Читая Тору

Кто написал последние стихи Торы?

ИЦХАК СТРЕШИНСКИЙ 23 октября 2016
Поделиться

Книга Дварим, а с ней и вся Тора завершается рассказом о смерти Моше. Как известно, Тора была дана народу Израиля через Моше, и в связи с этим возникает вопрос: каким образом были написаны те стихи Торы, в которых рассказывается о его смерти? В этой статье мы приведем мнения мудрецов и комментаторов по этому поводу.

 

В самом конце книги Дварим, в недельном разделе «Ве‑зот а‑браха», о смерти Моше рассказывается так:

 

И умер там Моше, раб Г‑спода, — в стране Моав, по слову Г‑спода. Его похоронили в долине, в земле Моавской, напротив Бейт‑Пеора, и никто по сей день не знает, где он погребен. Моше было сто двадцать лет, когда он умер; [до самой смерти] его зрение не ослабевало, а его силы не истощались. Сыны Израиля оплакивали Моше в степях Моава тридцать дней — пока не истек срок траурного плача по Моше. Йеошуа, сын Нуна, преисполнился духом мудрости, потому что Моше возложил на него руки. Сыны Израиля повиновались ему и делали [все] так, как повелел Г‑сподь через Моше.

И не было более пророка в Израиле, равного Моше, которого Г‑сподь знал бы лицом к лицу. [Не было равного Моше] по знамениям и чудесам, которые совершил он, направляемый Г‑сподом, в земле Египетской, с фараоном, со всеми его рабами и со всей его страной, и по всем могучим деяниям, грозным и великим [делам], которые совершил Моше на глазах у всего Израиля! (Дварим, 34:5‑12).

 

Как мы видим, о смерти и погребении Моше и о реакции на это сынов Израиля сообщается в прошедшем времени. В Талмуде и в «Мидраше Сифрей» приводятся вопросы и разные ответы мудрецов насчет того, как могли быть записаны эти стихи. Понятно, что Моше не мог записать их после своей смерти. Если же он написал еще при жизни о своей смерти в прошедшем времени, то можно подумать, что он записывал слова, которые в момент их написания не соответствовали действительности.

В этих источниках (Сифрей, Дварим, п. 357; ВТ, Бава батра, 15а; ВТ, Менахот, 30а) приведены различные мнения мудрецов по поводу написания последних стихов Торы. Первое мнение приведено в мидраше без указания высказавшего его мудреца, а согласно трактату Бава батра, его высказал р. Йеуда (и были те, кто говорил, что это мнение высказал р. Нехемья). Согласно этой точке зрения, до того места, где сообщается о смерти Моше, писал он сам, а начиная с того стиха и далее восемь последних стихов Торы записал Йеошуа, сын Нуна, ближайший сподвижник Моше, который возглавил сынов Израиля после его смерти и ввел народ в Землю Израиля.

В тех же источниках — уже упомянутых выше — приводится и другое мнение, согласно которому последние стихи Торы все‑таки записал Моше. В «Мидраше Сифрей» приводятся слова р. Меира, который не согласен с тем, что последние стихи записал Йеошуа:

 

Ведь сказано: «Моше записал это Учение [и передал его священникам, потомкам Леви]» (Дварим, 31:9). Возможно ли, чтобы Моше передал Тору, когда в ней недостает даже одной буквы? Но это значит, что Моше писал то, что говорил ему писать Всевышний, таким же образом, как сказано: «И сказал им Барух: устами своими говорил он [Ирмеяу] все слова эти, а я писал их чернилами в этот свиток» (Ирмеяу, 36:18).

