Дом учения: Слово раввина

Не боюсь я никого, кроме Б‑га одного

Берл Лазар 17 апреля 2016
Поделиться

Очередной экономический кризис в разгаре, и люди беспокоятся за завтрашний день. Как себя вести в сложной ситуации? Как пережить трудности?

Есть такой еврейский анекдот. Б‑г призвал к Себе служителей разных религий и объявил, что через месяц будет потоп. Священник и мулла пошли к своим прихожанам и призвали их посвятить оставшееся время молитве и покаянию. А раввин пришел в синагогу и говорит: «Евреи, Г‑сподь дал нам месяц, чтобы научиться дышать под водой!» Это, конечно, шутка, но в каждой шутке (особенно у нашего народа!) есть доля истины. Евреи множество раз оказывались в сложных условиях. И всякий раз умудрялись выйти из кризиса не только не ослабевшими, но, наоборот, более сильными и уверенными в себе.

Как это нам удается? Очень просто: мы следуем заветам наших мудрецов. Вот что говорит мишна: «С того, кто принимает на себя бремя Торы, снимается иго власти и мирских забот. Но тот, кто сбрасывает с себя бремя Торы, оказывается под игом власти и мирских забот». То есть у человека в любой ситуации есть на выбор две линии поведения. Кто‑то может сказать: сейчас кризис, надо думать о пропитании, а Торой я займусь, когда экономическое положение улучшится. К сожалению, такой человек будет обречен всю жизнь существовать «под игом власти и мирских забот», потому что власть есть всегда и мирских забот хватает при любом экономическом положении. Это путь в никуда.

А вот если ты принимаешь на себя «бремя Торы» — не просто учишь Тору в свободное время, но действительно делаешь ее главным своим занятием, — тогда тебе нипочем любые кризисы. Во‑первых, мирские проблемы становятся для тебя не слишком важными — это, что называется, «мелочи жизни». В самом деле, когда человек постигает Б‑жественную мудрость и на каждом шагу делает удивительные открытия, каждый день поднимается на новые духовные вершины, — что ему до курса доллара? И вторая причина: когда человек всецело предан Б‑гу, выполняет Его заповеди, изучает Его Тору — что ему до «ига власти»? Что такое любая власть по сравнению с Б‑гом?

Наши мудрецы учат: «Либо ты вверил себя воле Царя царей (Б‑га), либо ты отдал себя на волю царей». Если ты понимаешь, что твою жизнь определяет только Б‑г — у тебя нет страха ни перед властями, ни перед биржевыми курсами; ты знаешь, что и пропитание будет, и любой кризис пройдет мимо: Б‑г твоя защита, и Тора Его — твое оружие.

Тут, пожалуй, к месту будет еще одна история — слава Б‑гу, мы, евреи, умеем смеяться над самими собой. Один еврей ездил из города в город по торговым делам. Видит он на площади язычника, который молится идолу о заработке. Поднял еврей его на смех: «Эх ты, простофиля, нашел кому молиться! Этот идол просто статуя каменная, он не может и с места сойти, чтобы тебе помочь». «А ты в кого веришь?» — спрашивает язычник. «Я‑то поумнее тебя — верю в Б‑га единого, который создал весь мир и пребывает везде и всегда!» — гордо отвечает еврей. А язычник ему: «Тогда зачем ты носишься по всему миру? Раз твой Б‑г везде — неужели Он тебе в твоем городе не поможет?»

Разумеется, Б‑г не обещал нам легкой жизни в этом мире: мы сюда приходим не для того, чтобы развлекаться, а чтобы исполнить определенное предназначение. Как сказано в книге Иова (5:7), «человек рождается на труд». Но наши мудрецы объясняют, что труд бывает двух видов — физический и духовный. Духовный труд — это и есть «бремя Торы». Человек сам должен сделать выбор. До первого греха, когда Адам находился в раю, он занимался только духовным трудом. Но оказалось, что трудиться духовно он не готов, и Б‑г был вынужден сказать: «В поте лица своего будешь есть хлеб». Это было неизбежное наказание за грех, за нарушение Закона.

Кто принимает на себя «бремя Торы», тот как бы исправляет этот грех. И Б‑г помогает ему в жизни, дает благословение во всех занятиях. Именно об этом сказано в Торе (Ваикра, 26:3‑6): «Если будете поступать по уставам Моим <…> то будете есть хлеб свой досыта и будете жить на земле безопасно». Наши мудрецы учат, что «поступать по уставам» в этом контексте означает как раз духовный труд.

Но если человек «сбрасывает с себя бремя Торы», пусть не удивляется, что Б‑г обрекает его на иной труд, дающий куда меньше удовлетворения, не только духовного, но и материального.

На этот счет есть хасидская история. Один лесоторговец пришел посоветоваться к раввину, известному знатоку Торы, а тот ему говорит: «Поезжай в Сибирь — там лесу больше, там у тебя все будет хорошо». Торговец удивился и никуда не поехал — у него и так дела неплохо шли. Но тут власти прислали ревизора, тот нашел злоупотребления, и нашего лесоторговца арестовали и выслали на поселение за Урал. Только тут он понял, что знаток Торы заранее знал: его место в Сибири, не поедет по‑хорошему — отправят по‑плохому…

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Жонглеры, акробаты, великолепный Храм и полное отсутствие политической борьбы

Храм, каким его представляют себе мудрецы, по сути, статичен, это мир вне времени, где вечно повторяются одни и те же действия. К широкому историческому контексту — миру империй и государств, войн и политики, который постоянно меняется, — Талмуд на удивление безразличен, несмотря на то что этот мир в значительной мере определял судьбу евреев. Мудрецы апеллировали к библейским историям и народным преданиям; сверх того они не испытывали потребности в исторических источниках.

Маасер: кому и на что?

Наши мудрецы учат: «Кто дает монету бедняку, получает шесть благословений, а кто его утешит — получит одиннадцать». Ну а если можете помочь материально — старайтесь сделать это как можно более деликатно, чтобы просящего не стеснять. Здесь приведу еще одну мысль наших мудрецов: когда даешь кому‑то, представь себя самого в положении человека, которому даешь, — это тебе подскажет, как дать, чтобы не обидеть и не унизить.

Недельная глава «Цав». Отчего умирают цивилизации

Евреи не расстались со своим прошлым. В своих молитвах мы и сегодня упоминаем о жертвоприношениях. Но евреи не стали держаться за прошлое. Не стали они искать убежища и в иррациональном мышлении. Они продумали свое будущее наперед и создали такие институты, как синагога, дом учения и школа, которые можно выстроить где угодно, чтобы они даже в самой неблагоприятной обстановке служили питательной средой для еврейской идентичности.