Слово раввина

Делу время… а времени — дело

Берл Лазар 27 ноября 2016
Поделиться

В странное время мы живем. Вот вроде бы промышленность каждый день дает нам новые гаджеты, призванные облегчить наш труд и сэкономить время. Раньше всё делали своими руками — а теперь есть и посудомоечные машины, и пылесосы‑роботы, даже автомобиль с автопилотом придумали. А времени реально все меньше! Кого ни спросишь, все жалуются: «Текучка заела».

Почему так? И как с этим бороться?

Проблема вовсе не связана с развитием технологий или ростом информационных потоков. Наши мудрецы знали о ней почти две тысячи лет назад. Вот что говорит нам мишна: «Сон поутру, вино в полдень, детский разговор и участие в сборищах невежд сживают человека со света».

Кстати, автор мишны, раввин Доса бен Гиркан, прожил очень долгую жизнь. И его поучение направлено не только молодым людям, еще не определившимся как следует с распорядком своей жизни. Не терять времени зря, не заниматься пустяками, не опускаться на более низкий уровень — такая линия поведения насущно необходима в любом возрасте, отход от нее способен привести к самым печальным последствиям.

Приведу пример из жизни. Недавно ко мне пришел богатый человек. Хочу, говорит, помочь маме: она пожилой человек, а все работает, отказывается сидеть дома. Можно мне передать ей деньги через общину, чтобы она наконец ушла на пенсию? Я ему отвечаю: «Ни в коем случае община этого делать не будет!» Он изумился: как же так, община ведь для того и существует, чтобы облегчать жизнь людям. Долго мне пришлось ему объяснять, что отнять у человека работу — это не помощь; если его мать будет сидеть дома и ничего не делать, она просто заболеет! Б‑г дал нам жизнь не для того, чтобы отдыхать или заниматься пустяками.

Если мы вернемся к тексту мишны, стоит обратить внимание на ее структуру. Речь идет о четырех временах суток, а точнее, о четырех временах той части суток, когда человек бодрствует: утро, полдень, послеполуденное время и вечер. И в каждый из этих периодов следует воздержаться от пустых занятий, свойственных именно этим часам.

Первое поучение: не спать долго. Есть история о раввине, отличавшемся великой ученостью. На вопрос, как ему удалось столько всего изучить, он отвечал: это благодаря уличным разносчикам! Они с утра пораньше ходят по улицам, выкликая свой товар. И я спросил себя: если эти люди в такой ранний час уже работают, почему я не могу приступить к занятиям еще раньше? Сел заниматься пораньше, потом еще пораньше — так и получилось, что всегда имел много времени для работы…

Поучение второе: не бездельничать днем. Тому, кто вырос в России, не надо объяснять, на что годится человек, уже в полдень успевший приложиться к спиртному. Наши мудрецы не требуют вообще отказаться от вина: во время праздника — пожалуйста, или за ужином, когда вся работа сделана… Но днем человеку положено трудиться — а что за труд у нетрезвого?

Предостережение от «детского разговора» может показаться странным: разве родители не должны заниматься с детьми каждый день? Но здесь речь идет не о «разговоре с детьми», а именно о «разговоре детей» — не о воспитании, а о той ситуации, когда родители, вместо того чтобы поднимать детей до своего уровня, сами становятся как бы детьми. Вот ребенок пришел из школы во второй половине дня, уставший и полный впечатлений. Велик соблазн говорить с ним о том, о чем ему хочется, и тем языком, на котором он разговаривает со сверстниками. Но это пустая трата времени и для самих детей, и для родителей, фактически не выполняющих свой воспитательский долг.

Наконец, последнее поучение относится как раз ко времени вечернего отдыха. Хуже нет, чем отправиться в этот час в ресторан, бар или развлекательный комплекс, вести там бессмысленные разговоры с малознакомыми людьми, опускаясь на их уровень. Нынешняя индустрия развлечений предлагает человеку множество соблазнов — в результате он просто без толку теряет время, а потом удивляется, что многого не успел…

В прошлом месяце каждый из нас просил у Б‑га доброй записи и подписи. Иными словами, просил времени, чтобы жить. Б‑г дает нам это время. Но уже от нас зависит не растратить его попусту, превратить полученное время в настоящую жизнь. Для этого надо каждую минуту использовать с толком на дела, действительно нам необходимые, каждую минуту расти, узнавать новое, развиваться!

В Талмуде мы читаем: один человек решил, что мудрецы долго живут, потому что у них есть какой‑то волшебный эликсир. Он прибыл в Вавилон, где в то время жило большинство наших мудрецов, и попросил поделиться рецептом. Ответ был прост: «Рано утром идем в синагогу учиться; поздно вечером выходим из синагоги, закончив учиться. И так каждый день». 

Поделиться

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

В книге «Зоар» прямо сказано, что ворчание и недовольство вызывают ответную негативную реакцию с Небес. И наоборот, если человек удовлетворен и радостен, каким бы ни было его материальное положение, то уже одно это способствует неуклонному улучшению его положения.

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Мы, евреи, должны заботиться о нашем духовном бизнесе, в особенности в деле изучения Торы, — в той же мере, в какой хозяин предприятия заботится о своем бизнесе. Чем бы мы ни занимались в течение дня, главным для нас должно быть изучение Торы, с которой нас связывают неразрывные узы. Неважно, сколько времени мы посвящаем занятиям, пусть совсем немного, — важно, чтобы это захватывало нас целиком и чтобы сохраняло свое воздействие на нас и в часы нашей повседневной деятельности.

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Каждый еврей обладает способностью (а значит, и обязанностью) использовать свое «серебро и золото» не только для удовлетворения личных материальных потребностей, которые мало того, что не связаны со святостью, но зачастую и просто противоречат ей; он мог бы преобразовать это «золото и серебро» в нечто настолько святое и Б‑жественное, что могло бы понравиться Всевышнему. Поступая таким образом, еврей делает себя вместилищем, достойным Б‑жественного присутствия.