 

В недельном разделе «Ваелех» (Дварим, 31:9‑13) рассказывается о том, что Моше записал свиток Торы и передал его священникам и старейшинам народа Израиля, наказав каждый седьмой год в праздник Суккот читать это Учение вслух всему народу Израилю, который придет, чтобы предстать перед Всевышним. Р. Меир не согласен с тем, что в свитке Торы, который записал и передал будущим поколениям Моше, недоставало тех стихов, которые, по мнению его оппонентов, были записаны Йеошуа после его смерти. Поэтому он предположил, что Моше записал при своей жизни всю Тору, включая стихи, в которых описывается его смерть. Стих из книги Ирмеяу, который цитирует р. Меир, должен продемонстрировать, каким образом Моше записывал Тору. Подобно тому как Барух бен Нерия, ученик пророка Ирмеяу, записывал все, что произносил пророк, не задумываясь над тем, что он пишет и не добавляя ничего от себя, так же и Моше записывал то, что получал в пророчестве от Всевышнего. В этом можно увидеть ответ на вопрос, каким образом сам Моше мог написать о своей смерти. Будучи живым, он писал о том, что произойдет в будущем, и по слову Всевышнего он написал о своей смерти в прошедшем времени.

В Вавилонском Талмуде, в упомянутых выше трактатах «Бава батра» и «Менахот», приводится мнение р. Шимона, которое похоже на мнение р. Меира. При этом р. Шимон цитирует другой стих о передаче Моше Торы левитам: «Возьмите эту книгу с Учением и положите ее у стенки ковчега союза с Г‑сподом, вашим Богом, и пусть она у вас там хранится как свидетельство» (Дварим, 31:26). Кроме того, р. Шимон добавляет, что с того места, где сообщается о его смерти, Моше писал «бе‑дэма». По поводу этого слова есть разные мнения комментаторов Талмуда. Многие из них объясняют, что речь идет о том, что Моше писал пророческие слова о своей смерти в слезах. Есть и другие мнения, согласно которым объяснение этого слова — смешение букв или же особый вид чернил, делающий невозможным немедленное прочтение записанного ими текста. Идея, стоящая за этими объяснениями, в том, что, с одной стороны, вся Тора была записана Моше, а с другой — что последние восемь стихов не были записаны Моше обычным образом и при его жизни их было невозможно прочесть, — их прочтение стало возможным только после смерти Моше, благодаря Йеошуа. В таких объяснениях можно увидеть сочетание двух мнений по поводу написания последних стихов Торы.

Модель сукки. Фрагмент экспозиции выставки «Передвижной праздник: сукки со всех сторон света». Иерусалим. 2003

Отметим, что, хотя в упомянутых выше источниках обсуждались последние восемь стихов Торы, начиная со стиха, в котором непосредственно сообщается, что Моше умер (Дварим, 34:5‑12), к этой категории можно отнести еще четыре стиха, а именно первые четыре стиха 34‑й главы книги Дварим, в которых сообщается: «Моше поднялся из степей Моава на гору Нево — на вершину холма, что напротив Иерихона, — и Г‑сподь показал ему всю страну: от Гильада до Дана, всю [землю] Нафтали, землю Эфраима и Менаше, всю землю Йеуды, до западного моря, и Негев, и область долины Иерихона — города пальм — [вплоть] до Цоара. И сказал ему Г‑сподь: “Вот страна, о которой Я клялся Аврааму, Ицхаку и Яакову: ‘Потомству вашему Я отдам ее’. Я дал тебе увидеть ее своими глазами, но ты в нее не войдешь”».

Ведь после того, как Моше поднялся на гору Нево, он уже не спускался оттуда, и там он умер. Великий комментатор Танаха, р. Авраам Ибн‑Эзра (1089–1164), который, в отличие от многих других классических комментаторов, придерживающихся мнения р. Меира и р. Шимона, согласен с мнением, что последние стихи записал Йеошуа, считает, что он записал именно двенадцать последних стихов Торы: «“Моше поднялся” — по моему разумению, начиная с этого стиха писал Йеошуа. Потому что, после того как Моше поднялся (на гору Нево), он больше не спускался (согласно другим рукописям: “не писал”). И он (Йеошуа) писал посредством пророчества».

Далее р. Ибн‑Эзра цитирует слова из последних двенадцати стихов Торы, в которых говорится о том, что Всевышний показал Моше страну и говорил с ним, и о том, что Моше был похоронен. Согласно р. Ибн‑Эзре, это доказывает, что Йеошуа мог записать эти двенадцать стихов, только получив пророчество, и он не писал о том, что мог видеть сам. Ведь даже если Йеошуа видел восхождение Моше на гору Нево, он не мог знать, что произошло на горе, когда Моше находился наедине со Всевышним. Все это было открыто ему в пророчестве, после того как уже произошло в действительности.

