Неразрезанные страницы

Основные направления в учении хасидизма

Гилель Цейтлин 18 октября 2017
Поделиться

Гилель Цейтлин (1871–1942) — один из важнейших еврейских мыслителей первой половины XX века, философ и мистик, погиб по дороге в лагерь смерти Треблинка, в канун Рош а‑Шана 5703 (1942) года. Именно в его эссе «Безмолвие и глас», в 1936 году, впервые пророчески прозвучало слово «Шоа», предрекая надвигающийся крах мироустройства и уничтожение большей части европейских евреев. Цейтлин при жизни имел огромный авторитет в еврейском мире, а после смерти труды его надолго оказались в забвении. Сегодня издательство «Книжники» предприняло перевод его трудов и комментирование на русском языке. Читатели «Лехаима» прочтут большую работу Цейтлина о хасидизме, публикацию которой мы продолжаем в этом выпуске.

Продолжение. Начало в № 89 (304–305)

Буквы

Б‑жественное скрывает себя в мире, но, поскольку сила Деятеля — в содеянном, в самом «нечто», посреди открытого взорам материального мира встречаются нам намеки и знаки, указывающие на мир иной, сокровенный, на высший мир, святой и чистый.

Г‑сподь, сокрывший Себя в средоточии силы Своей, обращает слово Свое к каждому, голосом Своим взывает, дабы обратили к Нему слух свой и сердца свои, предостерегает, укоряет, указывает путь…

Из дали Своей намекает Он человеку: взыскуй Меня, ибо близок Я, близок к тебе — в устах твоих и в сердце твоем…

«“Каждый день исходит глас небесный от горы Хорев и возглашает: Горе сотворенным, которые пренебрегают Торой”  Мишна, Авот, 6:2.
. В высях “нет речения и нет слов” (Теилим, 19:4), но только мир мысли, а глашатаи, исходящие от Царя, Царя вселенной, — это намеки. А постичь те намеки можно только мыслью — помыслами о раскаянии, которые посещают каждого изо дня в день»  Кетер шем тов. — Примеч. авт.
.

«Если пробуждается в мире страх — пусть знает человек, что намекают ему, дабы прилепился он к корню страха, а когда появляется радость в мире — пусть прилепится к радости служения Г‑споду»  Там же.
.

«“Заглядывает в окна, засматривает сквозь решетки” (Шир а‑ширим, 2:9): когда хочет злодей совершить преступление в укромной комнате, страх овладевает им, и кажется ему, будто кто‑то его видит. Это происходит оттого, что высший страх в эту минуту сокращает себя по его мерке, дабы зародился в сердце злодея страх перед Создателем, благословен Он»  Маор эйнаим, Пинхас.
.

«Человек облачен в одеяния материальные или телесные, и как же могут пробудиться в нем чистая любовь к Г‑споду или страх перед Ним и прочие благие качества? Дабы сделать это возможным, как бы сократились Б‑жественные качества и — ступень за ступенью — сосредоточились в вещах материальных, пока не распространились высшие качества от причины к следствию, вплоть до предметов нижайших…»  Там же.

«Все предметы, существующие в мире, и все качества, связанные с вещами материальными и сотворенными, — все они лишь путеводные знаки Б‑жественного, пребывающего во всем»  Там же.
.

Все свидетельствует о Г‑споде, пребывающем в выси небесной: каждое движение, каждое чувство, каждый шорох, каждый отзвук, все, что встречается нам, все, что мы видим, слышим и ощущаем. Когда идешь по улице, слышишь людские речи и беседы, вдумайся в то, о чем говорят они, углубись в суть их разговоров, просей слова их, очисти от мути повседневности, налипшей на них, избавь их от облачения грубого и неприглядного, возведи их к основе духовной, сущностной, истинной, всемирной — и узришь в них Г‑спода.

«Отовсюду вопиет Слава Г‑спода, благословен Он, даже из бесед язычников»  Р. Нахман из Брацлава. Магид сихот («Изрекающий поучения»), комментарий к стиху «Расскажите в народах о славе Его» (Теилим, 96:3).
.

«Песни, что поют народы мира, — это раскрытие любви и страха, распространяющихся сверху вниз»  Р. Эфраим из Судилкова от имени Бааль‑Шем‑Това. Дегель махане Эфраим («Знамя стана Эфраима»), Вайера. — Примеч. авт.
.

«Когда приникаю я мыслью к Творцу, благословен Он, позволяю я устам своим говорить, как Ему угодно, ибо привязываю все к Создателю, благословен Он, ведь корни всего — в высших сферах»  Р. Исраэль Бааль‑Шем‑Тов. Кетер шем тов и др. .

Когда видишь, как все в мире идет своим чередом, наблюдаешь неизменный порядок Творения и незыблемые законы его — постигаешь мудрость, заложенную в сотворенном, замечаешь знаки Б‑жественные.

