Календарь, Пурим

Как был установлен праздник Пурим

Ицхак Стрешинский 20 марта 2019
Поделиться

В месяце адар еврейский народ отмечает веселый праздник Пурим. Истории этого праздника посвящена целая книга Танаха — Мегилат Эстер (Свиток Эстер, в русских переводах — книга Эсфири), которую, как известно, читают в Пурим. В этой книге подробно рассказывается о событиях, из‑за которых был установлен праздник, а также о самом установлении праздника. Именно об этапах установления Пурима согласно Мегилат Эстер и словам мудрецов пойдет речь в этой статье.

В девятой главе Мегилат Эстер рассказывается о том, что 13 адара должны были быть выполнены два царских указа: приказ Амана ненавистникам евреев истребить их и приказ Мордехая евреям воевать с врагами. Еще оставались враги евреев, которые надеялись одолеть их 14 адара, но евреи нанесли удар первыми. Эстер просила, чтобы царь Ахашверош дал евреям, живущим в столице Шушане (Сузах), еще один день, в который они могли бы убивать своих врагов, так как там было особенно много ненавистников евреев под предводительством десятерых сыновей Амана. Далее сообщается:

«Остальные иудеи в царских областях собрались и встали на защиту своей жизни, чтобы обрести покой, и они убили, но не ограбили, семьдесят пять тысяч своих ненавистников. Это было в тринадцатый день месяца адар, а в четырнадцатый день уже было спокойно, и они сделали его днем пира и радости. А иудеи, что в Шушане, собирались и в тринадцатый [день] этого (месяца), и в четырнадцатый, а на пятнадцатый [день] уже было спокойно, и они сделали его днем пира и радости. Посему иудеи, живущие в неукрепленных городах, делают четырнадцатый день месяца адар днем радости, пира и праздника и посылают подарки друг другу» (Эстер, 9:16–19).

Из приведенных выше стихов можно понять, что вначале было спонтанное празднование евреев после победы в боях. Евреи города Шушан праздновали 15 адара после окончания второго дня боев, в то время как евреи других областей Персидской империи праздновали победу 14 адара, так как они воевали с врагами только один день. Празднование выражалось в пиршестве и радости. Далее сообщается об обычае праздновать Пурим, который сложился в «неукрепленных городах», то есть городах, которые не обнесены стеной. Можно увидеть, что евреи других городов не праздновали в день, когда был покой у евреев Шушана, то есть 14 адара, и также не сообщается, сложился ли у евреев Шушана обычай праздновать 15 адара.

Ахашверош, Эстер и Аман. Иллюстрация к книге Эстер. Художник Гондор Берталан.

Затем в Мегилат Эстер приводится послание Мордехая о праздновании дней Пурима:

«Мордехай описал эти события и разослал послания всем иудеям, во всех странах царя Ахашвероша, близких и дальних. [Повелевая им] соблюдать четырнадцатый день месяца адар и пятнадцатый его день из года в год. Как в те дни, когда иудеи обрели покой от своих врагов, и в тот месяц, когда печаль обернулась радостью и траур, — праздничным днем, и делать их днями пира и радости, когда они посылают друг другу подарки и подают бедным» (там же, 9:20–22).

В обращении Мордехая можно увидеть желание официально установить те празднования, которые евреи начали спонтанно, и нужно обратить внимание на некоторые отличия между его повелением и упомянутым выше обычаем. Так, в повелении Мордехая говорится о праздновании Пурима в течение двух дней — 14 и 15 адара. Кроме того, к посыланию подарков друг другу Мордехай добавил и обязанность подаяния бедным. Этого не было в упоминаниях о праздновании Пурима ранее, и это было нововведением Мордехая. Здесь можно увидеть ответственность Мордехая в качестве руководителя еврейского народа, который беспокоится о том, чтобы и неимущие евреи могли радоваться в дни праздника.

Можно понять, что евреи приняли постановление Мордехая, о чем сообщается в Мегилат Эстер: «И приняли иудеи то, что начали делать сами, и то, о чем написал им Мордехай» (там же, стих 23). То есть евреи стали праздновать каждый год день 14 адара, который они сами начали отмечать после победы, и добавили еще один день, 15 адара, о котором повелел им Мордехай.

