Слово раввина

Любить Б-га — ​значит любить человека

Берл Лазар 22 февраля 2017
Поделиться

Просто удивительно, до какой степени переплелись основные проблемы современного мира! Главные вызовы — терроризм, межнациональные конфликты — порождают массовую миграцию; массовая миграция порождает противостояние культур; противостояние культур одним из неизбежных своих последствий имеет те же межнациональные конфликты и терроризм… Создается впечатление, что мы попали в порочный круг.

При этом если послушать тех, кто создает проблемы, вроде бы они преследуют самые благородные цели. Даже очевидные террористы никогда не скажут вам, что они «плохие парни» и стремятся к тому, чтобы напакостить окружающему миру. Наоборот, они бьют себя в грудь и клянутся, что желают защитить права угнетенных и распространить на земле высшую истину. Именно поэтому до сих пор им удается вербовать сторонников для своей политики ненависти.

Как справиться со всеми этими вызовами? И, главное, как справиться с ними, соблюдая принципы толерантности, не отступаясь от морали и гуманистических ценностей?

Вот что говорит на этот счет мишна: «Любим человек, ибо он был создан по образу Б‑жию. Эта любовь еще сильнее, потому что ему было сказано об этом: “По образу Своему Б‑г сотворил человека”».

Обратите внимание: мишна цитирует не первое упоминание о том, что мы сотворены по образу и подобию Б‑жьему (Берешит, 1:26), а цитирует слова Г‑спода Ноаху (Берешит, 9:6). Полностью этот стих звучит так: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется человеческой рукою; ибо по образу Своему Б‑г сотворил человека». Иными словами, каждый из нас несет в себе образ, частицу Б‑га — и тот, кто проливает кровь человека, тем самым убивает Б‑га.

Именно здесь проходит главный водораздел между добром и злом. Все мы, разумеется, за справедливость, за права угнетенных, за толерантность к другим взглядам, другим культурам и обычаям. Но никакие возвышенные идеи не могут служить оправданием убийства. Где начинается кровь, там толерантность заканчивается. К тому, кто готов оправдать человекоубийство, пусть даже самыми возвышенными идеями, толерантность должна быть нулевой. Убийца должен быть безжалостно изъят из человеческого сообщества.

Но это только половина дела. Необходимо не только сражаться с откровенным негативом, но и выстраивать позитивную программу действий, в реализации которой должен участвовать каждый из нас. И тут следует разобраться в том, что включает в себя «образ Б‑жий», по которому мы созданы.

«Образ» — категория не количественная, а качественная. А единственное качество, которое присуще исключительно Б‑гу и человеку, — это свобода выбора. Интеллект есть и у высших животных, но вместо свободного выбора у них инстинкт. Даже у ангелов нет свободного выбора — они в любой ситуации выполняют волю Б‑га. А мы наделены возможностью выбирать по собственному разумению. Это неоценимый дар, потому что только у свободного человека жизнь наполнена смыслом, только свободный может себя уважать. И это гигантский потенциал, потому что свободный человек способен улучшать окружающий мир, мир Б‑жий, становясь тем самым партнером Создателя. Почему человеку дан такой потенциал? Именно потому, что он создан по образу Б‑жьему. Но это и колоссальная ответственность: обладая свободой выбора, человек может использовать ее не только для добра, но и во зло: он может даже уничтожить мир.

Хасидская притча рассказывает: у одного царя был сын — самый умный, самый талантливый, самый красивый. В общем, самый‑самый. Жил он, естественно, во дворце, окруженный множеством слуг, и горя не знал. Но однажды зовет его отец и говорит: всё, сыночек, ты вырос, поезжай в самую дальнюю провинцию, там пока еще ничего нет, вот и поможешь людям налаживать жизнь с нуля. Сын был не в восторге от такого задания: до сих пор он жил со всеми удобствами, а тут много лет подряд придется довольствоваться малым. Но царь ему объяснил, что когда‑то свои высокие качества надо доказывать делом, чтобы окружающие поняли, как правильно жить, как улучшать этот мир. Да и самому человеку, если он уважает себя, лучше получать награду за свои дела, а не просто подарки от доброго отца…

Религия учит человека ответственному отношению к свободе выбора. Религия дает заповеди, мораль, четкие представления о добре и зле. Кровопролитие и религия, терроризм и религия несовместимы, — даже если террористы пишут на своих знаменах «религиозные» лозунги, на самом деле они — враги Б‑га. Потому что Б‑г отправляет нашу душу — Его «образ» — в этот мир именно для того, чтобы улучшить его, чтобы использовать свой свободный выбор для раскрытия Б‑жественного в мире. И еще для того, чтобы мы сами совершенствовались, творя добрые дела, и заслуживали от Него награду.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Мишна для информационного века

Мы чувствуем, что на коммуникацию уходит все больше времени, а пользы, пожалуй, не слишком много… Обращаемся к нашим мудрецам за советом — и с удивлением обнаруживаем, что им эта проблема была знакома почти две тысячи лет назад, когда никаких технических средств передачи информации не было и в помине.

«К каждому человеку относись с радостью»

Существует хасидская притча о царе, который пользовался всенародной любовью. Вообще‑то с царями это редко бывает, поэтому все спрашивали, как ему удалось добиться такого. Очень просто, отвечал царь: я никогда не считал своих подданных ниже себя, у каждого есть что‑то, чего недостает мне, поэтому я рад каждому.

Соединяя материю с духом

Свобода слова, как и всякая свобода, это не вседозволенность. Никому, например, не приходит в голову выступать против уголовного наказания за пропаганду терроризма — а ведь пропаганда это тоже слова! И если кто‑то сквернословит на улице, а его оштрафуют, люди скажут, что поделом ему.