Уроки Торы I

Уроки Торы I. Бемидбар

Менахем-Мендл Шнеерсон 20 мая 2016
Поделиться

Эта недельная глава начинается повелением Всевышнего провести перепись евреев. За первые тринадцать месяцев после Исхода из Египта такая перепись производилась трижды. В чем духовный смысл приказа Всевышнего пересчитать Его народ? Почему за такой короткий период перепись населения проводилась трижды? В чем состоит разница между этими тремя переписями? Как связано это событие с праздником Шавуот, который всегда приходится на время чтения главы «Бемидбар»? Беседа Ребе дает ответы на эти вопросы.

БЕМИДБАР И ШАВУОТ

Глава «Бемидбар» имеет особое отношение к празднику Шавуот. Вообще, каждая недельная глава связана с определенным временем года, а Бемидбар обычно читают в Субботу перед Шавуотом. Праздник, которым отмечается Дарование Торы народу Израиля, называется бракосочетанием евреев с Б‑гом (Таанит, 26б). В последнюю Субботу перед свадьбой жениха — это один из этапов его подготовки к женитьбе — вызывают к Торе. Так Бемидбар является подготовкой к заключению этого особого союза между Б‑гом и Его народом, скрепленного получением Торы.

Эта взаимосвязь проявляется в словах, с которых начинается наша недельная глава, где Б‑г приказывает: «Произведите исчисление всего общества сынов Израиля». Чтобы уловить эту связь, надо понять истинную природу переписи населения.

ПОДСЧЕТ

Раши комментирует заповедь следующим образом: «Потому, что дороги Ему [сыны Израиля], Он считает их все время: когда они выходили из Египта, Он посчитал их, когда они морально пали из‑за [греха] золотого тельца, Он посчитал их; прежде чем спуститься к ним [в мишкан], Он посчитал их. Ведь первого нисана Шатер был воздвигнут, а первого ияра [следующего месяца] Он посчитал их».

На первый взгляд комментарий создает три проблемы.

Первая. Человек часто вынимает и пересчитывает то, что ему дорого, как бы заново узнавая свое имущество. Но Б‑г знает число детей Израиля, для этого Ему не надо объявлять перепись. Зачем же Он тогда приказал провести ее публично?

Вторая. Почему строительство мишкана, связанное с проведением переписи, по ее окончании было отложено на месяц?

И третья. Почему эти три переписи отличались друг от друга? Тора не говорит нам, кто проводил (при выходе из Египта) первую перепись. Вторая была осуществлена Моше (нач. гл. Ки‑тиса). А третью Б‑г приказал провести обоим, Моше и Аарону (Бемидбар, 1:3). Почему Аарон не участвовал в первых двух?

ИСЧИСЛЕНИЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЮБВИ

Попробуем разобраться в сути переписи. Когда люди подвергаются пересчету, они связаны отношениями равенства: величайший человек и самый ничтожный — каждого считают один раз — ни больше ни меньше. И если, как говорит Раши, перепись была знаком любви Б‑га, она была направлена на то, чем все евреи обладали в равной мере: ни на интеллект, ни на моральные установки, а на сущность каждого — на еврейскую душу. То есть на то, что нам обычно не видно. А значит, цель переписи — это возвысить душу каждого еврея, сделать так, чтобы каждый о ней знал.

Теперь одна из трудностей в понимании Раши исчезает. Он пишет, что Б‑г считает Свой народ все время. И все же, как отмечает сам Раши, евреи пересчитывались всего трижды в течение первых тринадцати месяцев после Исхода из Египта, еще один раз (38 лет спустя) во время странствий по пустыне и очень нечасто после этого. (Мидраш [Танхума, Ки тиса, 9; Бемидбар раба, 2:11] отмечает, что до сих пор перепись проводилась всего 9 раз. В десятый раз это произойдет, когда придет Машиах.) Кто‑то может решить, что Раши имел в виду «по особенным случаям». Но Раши настойчиво подчеркивает «все время», и подтекст этих слов игнорировать нельзя. Однако теперь мы понимаем, что целью исчисления было раскрыть сущность души каждого еврея. А значит, это откровение имеет глубину, которая делает его неподвластным разрушениям времени: оно действует буквально все время.

 

ВРЕМЯ И ЕВРЕИ

Когда во времена религиозных преследований еврея насильно заставляют стать идолопоклонником (или совершить любой другой грех, насильно активизируя дурные влечения человека [Рамбам, Законы Герушин, конец гл. 2]), у него есть возможность выбора. Он может считать, что раз раскаяние стирает все грехи («Ничто не может устоять перед покаянием»), раз он предает иудаизм лишь на короткое время и раз всегда можно раскаяться, то зачем расстраиваться из‑за одного поступка?

