секуляризации и [footnote text=’Dublin Louis I. and Bessie Bunzel. Suicide in Jewish History. // To be or not to be: A study of suicide. NY, 1933.’]ассимиляции[/footnote]; существенная разница в количестве самоубийств между религиозными и ассимилированными евреями сохранилась даже во время [footnote text=’Konrad Kwiet. The Ultimate Refuge: Suicide in the Jewish Community Under the Nazis. The Leo Baeck Institute Yearbook 29, № 1 (1984). P. 135–167. ‘]Катастрофы[/footnote]. Современные статистические данные указывают на крайне низкий, по западным меркам, процент самоубийств в [footnote text=’При этом следует учесть, что количество самоубийств среди арабского населения еще ниже, чем среди еврейского.’]Израиле[/footnote]; в частности, процент самоубийств среди еврейских подростков современного Израиля является одним из наиболее низких в мире; причем влияние иудаизма считается одним из основных защитных [footnote text=’Eliezer Wiztum and Daniel Stein. Suicide in Judaism with a Special Emphasis on Modern Israel. Religions, 2012, 3. Р. 725–738.’]факторов[/footnote].

По мнению некоторых алахических [footnote text=’Лихтенштейн. С. 110–113.’]авторитетов[/footnote], в определенных исключительных ситуациях — в случае безнадежного, мучительного заболевания, острой депрессии или меланхолии и пр. — самоубийство простительно задним числом. Порой, однако, самоубийство воспринимается не просто как акт отчаяния, но как благочестивый и богоугодный поступок, становится высшим проявлением веры.

Массовые и одиночные самоубийства и взаимные убийства были распространенным выбором евреев перед лицом преследований в странах средневековой Европы, о чем свидетельствуют и еврейские, и христианские хроники. Как же относилась к ним алаха? В первую очередь следует отметить, что самоубийства происходили при полной поддержке духовных лидеров тех общин. До нас дошло описание одного алахического запроса, осуществленного непосредственно на месте действия: «И был там (в Ксантене) один праведный прозелит, раб Б‑жий, и спросил он нашего учителя рабби Моше‑первосвященника, и сказал ему: “Господин, если я зарежу себя ради единства великого Б‑жьего имени, что станется со мной?” Он ответил ему: “Ты воссядешь рядом с нами, ибо ты будешь воистину обратившимся и будешь восседать с прочими праведниками из обратившихся, и пребудешь ты вместе с праотцем нашим Авраамом, первым из прозелитов”. Услышав это, тот благочестивый человек тут же взял нож и зарезал себя. И вот, душа его вплетена в узел жизни в райских кущах и озарена Б‑жьим [footnote text=’Там же. С. 49–50.’]светом[/footnote]». Рабейну Там (XII век), один из крупнейших средневековых алахических авторитетов и фактический глава школы тосафистов, вынес в этой связи следующее постановление: «Тому, кто опасается, что язычники могут склонить его к греху, например посредством мучений, заповедано покончить с [footnote text=’Тосфот, Авода зара, 18а.’]собой…[/footnote]» В обоснование своего мнения рабейну Там ссылается на приведенную в [footnote text=’Гитин, 57б.’]Талмуде[/footnote] историю о массовом самоубийстве еврейских детей, захваченных в плен во время Иудейской войны и отправленных в Рим «на поругание». В версии этой же истории, приведенной в «Эйха [footnote text=’Эйха раба, 1:45.’]раба[/footnote]» возникает мотив страха вероотступничества: «Вставшие первыми сказали: “А если мы забудем там Б‑га нашего и станем простирать руки к чужим богам?!” — и бросились в море. Вставшие вторыми сказали: “Ведь из‑за Тебя мы гибнем всякий [footnote text=’Псалмы, 54:23.’]день[/footnote]” — и бросились в море… А дух святой вопиет и возглашает: “Об этих [footnote text=’Плач Иеремии, 1:16.’]плачу я[/footnote]”».