«“Взгляни же на небо и сочти звезды” (Берешит, 15:5) — нет лучшего способа осознать величие Святого, благословен Он, нежели взглянуть на небо и узреть звезды, идущие по путям своим и устрашающие сиянием блеска своего, и преисполниться трепета перед Творцом»  Ноам Элимелех («Приязнь Элимелеха»), Лех‑леха. — Примеч. авт.
.

«Изменение основ мироустройства, несомненно, являет миру Б‑жественность Святого, благословен Он, — “чтобы слушал Г‑сподь голос человека” (Йеошуа, 10:14), “в котором дух Б‑жий” (Берешит, 41:38). Однако именно незыблемость мироздания указывает на чудеса Б‑жественные, ибо чья еще сила смогла бы сообщить подобное постоянство порядку, не поколебавшемуся с шести дней Творения и до конца времен? Ведь сказано: “Небеса рассказывают о славе Б‑га” (Теилим, 19:2) — “И восходит солнце, и заходит солнце” (Коелет, 1:5) — “Когда вижу я небеса Твои, дело перстов Твоих” (Теилим, 8:4)»  При а‑арец, Бо.
.

А когда видишь ты злые и низменные влечения, порочные страсти, вглядись в сокровенную их сущность, в наслаждение, к которому стремятся они, и в могущество их; и узришь и в них изгнание Б‑жественного — тайну изгнания Шхины.

«“И если кто возьмет сестру свою… и увидит наготу ее… — срам это” (Ваикра, 20:17): любовь, принимающая обличье запрещенных связей, — это падалица высшей любви, данная для того, чтобы посредством нее смог человек обрести истинную любовь к Г‑споду»  Маор эйнаим, Пинхас, от имени Бааль‑Шем‑Това. — Примеч. авт.
.

«Схватил Святой, благословен Он, Яровама за полы одежды его и воззвал к нему: “Раскайся”, поскольку Всевышний полон милосердия и не желает смерти злодеев, когда приходит Он к человеку, на его ступень, сокращает Он Себя по его мерке. И об этом и говорится — “схватил за полы одежды”, то есть за одеяние, в которое облачен человек в тот миг; и воззвал к нему: “Раскайся”, ибо именно то дурное качество, которое пробудилось сейчас в человеке, приблизит “время действовать ради Г‑спода” (Теилим, 119:126) и позволит ему вернуться к Г‑споду своему»  Там же.
.

«И даже в Шеоле  В Танахе Шеоль — это преисподняя, обиталище мертвых, находящееся под землей и подобное могиле (см.: Берешит, 37:35). Пророки Йешаяу (14:3–21, 26:19) и Йехезкель (31:15–18, 32:17–32) изображают Шеоль как мрачное, безрадостное место, где обитают тени. В книге Иова (17:13–16) Шеоль — царство червей и разложения. Более поздние предания, отразившиеся в Талмуде, мидрашах и еврейской мистике, располагали Шеоль в некоем ином пространстве, за горами тьмы. Туда спускаются души и претерпевают наказание, чтобы заслужить исправление, по другой версии там пребывают тела — до воскрешения мертвых, когда они воссоединятся с покинувшими их душами.
можно приблизиться к Святому, благословен Он  Из книги Алим ле‑труфа («Лекарственные листья»), излагающей учение р. Нахмана из Брацлава.
, ведь иногда Шхина тайно облачается даже в клипот  Клипа (ивр., мн. ч. клипот; «оболочка», «скорлупа») — согласно лурианской каббале, силы зла, возникшие в результате разбиения «сосудов»‑сфирот изначально сотворенного мира, которые были не способны принять всю полноту Б‑жественного света. В созданном впоследствии мире Исправления (т. е. известном нам мире) клипот паразитируют на плененных ими искрах Б‑жественного света. В учении хасидизма исправление мироздания посредством освобождения искр света из плена клипот понимается как суть еврейского служения Б‑гу.
, ибо она повсюду»  Мацраф а‑авода («Плавильный сосуд служения») — полемическое послание.
.

А в минуту вдохновения, когда увлекают тебя мысли утонченные и возвышенные, обуревают чувства чистейшие, и сердце и ум не в силах вместить их, и дух твой содрогается, и внутренний взор обретает внезапную ясность и прозревает лики и деяния всех поколений, от края до края мира, — разве это не Б‑г твой взывает к тебе?

И тогда начинаешь ты различать сокровенную сущность вещей, и во всем, что наблюдаешь ты изо дня в день, преходящем и случайном, проступает иная реальность, намекая на тайное и сокрытое…

«Мельчайшая из былинок, ничтожнейшее из творений — и те свидетельствуют о мирах высших»  Ор а‑меир («Свет сияющий»), Ноах. — Примеч. авт.
.

