Слово раввина

Путь к счастью

Берл Лазар 22 августа 2017
Поделиться

Что ни день, СМИ предлагают нам списки «самых‑самых»: самых влиятельных политиков, самых богатых бизнесменов, самых популярных звезд спорта, эстрады, кино… Этих людей рекламируют как победителей. А кто в список не попал — тот «лузер», неудачник.

Таким образом, жизнь представляется как бесконечное соревнование: главное — все время побеждать. Погоня за успехом начинается в детстве и продолжается всю жизнь: «ты должен учиться лучше всех в классе», «ты должен бегать быстрее и прыгать выше», «ты обязательно должен получить красный диплом», «ты должен сделать самую завидную карьеру», «если ты пошел в бизнес — должен возглавить крупную корпорацию и попасть в список “Форбс”», «если пошел в политику — должен стать депутатом, мэром, министром», «если в сферу искусства — должен стать звездой». И далее — должен, должен, должен…

В результате, если человек не может подняться на первое место в списке, это для него трагедия. Но если он даже вышел на первое место, а потом отступил, скажем, на пятое — ведь все время выигрывать попросту невозможно! — это трагедия вдвойне. И вот те же СМИ едва ли не каждый день преподносят истории о том, как звезды спорта, эстрады и кино спиваются, разводятся, становятся наркоманами… Побед множество, а счастья нет.

Проблема в том, что современное общество ориентирует на конкуренцию. Главное — «стоять во главе списка»: быть умнее других, сильнее других, богаче других. Тогда тебя все будут почитать — а что еще человеку надо?..

Вспоминается еврейский анекдот: один человек узнал, что его брата назначили мэром города, и решил его навестить. Приехал в город, спрашивает, где живет мэр, — и вместе с адресом получает подробный рассказ, какой это мошенник, бездельник, подхалим и вор. В ужасе прибегает к брату: «Беги скорее с этой должности и из этого города, тебя все ненавидят, что тебя здесь держит?» А брат отвечает: «Как что? Почет!»

Наша традиционная система ценностей, которую дал нам Б‑г, строится на совершенно иных критериях. У Ирмеяу мы читаем: «Так говорит Г‑сподь: да не хвалится мудрый мудростью своей, да не хвалится сильный силою своей, да не хвалится богатый богатством своим. Лишь тем хвались, что разумеешь и знаешь Меня, что Я — Г‑сподь, творящий милость, суд и правду на земле».

Именно на таком понимании основана мишна: «Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека… Кто могуществен? Тот, кто усмиряет свои страсти… Кто богат? Тот, кто доволен своей долей… Кто уважаем? Тот, кто уважает других».

К каждому из этих положений автор мишны присовокупляет соответствующую цитату из святых книг — но мы можем понять их справедливость и исходя из собственной жизненной практики. Кто действительно мудр? Не тот, кто накопил много знаний, а лишь тот, кто ценит мудрость, кто любит мудрость, чья задача все время узнавать больше, учиться дальше. Это тем более справедливо, если мы говорим об изучении Торы, содержащей мудрость Б‑жью, бесконечную по определению. Недаром «мудрый» на нашем святом языке — «талмид хахам», то есть «мудрый учащийся».

Кто могуществен? Тот, кто силен, сможет победить одного врага, другого, но рано или поздно найдется тот, кто сильнее. Главный источник могущества — умение справиться с собой, победить то, что сидит внутри и не дает покоя. Даже в спортивных поединках решают не мускулы, а самообладание, умение преодолеть себя.

Кто богат? Как говорится, всех денег не заработаешь. Я знаю немало богатых людей, у которых нет счастья: их снедает страх потерять нажитое, а еще больше — страх, что любят не их, а их деньги! Тому же, кто понимает, что «его доля» — это то, что дал Б‑г, дабы удовлетворить реальные потребности и выполнить свою миссию на земле, нет смысла гнаться за бóльшим.

Наконец, кто уважаем? Давайте посмотрим, кого мы сами уважаем. Уж точно не всех этих «звезд», которых видим на телеэкранах, не тех, кто поражен «звездной болезнью». Мы уважаем того, кто думает о других, кто помогает людям, кто сам относится к людям с уважением. Все ценности нашей жизни — мудрость, сила и власть, богатство и почет — получают реальный смысл только в контексте высшей жизненной цели человека, обретения счастья. А счастье может быть обретено лишь на путях Г‑спода, радостным служением Ему. Если этого нет — не помогут никакие иные ценности.

На этот счет есть хасидская притча о царе, у которого было все — сила, власть, богатство, почет, только счастья не было. Сказал ему заезжий мудрец: «Надень рубашку самого счастливого человека в твоей стране — и станешь счастлив». Долго искали царские слуги такого человека: увы, у всех обнаруживались проблемы. Наконец нашли в дальней деревне человека бедного, но совершенно счастливого. Бежит к нему царь, любые желания готов выполнить за рубашку — да только оказалось, что рубашки‑то у счастливого человека как раз и не было. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Мудрость человеческая и мудрость Б‑жья

Вот тема вечного спора, который знаком каждой еврейской семье. На что больше обращать внимание при обучении и воспитании детей: на светскую или на религиозную составляющую? Что лучше: отдать ребенка учиться в математическую или языковую гимназию или все‑таки в еврейскую школу?

Неразрывность материи и духа

Б‑г сотворил материю и дух нераздельными. И образование только тогда приносит добрые плоды, когда сопровождается правильным воспитанием и реализуется в праведных делах. Именно на этих основах веками строилась еврейская система образования, давшая всему миру так много нобелевских лауреатов и сравнительно мало преступников.