Ту Би-Шват

«Человек – дерево полевое»

Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц) 4 января 2016
Поделиться

Приведенное Торой сравнение «Разве полевое дерево – это человек…» (Дварим, 20:19) дало основание нашим мудрецам признать, что проведение аналогии между деревом и человеком правомерно. Многочисленные примеры параллельного упоминания и сравнения человека с деревом в Писании подтверждают это. Например: «И будет он, как дерево, посаженное при потоках воды» (Теилим, 1:3). Поэтому предполагается возможным получить дополнительное представление о человеке и путях служения Всевышнему, обратив внимание на деревья и их развитие. Пятнадцатое число еврейского месяца шват, Ту би-шват, на который выпадает Новый год деревьев, – день, когда подобное рассуждение особенно уместно. Ведь вековая традиция празднования этой даты подчеркивает нашу связь со Святой землей, с произрастающими на ней растениями. С этого дня зима в Стране Израиля идет на убыль и начинается весеннее пробуждение всего, что растет на ней.

Как посаженное дерево

Каждое дерево растет из земли как ее создание, и у каждого человека есть почва, питающая его. И как дерево чахнет и умирает, утратив связь с землей, так погибает и человек, утратив связь с окружающими.

Применительно к индивидууму один из главных источников проблем современного человека – отчуждение. Личное одиночество и общая разобщенность людей в наше время – следствие того, что человек не «укоренен в почве».

Ныне, как правило, чувство принадлежности не сущностное, а деловое. Люди объединяются, чтобы защищать общие интересы, но это почти профессиональное объединение. Члены таких социальных групп не ощущают родства, у них нет чувства дома. У подобных объединений нет общих корней, они возникают лишь для того, чтобы обеспечить бо́льшую эффективность в достижении целей и защите корпоративных интересов. Многие люди стали своего рода перекати-полем, случайно попав в определенную среду, и нет ничего сущностного, что бы связывало их с ней. Ничто не привязывает их и к тому месту, где они находятся, поэтому их легко извлечь оттуда. В известном смысле современного человека можно уподобить искусственным растениям из пластика: они и без земли похожи на цветущие, но в них нет жизни.

Такая реальность сложилась из-за стремления индивидуума к личной свободе, к тому, чтобы избавиться от воздействия социума. Частный человек хочет стать мерой всех вещей. Благодаря такому индивидуализму одинаково легко уживаются в любом месте, хотя на самом деле человек не укоренен ни в одном из них.

Слова Писания «Праведник подобно пальме расцветет, возвысится, словно кедр ливанский. Насажденные в доме Г-спода, во дворах Б-га нашего расцветут» (Теилим, 92:13) или «И будет он, как дерево, посаженное при потоках воды» (Теилим, 1:3) уподобляют праведника здоровому, плодоносному дереву, посаженному в благодатную почву. У человека, укорененного в определенном месте, имеющего обязательства перед своим окружением, есть шанс «расцвести», расти и приносить плоды. В противоположность этому Писание представляет грешника как «перекати-поле, подобным соломе пред ветром» (Теилим, 83:14). То есть уподобляет его сухому, вырванному кусту, который ветер носит с места на место. Человек без корней воспринимает обязательства и привязанности как путы, связывающие и душащие его. Он предпочитает жить независимо от неизменного источника, не воспринимает свою среду как нечто постоянное, поэтому уподобляется дереву с обрубленными корнями, не способному ни расти, ни плодоносить. И это нельзя назвать полноценной жизнью.

Подобное явление существует и в историческом масштабе. Например, в бунтарских настроениях значительной части еврейского народа последних поколений. Неотъемлемой частью аутентичного еврейского мировосприятия была преемственность, ощущение последовательного роста, неразрывной связи с почвой, традицией. Процесс развития походил на рост дерева, на стволе которого образуются все новые кольца. Они свидетельствуют о количестве лет, прожитых деревом, и о том, что, хотя на нем каждый год появляются новые ветви и листья, оно не теряет приобретенного ранее, своей сущности, а только наращивает мощь. Процесс обновления состоит в приращении, которое дает дополнительные силы и жизнеспособность.

Большая часть еврейского народа последних поколений оторвалась от своих корней. Отчасти причина тому – идея полного отречения от прошлого, исполненного страданий, унижений и горя. Как по идеологическим, так и по сугубо житейским, практическим причинам люди порывали с прошлым, поэтому их дети уже не могли узнать ни о своих корнях, ни о традициях своей семьи. Одни отвергли прошлое сознательно, другие – неосознанно, третьих вовлекли в идеологические игры и попросту обманули. Так появились поколения людей, лишенные исторической памяти и чувства сопричастности прошлому, а значит, оторванные от своих корней. Это коснулось миллионов наших соплеменников и стало основной причиной их разобщенности, нежелания или невозможности отождествить себя с еврейством. Чтобы преодолеть отрыв от корней, человек должен вновь обрести почву, которая будет питать его, – найти родной дом.

