трансляция

Associated Press: В Берлине появится еврейский кампус

Кирстен Грисхабер 27 августа 2017
Поделиться

Раввин Йеуда Тахтейл в последнее время не высыпается, но говорит, что оно того стоит. Общинный раввин и глава еврейского центра «Хабад‑Берлин» Тахтейл неустанно трудится над осуществлением своей мечты о создании в Германии еврейского кампуса.

Годами он убеждал немецкие власти, успешно занимался сбором средств (ему удалось собрать несколько миллионов евро) и наконец приобрел участок площадью 3 тыс. кв. метров рядом с синагогой «Хабад‑Любавич» в Вильмерсдорфе (районе Берлина).

Тахтейл считает, что создание нового центра будет способствовать осуществлению цели Хабада — воссозданию полноценной динамичной еврейской общины в бывшей столице нацизма. С этой целью центр будет обеспечивать прием и интеграцию еврейских иммигрантов из стран бывшего СССР.

Обводя взглядом обширный пустырь, где стоят модульные конструкции дополнительных помещений детского сада общины Хабада, 44‑летний ортодоксальный раввин, носящий бархатную кипу, черный сюртук и традиционную длинную бороду, заявляет: «Вся Европа говорит о страхе и неопределенности; мы же говорим о движении вперед».

Раввин Тахтейл с крыши осматривает участок, где будет построен кампус.

Семиэтажное здание, первое в своем роде во всей Германии, будет отдано под еврейское образование, культуру и спорт. Если не произойдет неожиданных задержек, строительство начнется в сентябре и будет завершено к концу 2019 года.

В начале августа с властями была согласована очередная часть требуемых разрешений.

«В настоящее время, когда нам приходится сталкиваться с серьезными проблемами, строительство кампуса показывает: мы здесь надолго, иначе мы бы не занимались строительством», — сообщает раввин Тахтейл.

В последние десятилетия Германия столкнулась со значительным притоком еврейских иммигрантов. Самая многочисленная община — 40 тыс. человек — проживает в Берлине, но и эта цифра ничтожно мала по сравнению с процветающей полумиллионной общиной, существовавшей в Германии до прихода к власти нацистов: в одном только Берлине проживало около 120 тыс. евреев.

Во время Холокоста около 6 млн евреев было убито нацистами.

После падения коммунистического режима в 1989 году Германия приняла около 200 тыс. евреев из стран бывшего СССР — большинство из них были светскими и обладали очень незначительным знанием о своей религии.

Двадцать лет назад раввин Тахтейл и его жена Лея переехали из Бруклина в Берлин для того, чтобы работать и с этой группой населения, и с традиционным немецким еврейством. Хотя движение «Хабад‑Любавич» базируется в Нью‑Йорке, члены организации отправляются в разные города по всему миру с целью привлечения нерелигиозных евреев к соблюдению заповедей.

В течение двух последних десятилетий численность общины Хабада в Берлине постоянно увеличивалась и сейчас составляет 600–700 семей, которые принимают активное участие в жизни общины, сообщает Тахтейл.

Хабад открыл в Берлине синагогу, образовательный центр, детский сад, начальную и среднюю школы — однако учреждения разбросаны по всему городу, а популярность их столь велика, что они не могут предоставить места всем желающим.

Плакат, представляющий будущий еврейский кампус в еврейском образовательном центре «Хабад‑Любавич» в Берлине .

Когда строительство помещений нового кампуса площадью 7 тыс. кв. метров будет завершено, все образовательные учреждения Хабада будут собраны под одной крышей. Помимо школ, здесь будет открыта библиотека, столовая, кинотеатр, концертный зал и зал для свадеб и других торжеств. Кроме закрытой баскетбольной площадки, спортивный центр предназначен для таких игр, как футбол и другие игры с мячом. На открытом воздухе будет разбит сад и установлена детская площадка.

Стоимость строительства должна составить приблизительно 18 млн евро (20,3 млн долларов). Строительство финансируется федеральным правительством Германии, сенатом Берлина (правительством земли Берлин), а также средствами немецких фондов и частных пожертвований.

В отличие от других еврейских организаций Германии, огражденных заборами и находящихся под вооруженной охраной на случай антисемитских нападений, Тахтейл выражает намерение сделать новый еврейский кампус открытым и доступным для всех.

«Кампус должен стать тем местом, где евреи смогут свободно встречаться с неевреями», — говорит он. 

Оригинальная публикация: Berlin to see its first Jewish campus after the Holocaust

 

Поделиться

The New York Times: Еврейские блюда соблазняют столицу Германии

За прошедшие десять лет в Берлин приехали тысячи молодых евреев из Северной Америки, Израиля и бывших коммунистических государств Восточной Европы. Их привлекали невысокие цены на аренду квартир, растущий сектор хайтека и бурная ночная жизнь. И эти люди привезли с собой вкус к сладким и пряным блюдам, которыми изобиловали их семейные застолья на родине.

Ян Гиммельфарб: «Я это называю короткой исторической памятью»

Понятно, кто сейчас громче всех кричит против мусульман, в другое время при других обстоятельствах кричит против евреев. Есть люди, которым нужен крайний. Самое смешное, что многие мои знакомые евреи относятся к ярым противникам этих беженцев. Я это называю короткой исторической памятью; забыли, что сто лет назад их же родственники, бедные, нищие, вонючие, старались попасть из Российской империи в Западную Европу или Америку — и их там тоже не принимали с большой любовью.

Железный крест и еврейский сэр

В «Итоне» (будем для простоты называть его так) исчезает мальчик. Труп находят в саду у Дрейфуса. Директора арестовывают. Разносятся слухи о его еврейском происхождении. Толпа неистовствует. Поджигают ближайшую синагогу, на могилах еврейского кладбища рисуют свастики. А мотив убийства, которое приписывают Дрейфусу, таков: дескать, мальчик разузнал скрываемую Дрейфусом тайну, его еврейство... Это говорит прокурор! Этому верит судья! В Англии. В 1990‑е годы.