«И когда пребывает Шхина среди птиц диких, зовется она орлицей, а среди домашних — голубицей, когда же она меж трав — называется розою, согласно разделению деяний в мире. Подобно этому разделению изменяется и Шхина, а тому, кто знает Творца своего, подскажет сердце его, как Шхина, представая пред ним в разных обличьях, подает ему знаки, пробуждая разумение и страсть, дабы взыскал он единства Святого, благословен Он»  Там же, Лех‑леха. — Примеч. авт. .

Вот сферы, в которых Б‑г сокрытый раскрывает Себя человеку.

1. В ежедневных помыслах о раскаянии. Человек, поглощенный страстями своими и погруженный в заботы и беды, начинает вдруг размышлять о жизни своей, погрязшей в хаосе, о вине своей перед собственною душою, о тщете окружающего мира, о Г‑споде, от Которого взят он и к Которому вернется…

2. Во внезапном страхе. Безмятежно уединяется человек в доме своем, предаваясь злым помыслам и делам своим спокойно и уверенно; и вдруг — отшатнется, отпрянет назад, как от удара меча смертоносного. Что же увидел он? Того, пред Кем открыты все тайны сердца его.

3. В неизменности, царящей в природе, в порядке чудесном и мудрости вселенской, в выси небесной и просторе бесконечном.

4. В вечной и Б‑жественной природе каждой страсти; в желании и в сопровождающей его готовности к самопожертвованию, а также в особом очаровании, коего полно всякое творение, в шелесте деревьев, трав и кустов, в шепоте, молитве и тоске; в Шхине, что меж цветов — роза, а меж птиц — голубица; в красоте и в жалости, в мощи, чистоте и святости — и в тайнах, указующих на дальние, дальние миры…

Однако главным путем раскрытия Б‑жественного с точки зрения хасидизма является Тора. От начала своего и до конца вся она — Б‑жественное, облекшееся в дела человеческие, в предания и законы людские.

Не только в совокупности своей Б‑жественна Тора; каждая буква ее — особое откровение, а с помощью соединений этих букв сотворены были Небо и Земля.

И когда читает человек слова Писания, не просто исполняет он заповедь изучения Торы: Б‑жественное окутывает его и становится облачением его. Со всех сторон окружает и наполняет человека Б‑жественное, прикасается к нему и сливается с ним, ибо «Тора и Святой, благословен Он, — едины»…  Зоар, 3, 73б.

Двадцать две буквы Торы — это двадцать два пути Б‑жественной эманации, двадцать два вида сил вселенских. И сочетания этих путей и сил объемлют все сотворенное. Ведь у каждой вещи, большой или малой, есть свой голос, свое проявление и раскрытие в мире, и все голоса, проявления и откровения содержатся в двадцати двух буквах Торы. Всевозможными сочетаниями букв наполнена вся действительность, а мудрость, раскрывающаяся в этих сочетаниях, воплотилась в Торе, ибо «Тора из высшей мудрости происходит»…  Там же, 2, 62а.

Бен Шан. Алфавит творения. 1963.

«Когда возжелал Благословенный сотворить мир, дабы явить Свою милость творениям, сжал Себя Святой, благословен Он. Где сжал Он Себя? В буквах Торы, которыми Он сотворил мир»  Ноам Элимелех, Вайера, со слов Магида из Межерича. — Примеч. авт.
.

«Тора — оттиск Б‑жества, а мир — оттиск Торы. Знающий Творца своего сможет во всякой вещи в мире найти буквы Торы; и все зависит от умения распознавать и постигать оттенки облачений Торы в мире. Этим же определяется и мера раскрытия Шхины»  Ор а‑меир, Хаей Сара. — Примеч. авт.
.

«Мысль человека — душа его, и она — как бы часть Шхины, а “Тора — свет” (Мишлей, 6:23) — это Святой, благословен Он. Поэтому, когда человек объединяет мысль свою с добрым разумением в вопросах Торы, зовется он “сочетающим Святого, благословен Он, и Шхину Его”»  Хесед ле‑Авраам, Лех‑леха. — Примеч. авт.
.

«Высший чертог Святого, благословен Он, в коем постоянно пребывание Его, — не что иное, как Тора. И вот, человек сидит рядом с Творцом, а высший чертог Торы будто окружает их со всех сторон, человека и Б‑га — в равной мере»  Сидур р. Шнеура‑Залмана из Ляд. Шаар а‑кодеш («Врата святости»), со слов «И да будут слова эти...».
.

«Ибо всякий разум, познающий и постигающий нечто познаваемое, овладевает им и осеняет его. И в то же время проникает он сам в познаваемое и облачается в него.