Но на этом повествование об установлении праздника не закончилось. Далее в Мегилат Эстер рассказывается:

«И писали царица Эстер, дочь Авихаиля, и Мордехай‑иудей со всей силой убеждения о том, что нужно исполнить это второе послание об установлении Пурима. И он разослал письма всем иудеям в сто двадцать семь стран царства Ахашвероша со словами мира и истины. Чтобы эти дни Пурима соблюдали в назначенное для них время, как установил для них Мордехай‑иудей и царица Эстер и как они установили для себя и для своего потомства — слова о постах и молитвах. И повеление Эстер подтвердило эти слова о Пуриме, что и было записано в книгу» (там же, 9:29–32).

В этом фрагменте описывается последний этап установления праздника Пурим. Вначале Эстер вместе с Мордехаем отправила послание об этом во все еврейские общины, а затем издала повеление, которое было записано в книгу. Можно предположить, что были евреи, которые не откликнулись на требование Мордехая праздновать Пурим также и 15 адара, в дополнение к установленным ими празднованиям 14 адара. Возможно также, что были те, кто оспаривал установление Пурима на все поколения. По‑видимому, царица Эстер вложила в содержание этого письма все свое влияние, чтобы дни Пурима отмечались во все времена, а Мордехай послал «слова истины», то есть верные доводы, чтобы мирно, без споров, доказать им, что установление праздника Пурим оправдано.

Что касается упоминания постов, то, согласно одному объяснению, речь идет о том, что евреи постились, когда им угрожала опасность уничтожения, и Мордехай сказал им: «Так же, как вы постились во время беды, вы должны отмечать дни радости». А согласно другим мнениям, здесь имеются в виду четыре поста, принятые евреями в память о разрушении Храма: 17 тамуза, 9 ава, 3 тишрея и 10 тевета. То есть Мордехай сказал евреям: «Так же, как вы приняли традицию во всех поколениях поститься в эти дни, вы должны и отмечать эти радостные дни во всех поколениях». Согласно комментарию рабби Меира‑Лейбуша бен Йехиэля‑Михла (Мальбим; 1809–1879) — известного раввина, общественного деятеля и комментатора Танаха, — целью этих слов было показать, что в установлении праздника Пурим нет нарушения запрета Торы о добавлении заповеди, так же как нет этого нарушения в установлении поста.

В Вавилонском Талмуде (Мегила, 7а) рассказывается, что сначала Эстер просила мудрецов установить обычай праздновать 14 и 15 адара Пурим и изучать его историю. Затем она попросила, чтобы история Пурима была записана в книгу, названную ее именем, и включена в состав других книг Танаха. А в Иерусалимском Талмуде (Мегила, 1:5) рассказывается, что Мордехай и Эстер отправили послание мудрецам о том, чтобы каждый год евреи отмечали два праздничных дня Пурима. Таким образом, в Вавилонском Талмуде сообщается, что к мудрецам обращалась одна Эстер, а согласно Иерусалимскому Талмуду, Эстер и Мордехай обратились к мудрецам вместе. Ниже мы рассмотрим идеи этих обращений к мудрецам на основе выступлений и бесед Любавичского Ребе, рабби Менахема‑Мендла Шнеерсона.

Возможно, здесь нет спора по поводу фактов, а речь идет о разных событиях. О том, чтобы читали свиток, названный ее именем, и о том, чтобы его включили в число Писаний, Эстер просила одна, без Мордехая. А в Иерусалимском Талмуде речь идет об установлении празднования дней Пурима каждый год, и об этом Эстер и Мордехай просили мудрецов вместе. Подтверждение этому можно найти в тексте Мегилат Эстер. В стихе «Чтобы эти дни Пурима соблюдали в назначенное для них время, как установил для них Мордехай‑иудей и царица Эстер» (9:31) говорится о постановлении праздновать Пурим, и это постановление было вынесено после общей просьбы Мордехая и Эстер. А в стихе «И повеление Эстер подтвердило эти слова о Пуриме, что и было записано в книгу» (там же, 9:32) речь идет о постановлении чтения Мегилат Эстер в Пурим по свитку и о том, чтобы книга была включена в Писания.

Иллюстрация к Свитку Эстер. Художник Зеэв Рабан.

