Ту Би-Шват

Ту Би-Шват и наши корни

Берл Лазар 4 января 2016
Поделиться

По старой еврейской традиции число 15 записывается буквами «тет» и «вав», а читается это сочетание двух букв как «Ту». Таким образом, Ту бишват – это 15-й день месяца шват. Ровно середина месяца, полнолуние, долгота дня к этому времени года увеличивается более чем на два часа. Там, на родной заповеданной земле, кончился период дождей, почва подготовилась к новому урожаю. Все живое с Б-жьего благословения готово возродиться под солнечными лучами. И потому этот день называют также новым годом деревьев.

Праздник отмечается с незапамятных времен. Хотя предписаний о нем в письменной Торе нет, он упоминается в Мишне. Как и прежде, евреи в эти дни стараются есть те плоды, которыми Тора прославляет Израиль – «страну пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, масличных деревьев и (финикового) меда».

По традиции к праздничной трапезе подают пшеничные и ячменные лепешки; благословение на вино произносят раньше, чем благословение на фрукты. Многое в праздничной трапезе определилось сравнительно недавно, чуть больше четырех столетий назад. После изгнания из Испании каббалисты, последователи рабби Акивы и Шимона бар Йохая, собрались в городе Цфат, что в Верхней Галилее. Новый год деревьев они стали встречать праздничным сейдером, подобным тому, что мы привыкли видеть в Пейсах: выпивая традиционные четыре бокала вина, в определенном порядке поедая фрукты, которыми богат Израиль, читали стихи Торы, где упоминаются израильские растения, фрагменты Талмуда, и, конечно, Зогар, главной книги каббалы.

Отмечая новый год деревьев, люди обращаются к заветам Торы, в которой человек сравнивается с фруктовым деревом, – у них действительно есть много общего. При выращивании дерева очень важны первые годы. Надо правильно посадить его, выбрав нужное место, соответственно сориентировав. Особенно заботливо ухаживая за ним вначале, человек обеспечивает себе возможность потом долгие годы пользоваться его замечательными плодами. Крона таких деревьев могуча, а корни – особенно крепки. У человека тоже все закладывается в детстве – это базовый период жизни. Усваивая заветы Создателя, совершая достойные дела, мы в конце концов отдаем все мироздание в руки наших детей – не цветов, а плодов нашей жизни. От их воспитания зависит будущее мира, его мощь и сила. Очень важно, чтобы они росли, имея достойный пример. С первого дня для ребенка важно, что он получает и что перед собой видит. Это скажется на всем его будущем. Таков первый урок, что преподносит нам Ту бишват.

Посадив дерево, удобрив и обильно полив землю, человек продолжает за ним ухаживать и в дальнейшем. Так, и воспитывая своего ребенка, мы не должны забывать, что еще годы и годы он будет строить свою жизнь, глядя на нас. К сожалению, родители часто об этом забывают. В суете и сутолоке жизни они привыкают думать: «Ребенок чем-то занят – очень хорошо». Родители довольны, что им не морочат головы, ведь в жизни столько забот! Так постепенно складывается ситуация, когда родители и дети живут каждый своей жизнью. Часто телевизор, пресловутый «ящик», становится и единственным источником информации, и средством развлечения. Ни родители, ни тем более дети не задумываются, сколько дурного закладывается в головы духовно слабых, не умеющих размышлять. Конечно, знакомство с новостями полезно, но как оценить, измерить то отрицательное влияние, что оказывают на неокрепшие души сцены насилия, террора, нескромных, грубых интимных сцен. На родителях лежит обязанность максимально защитить души своих детей от негативных влияний окружающей среды. Даже малозначительное воспитательное действие, словно живительная капля дождя, может в дальнейшем дать обильные всходы, определить едва ли не всю жизнь человека, «и во всем, что ни сделает, он преуспеет». В этом второй урок Ту бишват.

Ухоженное дерево постоянно растет, и нет такого момента, когда его рост прекращается без каких-либо причин. Так и человек не должен останавливаться в своем росте, развитии, какого бы уровня он ни достиг. Пока здоровье позволяет, есть силы духовные и физические, человек должен продолжать работать. «Все! Хватит! Поработал, пора отдыхать!» – заявлять такое без достаточных оснований преступно перед нашим Творцом. Наблюдая растущее плодоносящее дерево, человек извлекает уроки, питает свой разум, совершенствуется. Как назначение каждого дерева расти и регулярно приносить плоды, так и человек постоянно должен подниматься духовно, не останавливаться, не довольствоваться достигнутым. Не должен наступить такой момент, когда человек решит, что уже всему научился, всего достиг. Конечно, со временем могут снизиться активность, измениться физиологические параметры, но стремление к росту должно оставаться с Б-жьей помощью. Это третий урок, который мы получаем от окружающей нас природы в праздник Ту бишват.

Основу нашего рациона составляют злаки, овощи, белковая пища. Плоды фруктовых деревьев дают нам витамины, необходимые микроэлементы и массу удовольствия. Точно так же каждый из нас должен жить не только для себя, мы должны доставлять удовольствие своей семье, друзьям и прежде всего Б-гу, сотворившему нас, вселившему в нас духовное начало. Праведно поступает тот, чьи поступки радуют окружающих и тем самым Б-га. «Жизнь дается один раз» – это верно. Но ошибочно думать, что ее следует использовать только для получения максимума удовольствий. Приносить удовольствие близким и друзьям – вот высшее наслаждение. Как сказал поэт: «Все, что отдал, то – твое». Тогда, как и деревья, своим временным присутствием мы украшаем этот мир.

Вновь возвращаясь к Торе, источнику нашей жизни с Всевышним, в этот праздник природы мы укрепляем наши корни, и от того, как крепки и прочны будут они, зависит здоровье всего нашего дерева: мощь кроны, обилие и сладость плодов. Дерево еврейства рядом с другими деревьями образует сад, свежая атмосфера которого дает надежду на сохранение жизни на земле.

Поделиться

«Человек – дерево полевое»

Приведенное Торой сравнение «Разве полевое дерево – это человек…» (Дварим, 20:19) дало основание нашим мудрецам признать, что проведение аналогии между деревом и человеком правомерно. Многочисленные примеры параллельного упоминания и сравнения человека с деревом в Писании подтверждают это.

Ту Би-Шват – не только лесопосадки

Пятнадцатый день еврейского месяца шват, знаменующего конец зимы и начало весны, – особый. В Мишне он называется Рош а-Шана ле-иланот, Новый год деревьев (Рош а-Шана, 1:1). В это время корни начинают снабжать деревья новыми соками, наступает пора цветения, затем появляется завязь, и, наконец, развивается плод. Фрукты, собранные после этой даты, считаются плодами нового урожая. В соответствии с еврейским законодательством, от них следовало отделять десятину (маасер) – десятую часть урожая, которую крестьянин отдавал бедным или левитам.

Ту Би-Шват – новый год деревьев

Что общего между человеком и деревом, если Тора приравнивает их друг к другу? Прежде всего, заметим, что не только тогда, когда нам хочется съесть плод дерева, мы вспоминаем, откуда он взялся, где вырос. Есть в году особый день: пятнадцатый день месяца шват, Новый год, Рош а-Шана деревьев. То, что у деревьев, как и у людей, есть Рош а-Шана, еще более укрепляет их дружбу. Так почему же все-таки Тора говорит, что «человек – это дерево»?