Тем не менее в каждом поколении среди самых разных людей, производящих подобные «расчеты», мы встречаем евреев, готовых скорее расстаться с жизнью, чем хотя бы на одну минуту предать свою веру. Почему? Потому что связь между
Б‑гом и еврейской душой выше времени (Танья, ч. I, гл. 25): разорвать ее на одну минуту так же ужасно, как разрушить навек.

В этом заключается смысл слов: «Он считает их все время»: любовь, находящая самовыражение в исчислении, важнее времени и расчетов. Она раскрывает главную особенность еврейского духа, в любую минуту готового к самопожертвованию. И это наследие, это следствие акта переписи определяет еврея «все время».

ТРИ ПЕРЕПИСИ

Теперь разница между тремя переписями, упоминаемыми Раши, становится ясна: они были эволюционными стадиями процесса Откровения. В первом случае еврейская душа была разбужена любовью Б‑га, во втором она начала оказывать свое влияние на окружающий израильтян мир, и, наконец, в третьем она проникла во все их поступки.

Первая перепись была проведена во время выхода евреев из Египта, и она подняла у них дух самопожертвования до такого уровня, что они были готовы последовать за Б‑гом в незасеянную и бесплодную пустыню (Ирмеяу, 2:2). Но она не задела эмоций (Танья, ч. I, гл. 31).

Вторая перепись производилась перед началом строительства мишкана. Она в большей степени достигла ума и эмоций евреев, потому что они готовили себя к работе во имя того, чтобы Шхина — Б‑жественное присутствие — обитала в самом их сердце («И построят они Мне Святилище, и Я буду обитать в них»). Но и здесь побуждение шло извне: начать работу заповедал Всевышний, это не было результатом их собственных угрызений совести.

А с третьей переписью населения началось служение в Шатре, когда израильтяне своими собственными действиями привели Б‑га в свое сердце. Теперь все их действия служили доказательством союза с Б‑гом.

Становится ясно, почему потребовалась задержка в один месяц между завершением строительства мишкана (в нисане) и проведением третьей переписи населения (в ияре). Ибо нисан — месяц Песаха, времени, когда мы признаем Откровение, спускающееся Сверху. По Своей милости и доброте, а не благодаря заслугам израильтян, вывел Б‑г их из Египта (Ликутей Тора, Бемидбар, 3а). А ияр — месяц омера, время особых жертв. И этими жертвоприношениями мы вызываем «Откровение, идущее снизу», которое соответствует нашим заслугам, а не только милости Всевышнего.

Подобным образом объясняется и то, почему Аарон принимал участие только в этой переписи населения. Ведь Моше — проводник Откровения Всевышнего, идущего сверху вниз. А Аарон — священнослужитель, поднимавший народ Израиля снизу вверх (Зоар, ч. III, 20а, 53б).

И во время этой третьей переписи народ Израиля достиг того уровня, когда знания души проникли в его собственные поступки. Теперь и только теперь они могли осуществить «Откровение, идущее снизу».

Таким образом, мы приходим к пониманию связи между главой Бемидбар и Шавуотом. Во время Дарования Торы евреи были объединены с Всевышним так, что Б‑г послал Свое откровение сверху, а сами дети Израиля поднялись.

Готовясь к ежегодному воссозданию этих событий, мы читаем недельную главу, рассказывающую нам о третьей переписи, когда соединяются два вида Откровения, символами которых являются Моше и Аарон, или месяцы нисан (приведший к переписи) и ияр (когда она была проведена).

Воспринимая перепись как знак любви Всевышнего к народу Израиля, мы можем приблизить тот союз, который был заключен во время Дарования Торы, когда Б‑г взял народ Израиля в жены. Вот так, через Тору Израиль соединяется со Всевышним (Зоар, ч. III, 93б).

Поделиться

Уроки Дней трепета

Десять дней еврейского календаря между двумя великими праздниками Рош а-Шана и Йом Кипур называются «Ямим нораим» (т. е. «Дни трепета»). Замечу, что, хотя название праздника Рош а-Шана традиционно переводится как «Новый год», этот перевод неадекватен; он не только не соответствует буквальному смыслу ивритских слов, но и неправилен по сути. Рош а-Шана – это скорее начало, главный день года («рош» на иврите – «голова», а «шана» – «год»). День, когда на Небесах происходит суд и решается судьба всего сущего на предстоящий год. А Йом Кипур – это День Искупления, пост, в который Всевышний прощает наши грехи.

Канун Дня искупления. Законы и обычаи

Дни трепета, десятидневный период с Рош а-Шана до Йом Кипура, не случайно получили такое название. В это время решается судьба каждого человека на наступивший год, и религиозные евреи пытаются «зарекомендовать» себя с хорошей стороны. Кульминация этого периода — Йом Кипур, когда вынесенный каждому приговор утверждается Небесным судом, и к этой дате стараются подойти в полной готовности, так сказать, в лучшей форме. Это нашло отражение в еврейском законодательстве — с кануном Йом Кипура, девятым числом месяца тишрей, связано много законов и обычаев, о которых пойдет речь ниже.