Послания Любавичского Ребе

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Перевод с идиша, иврита и английского А. ОльманаИ. Стрешинского, Ц.‑Г. БлиндераЕ. Левина. Составитель Ишайя Гиссер 6 сентября 2017
Поделиться

Роль еврейской женщины

9 сивана 5739 года

<…> Вы пишете о женщине из Вашей общины, которая задумала открыть магазин и, судя по всему, собирается управлять им лично.

Хотя в подобной ситуации очень трудно давать советы издалека, не зная человека, о котором идет речь, в целом мне не кажется правильным, чтобы она брала на себя такую ответственность, особенно с учетом того, что у нее есть дети школьного возраста. Кроме того, она должна справляться с домашними обязанностями и играть роль домохозяйки. Даже если, как Вы пишете, она может получить достаточно помощи по дому и у нее не будет проблем с присмотром за детьми, никакая няня не сможет стать полноценной заменой материнскому вниманию и заботе, необходимым детям для нормального развития и воспитания. Эти соображения должны быть первостепенными, а все прочие — вторичными.

Разумеется, если у человека есть свободное время, его нужно использовать наилучшим образом. Однако не следует путать главное и второстепенное. <…>

Ребецн с детьми

Без даты

<…> Главная роль замужней еврейской женщины — быть настоящей хозяйкой дома («акерет а‑байт»), т. е. заниматься домом и, прежде всего, растить детей. Именно об этом сказано: «Вся слава дочери царской — внутри» Теилим, 45:14.
. Это практически не позволяет ей отвлекаться на какие‑либо посторонние дела, пока она занята воспитанием еврейских детей. Ибо женщине присущи особые материнские чувства по отношению к детям, а потому ее влияние на них сильнее и глубже.

Разумеется, женщина может работать, в том случае, когда для содержания семьи необходима ее помощь: если ее муж прилежно учит Тору и она хочет освободить его от забот о заработке; или же если муж работает, но, несмотря на все усилия, зарабатывает недостаточно. <…>

 

16 кислева 5744 года

<…> В целом естественная и основная задача каждой матери — растить детей и заниматься домом. Неисполнение этой главной задачи порождает проблемы, особенно когда дети маленькие.

Остается ли при этом место и время для второстепенных задач, зависит от конкретной ситуации в семье. Однако в большинстве случаев это будет не самостоятельная задача, а нечто, что позволит ей разнообразить свой день и уменьшить стресс, вызываемый необходимостью все время думать об одном и том же. <…>

Мать и дочь за приготовлением шнекен

6 тишрея 5734 года Сотрудники секретариата Ребе вспоминали, что после этого выступления на них обрушился шквал писем от работающих женщин, в основном учительниц, которые спрашивали, следует ли им уволиться и сидеть дома с детьми. Разумеется, все они получили отрицательный ответ. В то же время Ребе неизменно подчеркивал, что нельзя увлекаться феминистическими идеями. Работать — да, поскольку сейчас такое время, что заработков мужа почти всегда не хватает для обеспечения семьи. Однако при этом нельзя забывать о главном предназначении еврейской женщины — растить и воспитывать детей.

<…> «И пошел этот человек, Элькана, и все его семейство принести Г‑споду ежегодную жертву и свой обет. А Хана не пошла, ибо сказала мужу: когда вскормлен будет младенец, тогда я отведу его, и явится он пред Г‑сподом и останется там навсегда… И осталась жена, и кормила грудью своего сына, пока не выкормила его» Шмуэль I, 1:21–23. . Почему Хана не пошла в Шило? Ее муж Элькана был очень богат и мог доставить ребенка в Шило со всем комфортом; у него было достаточно слуг и служанок, которые смотрели бы за ребенком. Он мог нанять кормилицу, которая последила бы за ребенком несколько недель, пока мать была в Шило. Не забудем также, что Хана была пророчицей и, очевидно, гораздо сильнее чувствовала бы откровение Творца, будучи в святилище. Однако она понимала, что дома сможет в большей степени посвятить себя своему сыну Шмуэлю.

Эта библейская история содержит важнейший урок. Есть женщины, которым хотелось бы [работать на полную ставку,] присоединяться к миньяну, выходить к Торе в синагоге и т. д. Им кажется, что это — единственный способ реализовать себя и достичь духовного удовлетворения. Однако Тора говорит, что роль женщины настолько возвышенна, что превосходит даже паломничество в Шило. Ибо ее миссия — обеспечить будущее еврейского народа, гарантировать, что у нее будут дети и внуки, которых можно будет привести в Шило. <…>

 

Без даты

<…> Вы пишете мне о своих мыслях и о том, что Вы не можете реализовать себя, посвятив все свое время домашним обязанностям, воспитанию детей и т. д. Адресат письма — неработающая мать маленьких детей.

