Слово раввина

«К каждому человеку относись с радостью»

Берл Лазар 8 января 2017
Поделиться

Политологи повсюду в мире заговорили о «бунте против истеблишмента». «Брексит» в Англии, сенсация на президентских выборах в США, протестное голосование на итальянском референдуме — все это очевидные свидетельства того, что значительная часть общества не просто недовольна своим социальным статусом, но готова поддержать решительный демонтаж существующих иерархических структур.

На самом деле проблема не нова: все крупные социальные потрясения, о которых мы знаем из истории, происходили по причине недовольства масс иерархическим построением общества. Да и не только в структуре общества дело: отношения власти‑подчинения являются неизбежным элементом в трудовом коллективе, в семье, в любой организованной группе людей. И всегда они вызывают недовольство, напряжение — порой даже революции. А после любой революции неизбежно выстраиваются новые иерархии, порождающие новых недовольных, новое напряжение…

Как вывести отношения между людьми из этого порочного круга? Наши мудрецы предлагают такой рецепт: «Будь легок с вышестоящими, будь приятен со стоящими ниже, и каждого человека принимай с радостью».

Сразу возникает вопрос: как это — «быть легким»? Самое простое объяснение: в отношениях с теми, кто в иерархической лестнице стоит выше тебя, учитывай, что у них по определению больше веса. Не пытайся, что называется, «качать права», относись к вышестоящим с максимальным уважением, тогда ты можешь рассчитывать на позитивное отношение с их стороны. В конце концов, свой высокий статус они не в лотерею выиграли — так уважай те их качества, которые позволили им подняться к вершинам иерархии.

Но есть и объяснение более глубокое. «Будь легок» в данном контексте означает «относись легко», не стесняйся и не бойся! Наверное, каждому знакомо чувство неловкости, когда надо просить какого‑нибудь начальника о помощи: дескать, он такой важный, такой занятой, как же я к нему обращусь со своими проблемами? Отчасти именно эта неготовность добиваться своих прав порождает кризисы в любой иерархической структуре. Иди к начальнику с легкостью, прояви открытость: он такой же человек, как и ты, он разберется и поможет.

Следующий вопрос: что такое «быть приятным» с нижестоящими? Опять же, есть два объяснения. Объяснение простое: сделай так, чтобы нижестоящим было приятно с тобой общаться. Не заносись, не будь высокомерен. Тогда люди к тебе потянутся, и ты сможешь убедить их делать то, что считаешь нужным. Объяснение более глубокое: пусть тебе самому будет приятно общаться с нижестоящими. Может быть, ты старше, у тебя больше опыта, выше социальный статус — но они такие же люди, как и ты! В каждом из них заложен какой‑то потенциал, которого нет у тебя. Если ты этот потенциал сумеешь раскрыть — во‑первых, окажешься хорошим организатором, во‑вторых, принесешь пользу людям и, в‑третьих, сам сможешь научиться чему‑то новому.

Существует хасидская притча о царе, который пользовался всенародной любовью. Вообще‑то с царями это редко бывает, поэтому все спрашивали, как ему удалось добиться такого. Очень просто, отвечал царь: я никогда не считал своих подданных ниже себя, у каждого есть что‑то, чего недостает мне, поэтому я рад каждому.

Вот, собственно, и завершающая мысль нашей мишны: «К каждому человеку относись с радостью». К вышестоящему, к нижестоящему, к тому, кто стоит на одной ступени с тобой… Все люди разные: у них разные взгляды, разные потребности. Несложно строить конфликтные отношения, но в этом случае радости у тебя не прибавится. Наоборот, откроется дорога плохим чувствам: добьешься своего, придет гордыня, не добьешься — придет зависть… Хасидизм учит: для того, чтобы радоваться жизни и отношениям с людьми, надо прежде всего самому быть скромным — понимать, что Б‑г в любом случае дает тебе все, что необходимо.

На этот счет есть притча о еще одном царе. У этого царя было все, только радости не было. И врачи его лечили, и клоуны смешили — ничего не помогает. Тогда пришел один мудрый раввин и дал царю совет: «Найди самого счастливого человека, купи его рубашку, надень — и сразу тебе полегчает!» Начал царь искать счастливого человека в своем царстве, да вот беда: к кому ни обращается, у всех полно проблем. Наконец указали ему деревню, где живет счастливый человек. Приехал туда царь, видит: бедная изба, крестьянин стоит во дворе голый по пояс, рубит дрова и поет радостную песню. Это ты счастливый человек? — спрашивает царь. Крестьянин кивает: да, совершенно счастливый, радуюсь каждый день! Царь просит продать ему рубашку, за любые деньги — да только рубашки у счастливого крестьянина и не оказалось!.. Понял царь, что для радости нужны не горы добра, а чувство удовлетворенности тем, что есть, — своим местом в мире, отношениями с людьми, близостью к Б‑гу. 

Поделиться

Соединяя материю с духом

Свобода слова, как и всякая свобода, это не вседозволенность. Никому, например, не приходит в голову выступать против уголовного наказания за пропаганду терроризма — а ведь пропаганда это тоже слова! И если кто‑то сквернословит на улице, а его оштрафуют, люди скажут, что поделом ему.

Делу время… а времени — дело

Проблема вовсе не связана с развитием технологий или ростом информационных потоков. Наши мудрецы знали о ней почти две тысячи лет назад. Вот что говорит нам мишна: «Сон поутру, вино в полдень, детский разговор и участие в сборищах невежд сживают человека со света».

Правила движения на всю жизнь

Один раввин, комментируя слова пророка Малахи: «Тогда снова увидите различие между служащим Б‑гу и не служащим Ему», сказал так: «Кто не служит — повторяет сто раз, а кто служит — сто один!» И, когда изумленный ученик спросил, неужели сто раз недостаточно, объяснил, что главное — повторять «сверх обычного».