Библиотека: Голос в тишине

Голос в тишине. Т. V. Ты еще узнаешь

По мотивам хасидских историй раввином Шломо-Йосефом Зевиным Перевод и пересказ Якова Шехтера 2 марта 2016
Поделиться

 

«Соберите весь народ — мужчин, женщин

и детей, а также переселенцев,

которые живут в ваших городах, —

чтобы они слушали и учились…»

Дварим, недельная глава «Вайелех»

 

 

 

Четырехлетний Менахем‑Мендл, будущий ребе Цемах Цедек, воспитывался в доме своего деда Алтер Ребе. Когда дед молился, Мендл доставал картофелину, разрезанную на две части, привязывал с помощью бечевки одну половину к левой руке, а другую к голове, будто тфилин. Затем становился возле деда и, словно молясь, раскачивался, напевая хасидский нигун.

Когда дед завершал молитву, Мендл снимал половинки картофелины и носился по синагоге, таская их за собой, как и подобает четырехлетнему мальчику.

Однажды, подсматривая через щель, оставленную неплотно прикрытой дверью в комнату Алтер Ребе, хасиды увидели такую картину. Ребе сидел за столом и сосредоточенно работал над рукописью новой книги, а его внук бегал по комнате, таская за собой на бечевочке одну из тех самых половинок картофелины. Бечевка зацепилась за ножку стола, мальчик несколько раз подергал ее, а затем принялся тихонько, боясь помешать деду, скулить. Алтер Ребе аккуратно положил гусиное перо, отодвинул в сторону рукопись книги, объясняющей тайны души человеческой, нагнулся и высвободил запутавшуюся бечевку. Мендл радостно вскрикнул и снова забегал вокруг стола.

Однажды Алтер Ребе говорил с хасидами о трех основах, на которых держится мир. Урок длился долго, и в конце хасиды попросили ребе повторить его еще раз. Слишком много было в нем сложных тем, тонких нюансов и едва уловимых связей между понятиями.

— Хорошо, — согласился Алтер Ребе. — Через три дня я повторю урок, но при одном условии: в комнате должно присутствовать не более тридцати человек.

Среди счастливчиков, удостоившихся попасть на второй урок, был раввин Айзик из Гомеля, автор книги «Хана Ариэль», хасид Алтер Ребе.

— Когда ребе начал урок, — рассказывал реб Айзик, — я почувствовал, как кто‑то толкает меня в колени. Посмотрев вниз, я увидел внука ребе, маленького Мендла. Он прокладывал себе дорогу поближе к деду. Наверное, подумал я, мальчик опять запутался со своими веревочками. Сейчас он начнет их высвобождать и помешает мне понять, о чем говорит ребе.

Я наклонился, чтобы попросить ребенка дать нам возможность слушать урок, как вдруг до моих ушей донеслись слова Алтер Ребе:

— Оставь его, Айзик. Мендл тоже хочет послушать.

Я выпрямился и с изумлением посмотрел на ребе.

Послушать урок? Если собравшиеся в комнате умудренные хасиды с бородами до пояса с первого раза не поняли, о чем идет речь, как может четырехлетний малыш услышать…

— Он слышит, Айзик, — перебил мои мысли ребе. — Ты еще узнаешь, что он слышит.

На эти слова обратили внимание многие хасиды. После урока мы не раз и не два обсуждали, что же имел в виду ребе, но так и не смогли понять. Прошло время, и случай стерся из нашей памяти.

Минули десятки лет, в 1813 году Алтер Ребе оставил наш мир, и вместо него во главе хасидов встал Ребе Дов‑Бер, его сын. Когда же и он в 1827 году присоединился к праотцам, хасиды решили избрать своим главой внука Алтер Ребе — Менахема‑Мендла. Тот долго отказывался возложить на себя корону, но в конце концов удалось его уговорить.

— Первый публичный урок нового ребе — очень волнующее событие, — продолжил рассказ реб Айзик. — Мне удалось попасть на этот урок и даже оказаться в первых рядах. Когда ребе Менахем‑Мендл стал говорить о трех основах, на которых держится мир, в моих ушах тут же всплыл голос его деда:

— Он слышит, Айзик. Ты еще узнаешь, что он слышит.

Так‑так, подумал я, значит, внук запомнил тот случай и решил начать с него свое царствование. Что ж, этим он, видимо, решил напомнить о своей связи с дедом, подчеркнуть преемственность и… Не успел я довести мысль до конца, как ребе прервал урок и обратился ко мне:

— Реб Айзик, не подозревай меня напрасно. У меня и в мыслях не было того, о чем ты сейчас подумал. Но что я могу сделать, если дед велит начать именно с этого?!

Ребе продолжил урок. Когда он завершил, хасиды запели, а потом окружили ребе плотным кольцом и, танцуя, проводили до дома.

Лишь только ребе Менахем‑Мендл скрылся за дверью, реб Айзика забросали вопросами:

— О чем ребе говорил с тобой посреди урока?

— В чем ты его подозревал? И почему?

— Почему ребе заговорил именно с тобой?

И тогда реб Айзик рассказал хасидам эту самую историю.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

На их плечах: Дина Фридман

Я была в какой‑то семье на Хануку, была восьмая свеча, и там мы с Зямой встретились. Он был из ортодоксальной хабадской семьи, но на фронте во время войны уже соблюдать нельзя было. Я ему сказала: «Если ты хочешь, чтобы у нас была религиозная семья, я думаю, ты должен стать религиозным. А если ты не хочешь, значит, мы с тобой разойдемся. Я не могу выйти замуж за человека несоблюдающего». И он согласился.

Недельная глава «Мецора». Существует ли лашон тов, то есть доброречие?

На взгляд Рамбама, доброречие предписано заповедью «люби ближнего, как самого себя». Согласно «Авот», это один из способов «воспитать многих учеников». Созидательная мощь лашон тов колоссальна — она ничуть не уступает разрушительной мощи лашон а‑ра! Видеть хорошие стороны людей и говорить им об этом — способ помочь их достоинствам реализоваться, выпестовать личностный рост ближних.

Союз обрезания: чья ответственность, когда совершать и что делать взрослым

В начале девяностых в синагоге в Марьиной Роще, тогда еще маленькой и деревянной, ежедневно можно было наблюдать такую картину: во дворе стоял небольшой вагончик‑времянка, в который заходили мальчики и мужчины самого разного возраста. В вагончике же, с редкими перерывами на сигарету и перекус, конвейерным методом работал моѓель, вводивший в завет праотца Авраѓама советских евреев, в основном будущих репатриантов в Израиль. Подобную картину можно было наблюдать и в других местах.