С точки зрения здравого смысла, и это постоянно подчеркивается в Торе, женщина реализует себя именно в качестве домохозяйки («акерет а‑байт»). Это — та область, где она может добиться действительно значительных успехов, если только того захочет. В Писании сказано: «Только вот что я нашел: что Б‑г сотворил человека честным, — они же пускаются во многие ухищрения» (Коелет, 7:29). Поэтому в наши ненормальные времена всеобщим, хотя оттого не менее ошибочным, стало мнение, что жена должна работать и что эта работа должна быть вне дома. Разумеется, если есть работа, которую можно делать из дома, в качестве приработка, что может быть лучше, как сказано в знаменитом гимне: «Доблестную жену кто найдет?»? Мишлей, 31:10. Этот текст, восхваляющий хозяйственных добродетельных женщин, стал субботним гимном, который мужчины читают в пятницу вечером, вернувшись из синагоги, за накрытым к трапезе столом. Ребе, видимо, имел в виду следующий стих: «Она делает покровы и продает, и пояса доставляет купцам» (там же, 24).
Однако некоторые женщины настаивают на том, чтобы работать именно вне дома. Это получило повсеместное распространение, стало женской «второй природой» и в результате привело к полному пересмотру ценностей: главное стало второстепенным, а второстепенное — главным, словно женщина может считаться полноценной личностью, только если пойдет против своей природы и против естественного порядка вещей.

Все сказанное выше справедливо даже в том случае, если у женщины всего один или два ребенка, о которых ей нужно заботиться, и уж тем более когда детей, слава Б‑гу, больше. И особенно это верно в тех случаях, когда они целиком и полностью зависят от внимания и заботы любящей матери. Если же человек живет в таком месте, где, в отличие от былых времен, содержание еврейского дома — испытание само по себе и он удостоился величайшей ответственности и привилегии укреплять еврейство в свете хасидизма, то это требует от женщины мобилизации всех способностей, полной концентрации и душевного покоя. И нет большей радости, чем та, которую приносит возможность достичь всего вышеперечисленного.

Очень сомнительно, что после всего этого останется избыток сил и интересов, чтобы тратить их на работу вне дома. <…>

Ребецн с детьми

22 сивана 5742 года

<…> Есть те, кто требует для женщин равных прав, требует уравнять их в правах с мужчинами.

Истинное равноправие достигается тогда, когда условия, в которых находится человек, всецело соответствуют способностям и талантам, дарованным ему Всевышним. Соответственно, мужчины должны заниматься делами, предназначенными для них, а женщины — работой, предназначенной для женщин. Нет никаких причин, чтобы женщины пытались подражать мужчинам и брали на себя мужские функции. Более того, именно тогда, когда такое происходит, женщина демонстрирует, что считает себя ниже мужчины, и потому выдвигает такие требования, чтобы оправдать свое существование.

Подобный подход противоречит Торе. Это также одна из причин, почему Тора предписывает: «Да не будет мужской одежды на женщине, и да не надевает мужчина женской одежды…» Дварим, 22:5. И мужчина, и женщина должны поступать в соответствии с тем, какими их создал Творец. Поэтому, когда женщина переворачивает свою жизнь и требует, чтобы ей предоставили мужскую работу, дабы тем самым доказать, что она достигла подлинного совершенства, она нарушает запрет «да не будет мужской одежды на женщине». Это противоречит женскому совершенству, поскольку таковое заключается в реализации ее уникальных способностей. Чтобы удостоиться благословения, нужно, чтобы каждый человек полностью использовал данные ему (ей) способности — когда мужчина исполняет свой долг и свою миссию, а женщина — свою. Именно это — подлинное право каждого человека, мужчины и женщины; их личный успех зависит от того, в какой степени каждый следует путем, соответствующим данным ему (ей) Творцом способностям. <…>

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Только тот, кто не имеет ни малейшего представления о том, как работают машины, может поверить абсурдному утверждению, что океанским лайнером можно целые сутки управлять автоматически, без нарушения субботы. К сожалению, есть раввины, которых ввели в заблуждение, и теперь они вводят в заблуждение других. Ввиду незнания технических аспектов и под влиянием утверждений техников, которые в силу понятных причин решили не сообщать всех фактов, эти раввины регулярно ошибаются, думая или даже публично заявляя, что эти круизы не связаны с нарушением субботы.

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Когда Он повелел жить согласно Торе и заповедям, Он дал нам возможность прожить в соответствии с этими требованиями в любых жизненных обстоятельствах, а также силы преодолеть все преграды. Это всего лишь вопрос желания и упорства каждого еврея, поскольку потенциально у него есть все необходимое, чтобы жить в соответствии с волей Всевышнего, Творца и Владыки мира.

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Не могу одобрить то, что, как Вы пишете, Вы решили отложить свадьбу, так как в настоящий момент не зарабатываете достаточно, поскольку, как говорили наши мудрецы, блаженной памяти, Всевышний посылает человеку пропитание благодаря заслугам его жены.