И так же в познании Торы: разум человеческий облекается в мудрость Б‑жественную — и мудрость Г‑сподня поселяется в нем. И это есть единение чудесное, и нет ему подобия ни в чем материальном, ибо человек и Святой, благословен Он, достигают здесь истинного и полного единения»  Танья, гл. 5, краткое изложение. — Примеч. авт.
.

В этом и состоит новизна хасидских представлений о «Торе с небес»: принято считать, что Тора дана с небес, — хасиды же и каббалисты саму Тору полагают небесами. Тора не просто наделена Б‑жественной природой; в своей сокровенной сущности она — cамо Б‑жественное.

И подобным же образом с точки зрения хасидизма «Б‑г есть мир, а мир есть Б‑г» — но только когда речь идет о скрытой изначальной сути того и другого. Точно так же Тора есть мир, и мир есть Тора. Не только «Израиль и Тора — едины»  Зоар, 3, 73б.
, но и мир и Тора — едины.

Как мир, открытый нашему взору, — лишь внешнее облачение Б‑га, так и Тора, доступная нам, — внешнее облачение Б‑га.

В мире и в Торе следует раскрыть Б‑жественное, узреть тайну, сокрытую в них.

«Узреть» — то есть увидеть особым, духовным взором, полным чистейшей любви и особой Б‑жественной радости, вкус которой доступен лишь немногим избранным.

«Тайным называется знание, которое не может быть передано от одного другому. Как яства, вкус которых невозможно описать тому, кто никогда их не пробовал, так и любовь к Творцу невозможно объяснить другому и ощущение любви в сердце. Это и называется “тайным”. А тайное знание в общепринятом смысле, то есть каббала, какое же оно тайное? Ведь всякому, кто желает изучить ее, нужно только открыть книгу»  Ликутей якарим («Собрание драгоценностей»), 20б. — Примеч. авт.
.

Тора вечна — не только потому, что дарована Б‑гом на века, но и потому, что сама она — вечность, и нет ей предела.

Следовательно, с одной стороны, сколько бы ни познал ты в Торе, ты уже приникаешь к Б‑гу, ибо «кто постиг малую толику Единого — постиг все Единое в полноте его»  Р. Яаков‑Йосеф из Полонного. Бен порат Йосеф («Росток плодоносный Йосеф»), 88а.
. С другой стороны, пусть не щадил ты сил и трудов, пусть посвятил ты все томления духа своего, все желания свои, всю любовь свою постижению Торы, пусть удостаивался ты приникновения к Нему и сочетал Б‑жественные имена — во всем этом не познал ты и малой толики Торы, ибо то, чему нет предела, срока и места, не поддается конечному, временному и ограниченному. Ты же, человек, пребываешь в мире телесного — и подвластен всему этому…

«“Тора Г‑сподня совершенна” (Теилим, 19:8), то есть пребывает в девственной полноте своей  На иврите понятия «совершенство», «цельность» и «невинность» обозначаются одним и тем же словом, употребленным в псалме, — «тмима».
, как если бы и не притрагивался к ней человек…»  Ликутей якарим, 17, от имени р. Менахема‑Мендла из Перемышлян; в других книгах эти слова приводятся от имени Бааль‑Шем‑Това. Здесь я следую толкованию Бааль‑Шем‑Това. — Примеч. авт.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Основные направления в учении хасидизма

Хасиды не истолковывают цимцум буквально: Б‑г не устранял Свой свет полностью — Он лишь насыщал его Б‑жественностью в той степени, в какой творения способны были его воспринять, так что речь идет не об ограничении Б‑жественного, но об особом способе Его раскрытия.

Основные направления в учении хасидизма

И поскольку «ничто» — самая суть Творения и духовная сердцевина его, именно оно, «ничто», и является подлинным «нечто», истинным существованием, основой всего бытия; а то, что называем мы «нечто», то есть вся несокрытая, ощущаемая, видимая плотским зрением и постигаемая человеческим рассудком реальность, — все это лишь обман чувств и игра воображения, давнее заблуждение, которое нужно осознать и упразднить, сбросив с себя его ярмо...

«Дибук»: не от сего мира…

Гилель Цейтлин — один из важнейших еврейских мыслителей первой половины XX века, философ и мистик, погиб по дороге в лагерь смерти Треблинка. Именно в его эссе «Безмолвие и глас», в 1936 году, впервые пророчески прозвучало слово «Шоа», предрекая надвигающийся крах мироустройства и уничтожение большей части европейских евреев. Цейтлин при жизни имел огромный авторитет в еврейском мире, а после смерти труды его надолго оказались в забвении. Сегодня издательство «Книжники» предприняло перевод его трудов и комментирование на русском языке. Читатели «Лехаима» первыми познакомятся с одной из работ Цейтлина, вошедших в сборник.