Эли Маркузе. Смерть царя Шауля. 1848. Тель‑Авивский музей изобразительных искусств

Эли Маркузе. Смерть царя Шауля. 1848. Тель‑Авивский музей изобразительных искусств

Позиция рабейну Тама было поддержана многими тосафистами и алахическими авторитетами средневековой Европы, что находило свое выражение не только в алахическом, но и в литературном [footnote text=’Таковы, например, поэмы рабби Элизера бар Натана (Майнц, XII век).’]творчестве[/footnote], а также на практике. Один из учеников рабейну Тама, рабби Йом‑Тов бен Ицхак из Жуаньи, «самый знаменитый знаток закона», по отзыву Вильяма Ньюбургского, стал идейным вдохновителем массового самоубийства в Йорке. Рабби Меиру из Ротенбурга, знаменитому законоучителю XIII века, право на самоубийство во время религиозных гонений казалось само собой разумеющимся: «Тот, кто хочет убить себя во имя единства Г‑спода, разумеется, имеет право покончить с [footnote text=’См.: Лихтенштейн. С. 204–205.’]собой[/footnote]». Дополнительными обоснованиями самоубийства в исключительных обстоятельствах служили интерпретации самоубийства Шауля, готовности на мученическую смерть Мишаэля, Хананьи и Азарьи, самоубийства матери семи детей, погибших во время гонений на [footnote text=’Шмуэль I, 31:4; Даниэль, 3; Мидраш асерет а‑диброт, 2.’]иудаизм[/footnote]. Важную роль играла и история самоубийства в Масаде, сохраненная в средневековом переложении исторического труда Иосифа Флавия; по преданию, одну из его копий переписал сам рабейну Гершом (X–XI века), прозванный Светочем [footnote text=’См.: Robert Chazan. In the Year 1096. Jerusalem, 1996. Р. 85; Simha Goldin. Ways of Jewish Martyrdom. Brepols, 2008. Р. 81–82. Их мнение оспаривается Соловейчиком: Haim Soloveitchik. Halakhah, Hermeneutics and Martyrdom in Medieval Ashkenaz, II. The Jewish Qarterly Review. V. 94. № 2. Р. 278–299, see p. 279–282. ‘]изгнания[/footnote].

О том, что алахическое одобрение самоубийства во имя освящения Б‑жьего имени являлось органической частью традиции, восходящей к Стране Израиля, может свидетельствовать и инцидент, произошедший задолго до Крестовых походов в первой половине Х века в итальянском городе Отранто. Когда над еврейской общиной города нависла страшная угроза крещения, двое мудрецов, известных своей мудростью и благочестием, и их ученик покончили с [footnote text=’См его текст в книге: J. Mann. Texts and Studies. Cincinnati, 1931. Р. 24.’]собой[/footnote]. «Рабби Йешаяу своими руками вонзил нож себе в шею и был зарезан, подобно агнцу на алтаре… На третий день мы вышли из мрака на свет, ибо Г‑споду была угодна жертва Его благочестивых, словно жертва всесожжения». «Принесем же себя в жертву Г‑споду, словно жертву всесожжения», — скажет полтора века спустя рабби Моше из [footnote text=’Авраам‑Меир Габерман. Сефер гзерот Ашкеназ ве‑Царфат. Иерусалим, 1945. С. 49.’]Кельна[/footnote].

Общенациональный искупительный характер самоубийства, совершенного во имя освящения Б‑жьего имени, сочетается и с концепцией самоубийства как искупления индивидуальных грехов, возникающей в рамках широко распространенного в еврейских общинах средневековой Европы учения хасидей Ашкеназ о страдании, уравновешивающем греховное наслаждение, и раскаянии как искуплении. «Хорошо умертвить себя из‑за своих [footnote text=’Респонса XII века, цит. по: Лихтенштейн, с. 415.’]грехов[/footnote]» — этот подход, развитый рабби Йеудой Хасидом (XII–XIII века) и рабби Эльазаром из Вормса (XII–XIII века), также органически вытекал из ряда агадических текстов [footnote text=’См., например: Авода зара, 17а.’]Талмуда[/footnote]. Отметим, что акты мученического самоубийства совершались не только в абсолютно безвыходных ситуациях, в которых предстояло выбирать между крещением или немедленной гибелью; представляется, что порой то была добровольная смерть. «В одном городе было два ученика. И стали там гои убивать евреев, потому что те не хотели отречься от веры. Двое юношей укрылись в потайном месте, и гои их не замечали. А ночью они могли бежать. Один из них сказал: «Я выйду, чтобы меня убили ради освящения Б‑жьего имени… А его товарищ ответил: “Если меня найдут, я пойду на смерть, но сам к ним не [footnote text=’Рабби Йеуда Хасид. Сефер хасидим. 251.’]выйду[/footnote]”». Возможно, нечто подобное имело место в 1010 году, когда «епископ Илдуин принудил иудеев Лиможа к крещению, объявив закон, что они должны либо стать христианами, либо уйти из города, и постановил в течение месяца ученым богословам спорить с иудеями, чтобы те отошли от своих книг; и трое или четверо иудеев сделались христианами, остальное же множество поторопилось рассеяться по другим городам вместе со своими женами и детьми. Некоторые же из них сами себе перерезали горло мечами, не желая принять [footnote text=’Адемар Шабаннский. История, III, 47 / Пер. В. Андерсена. М., Восточная литература. 2010.’]крещение[/footnote]».