Ветки и корни

Еще одно свойство деревьев – гармоничное соотношение между корнями и ветвями. В сравнении с людьми оно упомянуто в трактате Авот (3:17): «Чему подобен тот, у кого мудрость преобладает над делами? Дереву с раскидистыми ветвями и слабыми корнями: налетит ветер, и выдернет его из земли, и бросит наземь…»

Дереву, раскидывающему ветви, но не имеющему развитой корневой системы, нужна помощь садовника, чтобы восстановить правильное соотношение между ветвями и корнями. Человеку неоткуда ждать такой помощи, поэтому он сам должен позаботиться о том, чтобы «корни» развивались. Иначе ему угрожает утрата стабильности и равновесия и он может быть «вырван с корнем». Когда человек достигает определенного уровня развития, ему следует подумать о том, чтобы реализовать себя адекватно своим возможностям.

Все части дерева – длинные ветки, зеленые листья и сладкие плоды – растут только благодаря силе корней. Корни не видны, не живописны и не вкусны, но закреплены в земле и соединяют с ней дерево. Корни дерева очень сильны и могут расщепить любой камень. У ветвей, при всей их красоте, такой силы нет. Человек должен стремиться к тому, чтобы его ум, мечты и поставленные перед собой задачи гармонически соответствовали совершаемым им действиям. Учиться гармонии следует у деревьев.

Этот принцип верен и для народа в целом. Те, кто возглавляет его, подобны ветвям, поэтому им нужно помнить, что без заботы о корнях, то есть о слабых слоях населения, и без практических действий, направленных к этой цели, у них нет шансов на нормальное существование.

Листопад

Дерево, столь пышное и поражающее красотой летом, производит совсем иное впечатление зимой. Когда опадают листья и остаются только голый ствол и ветви, дерево порой кажется погибшим, безжизненным, годным разве что на дрова. Но, как подсказывает опыт, дерево вновь оживет весной и предстанет перед нами во всем своем великолепии.

У человека тоже бывают периоды «опадания листьев», когда все то, чего он как будто достиг, осуществил, построил и взрастил, рушится и он остается как голый ствол. В такой ситуации не стоит отчаиваться, все образуется и станет еще лучше, если человеку предоставят время и возможности.

Многим людям мешает состояться ощущение опустошенности, крушение надежд. Порой человек отчаивается только потому, что на протяжении продолжительного периода ему не удалось создать ничего заслуживающего внимания. Иногда люди делают глупости, опускаются и теряют себя, полагая, что они подобны сухому дереву. Но в действительности весной деревья часто становятся еще прекраснее, чем прежде. Таков процесс вечного обновления природы, поэтому следует помнить, что он совершается всегда. То же происходит и с людьми. Однако не нужно ожидать, что тот, кто оступился и упал, поднимется сразу. Если цикл сезонного увядания листьев дерева занимает полгода, то «увядание» человека может быть более долгим. Но этот период в конце концов заканчивается, и после него заново начинается расцвет, и понимание этого поддерживает и дает силы.

Поделиться

Ту Би-Шват – новый год деревьев

Что общего между человеком и деревом, если Тора приравнивает их друг к другу? Прежде всего, заметим, что не только тогда, когда нам хочется съесть плод дерева, мы вспоминаем, откуда он взялся, где вырос. Есть в году особый день: пятнадцатый день месяца шват, Новый год, Рош а-Шана деревьев. То, что у деревьев, как и у людей, есть Рош а-Шана, еще более укрепляет их дружбу. Так почему же все-таки Тора говорит, что «человек – это дерево»?

Ту Би-Шват и наши корни

По старой еврейской традиции число 15 записывается буквами «тет» и «вав», а читается это сочетание двух букв как «Ту». Таким образом, Ту бишват – это 15-й день месяца шват. Ровно середина месяца, полнолуние, долгота дня к этому времени года увеличивается более чем на два часа. Там, на родной заповеданной земле, кончился период дождей, почва подготовилась к новому урожаю. Все живое с Б-жьего благословения готово возродиться под солнечными лучами. И потому этот день называют также новым годом деревьев.

Ту Би-Шват – не только лесопосадки

Пятнадцатый день еврейского месяца шват, знаменующего конец зимы и начало весны, – особый. В Мишне он называется Рош а-Шана ле-иланот, Новый год деревьев (Рош а-Шана, 1:1). В это время корни начинают снабжать деревья новыми соками, наступает пора цветения, затем появляется завязь, и, наконец, развивается плод. Фрукты, собранные после этой даты, считаются плодами нового урожая. В соответствии с еврейским законодательством, от них следовало отделять десятину (маасер) – десятую часть урожая, которую крестьянин отдавал бедным или левитам.