Как пишет современный исследователь Танаха р. Эльханан Самет, р. Ибн‑Эзре было важно привести доказательства того, что Йеошуа записал последние стихи Торы благодаря пророчеству, не только чтобы ответить на вопрос, откуда Йеошуа об этом узнал, но и по более важной причине. Он хотел, чтобы было понятно, что и последние стихи Торы были даны Всевышним пророку, который пришел после Моше и был его учеником и преемником.

Согласно этой точке зрения, вся Тора была дана Всевышним, но последние стихи были записаны не Моше. Почему же эти стихи, записанные Йеошуа после получения пророчества, завершают Тору, а не открывают следующую за Пятикнижием книгу Йеошуа? Можно ответить, что Тора, подробно рассказывающая в четырех книгах о жизнедеятельности Моше, не могла быть завершена без рассказа о его смерти. И так как, согласно этому мнению, сам Моше не мог написать о своей смерти, это было возложено на его ученика Йеошуа, который записал слова, полученные им в пророчестве. Этим он продолжил деятельность своего учителя и как бы действовал от его имени, завершая его книгу.

Что касается доводов р. Меира и р. Шимона о том, что последние стихи Торы были записаны Моше, так как невозможно, чтобы их недоставало в свитке Торы, который он передал священникам, отметим комментарий Рамбана (р. Моше бен Нахман; 1194–1270) к Дварим, 31:24. Согласно этому комментарию, повеление Моше левитам: «Возьмите эту книгу с Учением и положите ее у стенки ковчега союза с Г‑сподом, вашим Богом» нужно было выполнить не в тот момент, когда Моше его произнес, а в будущем, после того как вся Тора будет завершена. Поэтому, если принять мнение, согласно которому последние стихи записал Йеошуа, можно предположить, что это повеление было выполнено после смерти Моше, после того как Йеошуа дописал последние стихи.

Рассмотрев некоторые источники и мнения мудрецов и комментаторов по поводу написания последних стихов Торы, можно прийти к выводу, что нет однозначного ответа на вопрос об их авторе. В обоих высказанных мнениях есть то, что может вызывать определенные возражения, как, например, идея о том, что в Торе есть стихи, записанные не Моше, или что Моше писал о своей смерти в прошедшем времени, что в момент написания не соответствовало действительности. При этом понимание того, что Тора была записана по слову Всевышнего и на основе пророчества, а не как результат творчества людей, может дать определенный ответ на эти возражения и укрепить каждую из двух противоположных точек зрения. Благодаря получению пророчества Йеошуа мог записать последние стихи Торы после смерти Моше, а с другой стороны, получив пророчество, Моше мог записать то, что ему велел Всевышний, включая сообщения о своей смерти и о том, что будет после этого. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Языковой ренессанс

Мудрецы Талмуда без устали повторяли, что даже в обыденной беседе следует избегать просторечных выражений и пользоваться нужно лишь «чистым языком». Они отстаивали ясность и точность речи, пытаясь, где только можно, предложить мнемонические правила для грамотного употребления языковых средств, поскольку считали, что ясность формулировок существенна для правильного восприятия и сохранения важных знаний. «Жителям Иудеи, — заявлял Рав, — которые бережно относились к языку, удалось сохранить Тору, тогда как жители Галилеи, будучи нерадивыми в речи, не сохранили Тору»

Отмщение врагам еврейского народа

Пост Девятого ава установлен в память о разрушении Храма. В качестве одного из последствий этого трагического события в еврейской теологии получила дополнительное развитие идея о необходимости и важности отмщения ненавистникам, разрушившим Храм и продолжавшим преследовать евреев, даже изгнанных со своей земли.

Уроки Торы I. Вэзот а-Браха

В день Симхат Тора (День радости с Торой) мы завершаем годовой круг чтения Торы и начинаем его заново. Какова же связь между этим днем и читаемой главой «Браха» (Везщт а‑браха), последней в Торе? И почему праздник в честь Торы по установлению отмечают именно в этот день, а не в Шавуот, когда Тора была дана народу Израиля?