В оправдывающих самоубийство постановлениях алахических авторитетов средневековой Европы складываются в единый комплекс мотивы страха перед вероотступничеством, святого мученичества и искупительной силы страдания. Этот баланс проявляется в парадоксальном употреблении слова «святые»: «А те святые, которые зарезали себя, ибо не полагались на то, что выстоят в [footnote text=’Рабейну Перец бен Элияу из Корбея (XIII век), комментарии к Малой книге заповедей, 3.’]испытании…[/footnote]» Трансформация слабости в святость бросается в глаза и в словах рабби Менахема из Реканати (XIII–XIV [footnote text=’Диней тшува, 69.’]века[/footnote]): «Тот, кто не полагается на себя, что сможет выстоять в испытании язычников, и убивает себя, именуется святым, как и все, кто освящает Б‑жье имя». В дальнейшем, на исходе Средневековья, этот комплекс распадается. С одной стороны, в респонсе встречается разрешение, а порой даже изначальное одобрение самоубийства ради искупления грехов — в частности, в связи с грехом [footnote text=’Рабби Яаков Рейшер (XVII–XVIII века): «Дозволяется в раскаянии довести себя до смерти»; рабби Яаков бен Цви Эмден (XVIII век): «Это зачтется ей в заслугу» (цит. по: Лихтенштейн, с. 429–431) и др.’]прелюбодеяния[/footnote]. С другой — допускаются самоубийства из страха перед вероотступничеством. Рабби Хаим‑Йосеф‑Давид Азулай (XVIII век), запрещая самоубийство из страха перед будущими страданиями, делает одно исключение: «Однако, если, кто боится, что страдания подвигнут его на грех или на вероотступничество, это (самоубийство) разрешено. Основа разрешения — не из‑за страданий, а из‑за страха перед вероотступничеством, вызванном [footnote text=’Лихтенштейн. С. 200–201.’]страданиями[/footnote]». Слово «заповедано» в этой связи вновь встречается в алахическом постановлении рабби Шломо Горена, выпущенном им во время пребывания на посту главного раввина Армии обороны Израиля и вызвавшем немало критики: «Если во время войны кто‑либо оказался в плену безжалостных врагов, собирающихся его убить, и он опасается, что его пытками заставят нарушить те заповеди, о которых сказано: “Погибни, но не преступи!” — то есть запреты на идолопоклонство, убийство, прелюбодеяние и инцест, — ему заповедано покончить с собой и избежать [footnote text=’Героизм Масады в свете алахи. Маханаим, 87, 1963. Рабби Горен говорит об обязанности самоубийства и в тех случаях, когда пленный боится, что под пытками сообщит информацию, которая поставит под угрозу жизнь его товарищей. ‘]плена[/footnote]». Характерно, что рабби Горен приводит это постановление в заключение анализа алахических аспектов самоубийства в Масаде. В его статье, объединяющей воедино исторический, агадический и алахический материал, можно усмотреть попытку возрождения традиции, некогда перенесенной из страны Израиля в Европу, а теперь снова вернувшейся к своим истокам.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Все произойдет в должное время — при условии, что Вы примете к своему сведению высказывание рабби Шнеура‑Залмана из Ляд, которое повторил мой достопочтимый тесть и учитель рабби Йосеф‑Ицхак Шнеерсон, — что Святой, благословен Он, дарует евреям материальные блага, с тем чтобы те преобразовали их в блага духовные.

На их плечах: Дина Фридман

Я была в какой‑то семье на Хануку, была восьмая свеча, и там мы с Зямой встретились. Он был из ортодоксальной хабадской семьи, но на фронте во время войны уже соблюдать нельзя было. Я ему сказала: «Если ты хочешь, чтобы у нас была религиозная семья, я думаю, ты должен стать религиозным. А если ты не хочешь, значит, мы с тобой разойдемся. Я не могу выйти замуж за человека несоблюдающего». И он согласился.

Недельная глава «Мецора». Существует ли лашон тов, то есть доброречие?

На взгляд Рамбама, доброречие предписано заповедью «люби ближнего, как самого себя». Согласно «Авот», это один из способов «воспитать многих учеников». Созидательная мощь лашон тов колоссальна — она ничуть не уступает разрушительной мощи лашон а‑ра! Видеть хорошие стороны людей и говорить им об этом — способ помочь их достоинствам реализоваться, выпестовать личностный рост ближних.