Можно задать вопрос: почему Мордехай просил мудрецов только об установлении дней Пурима и не просил вместе с Эстер, чтобы был установлен обычай чтения Мегилат Эстер и эту книгу включили в состав Танаха? Рассмотрим разницу между действиями Мордехая и действиями Эстер, общей целью которых была победа над Аманом. Мордехай в основном способствовал тому, чтобы евреи раскаялись в тех грехах, которые и стали настоящей причиной указа об их уничтожении. А Эстер, находившаяся во дворце царя, а не среди евреев, старалась, чтобы Ахашверош отменил указ Амана. То есть Мордехай был занят духовными аспектами спасения евреев, чтобы постановление об их уничтожении было отменено Свыше, а Эстер пыталась повлиять на естественный ход событий, изменить их в пользу своего народа.

В соответствии с этим для Мордехая главным в чуде Пурима была победа евреев на духовном уровне, их полное раскаяние, которое привело к тому, что они подтвердили принятие Торы. Эстер же победила Амана в материальном мире, и благодаря ей евреи были спасены от физического уничтожения. Поэтому просьба Мордехая касалась, прежде всего, установления праздника, чтобы евреи помнили о чуде, о духовном аспекте этих дней. А просьба Эстер, для которой главным было сохранить евреям жизнь, касалась физических действий: чтения и письма.

Здесь стоит также отметить, что, хотя Мордехай и оказывал на Эстер влияние и объяснял ей, что она должна делать для разрушения плана Амана, его влияние не изменило по большому счету ничего в ее характере, а лишь способствовало раскрытию высокого духовного уровня сущности Эстер, и, в принципе, она действовала самостоятельно и по собственной инициативе. И когда самоотверженность Эстер достигла пика, она оказалась на более высоком духовном уровне, чем Мордехай и они как бы поменялись ролями: Эстер говорит Мордехаю о том, что он должен собрать всех евреев, чтобы те постились за нее трое суток. Собрание евреев и пост были установлены Мордехаем, так как все, что связано с исполнением заповедей, устанавливается по слову мудрецов, но именно Эстер побудила Мордехая это сделать. Потому Эстер и обратилась к мудрецам с просьбой, чтобы книга, названная ее именем, была включена в состав книг Танаха. Вначале они не согласились с этим, но Эстер убедила их, и они нашли в Торе обоснование для выполнения ее просьбы.

При установлении праздника Пурим мудрецы позаботились о славе Земли Израиля, которая тогда пребывала в руинах. Они могли бы постановить, чтобы 15 адара отмечали во всех городах, обнесенных стеной, подобно городу Шушану, но они не хотели, чтобы все выглядело так, будто слава Шушана больше, чем слава городов Эрец‑Исраэль. Мудрецы постановили, чтобы в каждом городе, который был обнесен стеной в дни Йеошуа бин Нуна, под руководством которого евреи вступили в Эрец‑Исраэль и который был первым, кто воевал с Амалеком, отмечали праздник 15 адара, даже если во время событий Пурима он не был обнесен стеной. 

(Опубликовано в №299, март 2017)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Идеи Пурима

События Пурима произошли, когда евреи были в изгнании, и после того, как свершилось чудо, евреи все еще оставались в порабощении. В Мегилат Эстер рассказывается – и мудрецы объясняют это более подробно, – что с материальной точки зрения персидское владычество не было тяжелым. Евреев пригласили на царскую трапезу, Мордехай был одним из высокопоставленных людей при царском дворе, да и еврейка Эстер стала царицей. И именно в это время злодей Аман решил истребить евреев. Откуда у него взялась смелость для этого?

Пост накануне праздника: смысл, законы и обычаи поста Эстер

В еврейской традиции есть два праздника, которым предшествует однодневный пост, – Песах и Пурим. Однако если накануне Песаха постится лишь небольшая часть еврейского народа (мужчины-первенцы – в память о спасении во время десятой египетской казни, когда Всевышний, поразив первенцев-египтян, не тронул никого из евреев), то Пост Эстер («Таанит Эстер»), пост накануне Пурима, считается обязательным для всех.

Пуримшпиль: из истории жанра

«В пуримшпилях воплощены два уровня праздника Пурим: священная книга Свиток Эстер и популярная культура, обычаи которой Пурим взял взаймы у карнавала. Примшпиль содержит символы с общим интеллектуальным и эмоциональным значением для всего общества. Здесь ярко выражены солидарность еврейского общества перед лицом несчастий и его триумф над внешним врагом.»