Рош а-Шана

Cуть еврейских праздников. Услышать глас шофара

Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц) 1 февраля 2016
Поделиться

Рог памяти и царства Б‑жьего

Восприятие Рош ѓа‑Шана как завершения определенного периода создает потребность подытожить прошедший год и вспомнить его основные вехи. Наделяя прошедшие события смыслом, оценивая их и устанавливая их характер, мы расширяем идею воспоминания и подведения итогов. Рош ѓа‑Шана становится днем суда.

Звук шофара выражает то, что Рош ѓа‑Шана — это День памяти и суда. Трубный глас предостерегает от опасности, возвещает о необходимости изменить свою жизнь, призывает улучшить свои поступки. Перед наступлением нового года от человека требуется очнуться от дремоты привычного существования, окинуть свежим взглядом то состояние, в котором он находится, задуматься над своим образом жизни. Это следует из слов Рамбама: «Хотя заповедь трубить в шофар в Рош ѓа‑Шана — это установление Писания, в нем есть скрытое значение. Шофар словно говорит: “О спящие, очнитесь ото сна! Пробудитесь от вашей дремы! Обратите взор к своим деяниям и раскайтесь, вспомнив о Творце”» Рамбам. Мишне Тора, Законы раскаяния, 3:4. . Рог зовет каждого, предостерегает от того, что может произойти, говорит о необходимости изменений в новом году.

Рош ѓа‑Шана — это не только День суда. В этот день мы принимаем на себя ярмо небесного царства. Шофар также имеет к этому отношение. Знаменуя подлинное изменение во времени, наступающий год является новой сущностью. Как сказано в молитве: «Это день начала деяний Твоих». В этот день творится новое время — возникает еще один год. Изменения в мире не означают создания новых форм жизни, речь идет о внутренней трансформации: внутренне принимая царство Б‑жие в Его мире, мы словно вновь возводим Его на престол. Рош ѓа‑Шана — это день, когда на земле, как некогда, на заре творения, наступает Царствие Небесное.

Как видно из рассказов Писания о таких царях, как Шломо, Йеѓу и других, трубление в рог символизирует царствование и возведение на престол. Рош ѓа‑Шана как День творения — это праздник возведения Творца на престол мироздания, сопровождающийся торжественным кличем рога.

Овен Ицхака

«Сказал рабби Абаѓу: почему трубят в бараний рог? Так говорит Всевышний: Трубите предо Мной в бараний рог, дабы Я воспоминал о жертвоприношении Ицхака, сына Авраѓама, и ставил бы это вам в заслугу, словно вы сами принесли себя в жертву предо Мной» Рош ѓа‑Шана, 16а. . Связь Рош ѓа‑Шана с жертвоприношением Ицхака носит не только внешний, но и внутренний характер.

В центре истории о жертвоприношении Ицхака стоит изменение, происшедшее как с самим Авраѓамом, так и — в еще большей степени — с Ицхаком. В ряде источников Ваикра раба, 36:5; Берешит раба, 56:9. упоминается «пепел Ицхака» — словно бы в жертву был принесен сам Ицхак, а не овен, заменивший его на жертвеннике. После жертвоприношения прежний Ицхак исчезает: пожертвовав собой и отказавшись от своей воли, он словно обратился в прах (косвенное указание на это содержится в словах Писания: «И возвратился Авраѓам к отрокам» — Авраѓам возвратился, а про Ицхака не сказано ни слова). Ицхак после жертвоприношения — это другой человек; происшедшее на горе Мория порождает к жизни иную, новую волю.

Основное значение жертвоприношения Ицхака для обоих протагонистов этой истории — полный отказ от своей воли. Данное событие означает крушение всех законов; нарушаются не только принятые обычаи и общественные нормы, но и все мыслимые законы человечности: связь между отцом и сыном, запрет убийства и даже недопустимость такой мерзости, как человеческое жертвоприношение. Испытание, таящееся в требовании Всевышнего принести Ицхака в жертву, состоит в необходимости достичь столь высокой ступени отказа от своего Я, при котором все законы перестают действовать и остается лишь изначальная, высшая воля. Таким образом, после полного уничтожения прошлого мира рождается новый Ицхак и новый мир.

