Университет: Профессора,

Дэниел Мулин: «Культурное и религиозное многообразие укрепляет общество»

Беседу ведет Давид Гарт 17 июня 2016
Поделиться

Дэниел Мулин, исследователь нравственного образования и межрелигиозного диалога, сотрудник Института культуры и общества в Университете Наварры, приезжал в Москву на конференцию «Образ и символ в иудейской, мусульманской и христианской традиции», прошедшую в апреле в Еврейском музее. «Лехаим» поговорил с ученым о религиозном образовании, учении Льва Толстого и иудаике в европейских университетах.

ДГ → Почему вы выбрали образование как область исследования?

ДМ ← Я полагаю, образование — одна из важнейших областей человеческой деятельности, потому что оно оказывает влияние на все сферы жизни. Ему мы обязаны своим благополучием, именно оно определяет то, как мы видим мир и как взаимодействуем с ним. Мне интересно религиозное образование в особенности, поскольку религиозные традиции влияют на саму концепцию личности, мотивируют и формируют поколения. Межрелигиозное образование на всех уровнях общества, я уверен, это необходимое условие для решения социальных и политических вопросов, встающих перед современным миром. К тому же это интеллектуально увлекательно. Плохое религиозное образование наносит вред, а хорошее — обогащает и имеет огромный потенциал. Поэтому я и стремлюсь улучшить религиозное образование, если смогу.

ДГ → Как вы пришли к изучению религиозно‑философского наследия Льва Толстого? Удалось ли сделать какие‑то открытия в этой, безусловно, неплохо разработанной области?

ДМ ← Заниматься Львом Толстым я стал случайно. Мне попал в руки английский перевод его философского эссе «О жизни». Это оказалась одна из самых искренних философских работ из тех, что я когда‑либо читал. Прочитав все его произведения в переводе, на английском, я решил попробовать выучить русский. Но оказалось трудно — язык сломаешь, и я вскоре сдался. Мой главный вклад в эту научную область состоял в том, что я исследовал связь религиозной мысли Толстого с англо‑американской религиозной мыслью на материале английских первоисточников. Эта тема ранее почти полностью игнорировалась. Я стараюсь доказать, что Толстой был по сути универсалистом или унитарианином, а эти идеи были исключительно распространены в то время в Англии, и Толстой читал или общался со всеми ведущими интеллектуалами в этом движении.

Я убежден в том, что наследие Толстого как религиозного философа и педагога во многом неверно понималось и подавалось в искаженном свете. Яркими моментами моей академической карьеры были выступления в Нью‑Йорке и Ясной Поляне в 2010 году, к столетию со дня смерти Толстого. Собрались все ведущие толстоведы, и некоторые высказывались о недостатках и глупости его философии, которую многие ставят гораздо ниже его художественного творчества. Владимир Толстой, прапраправнук Льва Николаевича, одобрил мой тезис о том, что в центре всех аспектов творчества Толстого была его религиозная мысль. Я думаю, все это можно свести к простому предписанию — любить.

Дэниел Мулин во время полевых исследований на Пути Св. Иакова в Северной Испании. Из семейного архива

Дэниел Мулин во время полевых исследований на Пути Св. Иакова в Северной Испании. Из семейного архива

ДГ → Вы полагаете, что религиозное образование необходимо для сохранения диаспоральных идентичностей в сегодняшней Европе?

ДМ ← Я уверен, что религиозные общины должны получать поддержку в деле обеспечения своих детей качественным религиозным образованием, которое, поддерживая диаспоральные идентичности, поощряло бы доброжелательность и уважение к другим. Культурное и религиозное многообразие укрепляет общество, а само оно поддерживается образованными людьми, которые разными способами — социально, культурно, религиозно, художественно и экономически — трудятся ради высшего блага.

У нас в Англии действует отличная система финансируемых государством религиозных школ. То есть школы могут придерживаться определенного религиозного этоса и при этом быть абсолютно бесплатными для родителей. И они дают образование очень высокого качества. Большинство подчинены англиканской церкви, но есть бюджетные религиозные школы для любой религиозной традиции. Еврейские религиозные школы учитывают широкий спектр идентичностей. Управление такими школами устроено с учетом требований как государства, так и религиозных инстанций. Такие школы крайне популярны.

ДГ → В контексте изучения религиозного образования вы опрашивали английских еврейских подростков. Кто они: из каких городов, коренные английские евреи или недавние иммигранты?