Звук шофара в Рош ѓа‑Шана возносит пред Творцом память о жертвоприношении Ицхака. Человеку же он напоминает о том, что тому следует «принести себя в жертву»: достичь высочайшей степени отказа от своего Я — от своей воли продолжать прошлое существование. Так в человеке пробудится та самая высшая воля, зовущая его создать новый мир.

Шофар мессии

Трубление в бараний рог напоминает не только о свершении Авраѓама и Ицхака на горе Мория, но и о том овне, который был в конце концов принесен в жертву. Про него сказано, что он словно является свидетелем заслуг народа Израиля. Согласно мидрашу Мидраш — раздел Устной Торы, которая входит в еврейскую традицию наряду с Торой Письменной и включает в себя толкование и разработку коренных положений еврейского учения, содержащегося в Письменной Торе. , разные части тела этого овна связаны с различными периодами еврейской истории: «Рабби Ханина бен Доса говорит: В том овне, что был сотворен в сумерки [на исходе последнего дня Творения], ничто не было напрасным: прах этого овна лежит в основе внутреннего алтаря; его жилы — это десять струн Давидовой арфы; кожаным поясом из его шкуры препоясывался пророк Элияѓу… В его левый рог трубили на горе Синай… В его правый рог, который больше левого, вострубят в грядущем». Из рогов этого овна были сделаны два шофара. Шофар из левого рога трубил во время Откровения на горе Синай. Шофар из правого рога возвестит о наступлении избавления, как сказано: «И будет в тот день, вострубят в великий шофар» Йешаяѓу, 27:13. .

В будущем родится новый мир, будут сотворены «небеса новые и земля новая» Там же, 66:22. ; подобно этому, новые небеса и земля возникают в каждый Рош ѓа‑Шана. В новом году мы не можем жить под древними небесами и на прошлогодней земле. Реальность становится иной, ее законы меняются, и в новой системе мироздания прошлое теряет свое значение. Два этих явления: великое откровение и великое обновление — проистекают из жертвоприношения Ицхака, о них обоих возвещает глас шофара.

Применительно к «памяти о первом дне», трубление в рог несет в себе новое значение, не сводящееся к простой перестановке акцентов. Оно выражает и более глубокий смысл, который можно было бы назвать «памятью о Последнем дне»: соотнесение с идеей наступления «конца дней» — установления царствия Творца во всей его полноте.

В сущности, Рош ѓа‑Шана — это, если так можно выразиться, и «послелетие». Неся в себе вечное возвращение к творению и к изначальному Царствию Б‑жьему, каждый следующий год содержит также аспект завершения и подведения итогов. Он подводит итог не только прошлому году, но и всему времени, прошедшему с самого творения мира. Если взглянуть на это шире, можно сказать, что речь идет обо всей истории со дней творения и до наступления эсхатологической эпохи конца времен. Рош ѓа‑Шана, «день памяти о трублении», вбирает в себя звуки всех шофаров: начиная от того, что сопровождал Сотворение мира, и кончая тем, что возвестит о грядущем избавлении.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Все произойдет в должное время — при условии, что Вы примете к своему сведению высказывание рабби Шнеура‑Залмана из Ляд, которое повторил мой достопочтимый тесть и учитель рабби Йосеф‑Ицхак Шнеерсон, — что Святой, благословен Он, дарует евреям материальные блага, с тем чтобы те преобразовали их в блага духовные.

На их плечах: Дина Фридман

Я была в какой‑то семье на Хануку, была восьмая свеча, и там мы с Зямой встретились. Он был из ортодоксальной хабадской семьи, но на фронте во время войны уже соблюдать нельзя было. Я ему сказала: «Если ты хочешь, чтобы у нас была религиозная семья, я думаю, ты должен стать религиозным. А если ты не хочешь, значит, мы с тобой разойдемся. Я не могу выйти замуж за человека несоблюдающего». И он согласился.

Недельная глава «Мецора». Существует ли лашон тов, то есть доброречие?

На взгляд Рамбама, доброречие предписано заповедью «люби ближнего, как самого себя». Согласно «Авот», это один из способов «воспитать многих учеников». Созидательная мощь лашон тов колоссальна — она ничуть не уступает разрушительной мощи лашон а‑ра! Видеть хорошие стороны людей и говорить им об этом — способ помочь их достоинствам реализоваться, выпестовать личностный рост ближних.