ДМ ← Я работал с небольшими группами подростков, это была часть более широкого проекта, включающего исследование христианских и мусульманских подростков. Будучи католиком, работающим в сфере межрелигиозного диалога, я в последнее десятилетие очень много сотрудничал с еврейскими организациями. Еврейскую общину Англии с 1760 года представляет Совет депутатов (Board of deputies). Большинство евреев Англии живет в Лондоне, но есть значительные общины и в других местах. Лондон очень разнообразный, космополитичный и богатый город, и его еврейская община отражает эти черты, как мне показалось. Я думаю, традиции британского либерализма и толерантности создают удобную ситуацию для мультирелигиозного общества, хотя сама английская культура практически неотделима от англиканской церкви. Интересно проследить, как англиканская традиция подтолкнула иудаизм и католицизм к созданию своих религиозных традиций внутри британской культуры.

ДГ → Верите ли вы в то, что академические исследования авраамических религий способны повлиять на ситуацию в обществе, на отношение к иммигрантам, европейский антисионизм, мусульманский антисемитизм и проч.?

ДМ ← Мы живем в очень сложные времена. Я уверен, что научный диалог и исследования разных религий — это одно из первейших решений социальных, политических, экономических проблем и проблем безопасности, с которыми мы сталкиваемся в рамках одной страны и на международном уровне. Обсуждение религий в рамках общей учебной программы тоже важно, равно как и развитие и расширение связей между самими религиозными общинами.

ДГ → Какими проектами вы занимаетесь сейчас?

ДМ ← Я работаю с мусульманскими педагогами, мы анализируем проблемы и возможности, открывающиеся перед мусульманскими подростками в Европе. Кроме того, я в самом начале большого проекта по исследованию нравственного образования, или воспитания личности (Character Education) в Южной и Центральной Америке. И я только что закончил этнографическое исследование современных паломнических ритуалов, практикуемых представителями различных религий на Пути Св. Иакова (Camino de Santiago). На эту тему я делал доклад на московской конференции, и он вызвал живую дискуссию и много полезных комментариев российских ученых.

ДГ → Как обстоят дела с компаративным религиоведением и иудаикой в Университете Наварры, где вы сейчас работаете?

ДМ ← Университет сравнительно молодой — он основан в 1952 году с идеей соединить традиции великих средневековых испанских университетов с достижениями ведущих англосаксонских институтов. В марте этого года мы провели международную конференцию по авраамическим религиям: «Как мы видим друг друга? Авраамические религии и межрелигиозные отношения в прошлом и настоящем». Это было первое мероприятие подобного рода в нашем университете, и оно имело большой успех. Мы планируем и дальше развивать этот аспект нашей научной деятельности. Что касается иудаики, то я получил образование в Великобритании и, в частности, очень благодарен кафедрам и профессорам иудаики. Я пристрастен, но считаю оксфордский подход лучшим. Там были теологи всех деноминаций и научных парадигм, работающие над самыми разными темами. Университетская система и город способствуют взаимодействию между интеллектуалами из разных областей и разных религиозных традиций. Как «управляющий церковью» Сомервильского колледжа (Сомервильский колледж внеденоминационный, поэтому там нет «священника», а есть Chapel Director. — Ред.), знаменитого тем, что там училась Маргарет Тэтчер, я регулярно устраивал межконфессиональные мероприятия и проекты. Интеллектуальный аспект я старался уравновешивать культурным, ритуальным и духовным смыслом. Я не знаю ни одного другого университета в мире или другой образовательной культуры, где бы такое происходило.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Жонглеры, акробаты, великолепный Храм и полное отсутствие политической борьбы

Храм, каким его представляют себе мудрецы, по сути, статичен, это мир вне времени, где вечно повторяются одни и те же действия. К широкому историческому контексту — миру империй и государств, войн и политики, который постоянно меняется, — Талмуд на удивление безразличен, несмотря на то что этот мир в значительной мере определял судьбу евреев. Мудрецы апеллировали к библейским историям и народным преданиям; сверх того они не испытывали потребности в исторических источниках.

Маасер: кому и на что?

Наши мудрецы учат: «Кто дает монету бедняку, получает шесть благословений, а кто его утешит — получит одиннадцать». Ну а если можете помочь материально — старайтесь сделать это как можно более деликатно, чтобы просящего не стеснять. Здесь приведу еще одну мысль наших мудрецов: когда даешь кому‑то, представь себя самого в положении человека, которому даешь, — это тебе подскажет, как дать, чтобы не обидеть и не унизить.

Недельная глава «Цав». Отчего умирают цивилизации

Евреи не расстались со своим прошлым. В своих молитвах мы и сегодня упоминаем о жертвоприношениях. Но евреи не стали держаться за прошлое. Не стали они искать убежища и в иррациональном мышлении. Они продумали свое будущее наперед и создали такие институты, как синагога, дом учения и школа, которые можно выстроить где угодно, чтобы они даже в самой неблагоприятной обстановке служили питательной средой для еврейской идентичности.