[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2000 ТАМУЗ 5760 — 7 (99)

 

Обретение Неба на Земле

365 размышлений Ребе

 

ДЕТИ

У Ребе детей не было. Но дети очень много значили для него. Проходя мимо ребенка, он всегда доставал из кармана десятицентовую монету, чтобы тот опустил ее в копилку для цдоки. Немногие из людей его ранга тратили столько времени на обращения к детским съездам, выступления, статьи и письма, касающиеся детей.

Для Ребе важно было не только то, чем дети станут, но и кто они есть сейчас. Он приписывал их молитвам и добрым делам потрясающую мощь, намного превосходящую мощь взрослых.

Ребе рассматривал ребенка как прозрачный хрустальный сосуд, в котором находится Б-г. Он рассказывал, как его собственные мысли стремятся достичь простоты детских. В этой простоте, учил он, можно найти простоту Бесконечного.

Когда стали издавать журнал для детей «Время Мошиаха», Ребе высказал его издателю несколько пожеланий: публикация должна дойти до самых маленьких, в качестве примеров следует приводить реальных людей, а не странных невиданных зверей; количество изображений девочек и мальчиков должно быть одинаковое.

 

270

Если хотите увидеть лицо Мошиаха, просто посмотрите на детей.

 

271

Б-г радуется, когда дети прыгают и играют с Его священными книгами. Это вовсе не значит, что следует поощрять использование книг таким образом... Но обеспечить их священными книгами необходимо.

 

272

Давайте детям игрушки, изображающие не хищных, а мирных животных, например оленей, жирафов. То, что ребенок видит в раннем возрасте, оставляет след в его душе навсегда. Надо помнить, что жизнь человека начинается уже во чреве матери. Пойте зародышу добрые песенки, пусть слышит он слова Торы.

 

273

Иногда вы не знаете, как поступить, – приласкать ребенка или наказать его. Наказывая ребенка, когда он нуждается в ласке, вы допускаете серьезную ошибку. Если же вы приласкаете его, в то время как он заслуживает наказания, то совершаете дополнительную мицву.

 

274

Супруги просили у Ребе благословения на то, чтобы их дети вели себя как следует. Ответ может показаться весьма простым, но ни в одной книге для родителей я его не нашел. Иногда самое очевидное является и наименее удобным, и поэтому его избегают.

Ведите себя сами так, чтобы на вашем примере дети естественно захотели поступать, как вы, их родители. Общайтесь с ними постоянно, ежедневно, и вы получите желаемый результат.

 

275

Когда придет Мошиах, в первых рядах приветствующих его будут те, кто учит маленьких детей.

 

***

Создав организацию еврейских детей «Цивос Гашем» – («Армию Б-га»), Ребе сказал ее «солдатам», что словами Торы и добрыми делами они будут воевать с силами Тьмы и ускорят приход Мошиаха.

Дети всегда стремились устроиться поближе к Ребе во время собраний с его участием. Некоторые усаживались под столом у его ног. Рассказывают, однажды из-под стола маленькая ручка потянулась за куском пирога Ребе.

Кто-то из взрослых счел это нарушением приличий и вознамерился выпроводить несколько ребят из помещения. Но Ребе возмутился и спросил у поборника приличий:

Вы, всего лишь штатский, хотите удалить солдат?

 

276

Еще совсем недавно лучшим благословением считалось иметь много детей.

Богатство – не особняк, наполненный серебром и золотом.

Богатство – это дети и внуки, идущие по верному пути.

 

277

Каждый день уделяйте полчаса мыслям о своих детях, о том, к чему они стремятся. Потом делайте все, что можете, для них.

А потом еще больше.

 

ВСЕ ДЕТИ НОЯ

278

О падении марксизма

Самая хитроумная социально-экономическая система, созданная самыми блестящими умами, обречена на провал. Подкупленные умы готовы оправдать все. Предлагаемые законы всегда относительны и изменяемы.

Чтобы добиться гармонии человеческого существования, нам следует внять голосу, услышанному Ноем после потопа. Принять за основу абсолютные ценности, установленные Творцом мира, которыми нельзя играть в угоду комфорту. Эти ценности – вне субъективного человеческого разума.

 

279

Постгуманизм

Некоторые называют меня старомодным за веру в древнее, вневременное учение, веру в Б-га. На самом деле старомодны те, кто до сих пор придерживается идей, отвергнутых уже десятилетия назад.

Век Разума, Просвещения, Гуманизма, когда Знание и Интеллект считались Спасителями Человечества, ушел в небытие, и был погребен после того, как самая цивилизованная и интеллектуальная в мире нация совершила немыслимые злодеяния.

Человек, чтобы выжить, должен принять и чувствовать Того, Что Над ним, благоговеть перед Ним, соединиться с Ним.

 

280

Есть безусловный авторитет, основанный не исключительно на власти. Когда вы требуете от ребенка, чтобы он поступал так, иначе последует наказание, у него возникают сомнения: ведь его могут и не уличить, а если уличат, то, как знать, наказание может оказаться не столь суровым.

Ребенок должен знать, что есть око, которое видит, и ухо, которое слышит, есть Высшее Незримое Существо, перед которым он всегда в ответе. Это позволит эффективно бороться с ростом преступности.

 

***

В своем стремлении отделить религию от государства, люди сумели удалить из школы понятия сверхъестественного и духовного. В наши дни ребенок вырастает, воображая себя центром мира. И без благоговейного трепета.

 

281

Я жил в Германии перед войной и утверждаю, что в Америке может произойти то же, что и там, если в американской системе образования не будет уделено больше внимания моральному воспитанию.

 

282

В начале 60-х годов Ребе много раз повторял:

– Придет время, и Россия не только позволит евреям уезжать, но и будет способствовать их возвращению на Святую Землю. Это явится знаком того, что Избавление рядом.

 

283

По поводу инициатив ООН в сфере разоружения (январь 1992 года)

Пророк Исайя, говоря о временах, когда «Перекуют мечи на орала», имел в виду конец холодной войны и начало ядерного разоружения. Пророчество только начинает сбываться.

 

***

Холодная война окончилась не благодаря торжеству человеческого разума. Война всегда бессмысленна, тем не менее вполне разумные люди тысячелетиями вели войны. Сегодня новым является то, что в наш мир стал пробиваться Свет Мошиаха.

 

ПРОЕКТ ТВОРЕНИЯ

Основным направлением деятельности Ребе являлось исследование талмудических концепций, законотворческих дискуссий, каббалы, философии – каждого аспекта сокровищницы Торы, анализ всех точек зрения, вопросы, которые никто не решался задавать, и ответы, никому не приходившие в голову.

Верно утверждение, что Ребе руководил международной организацией и сотнями ее представительств во всех уголках мира. Верно и то, что ежедневно он обрабатывал мешки почты, приходящей в его адрес. Он не раз заявлял, что главное – не идеи, а действия. И все-таки основным его занятием всегда оставалось то, о чем он говорил, что писал, над чем проводил нескончаемые часы, – изучение Торы.

Ребе всегда подчеркивал, что изучая Тору, мы познаем мир. Каждая мысль, каждый его вывод становились новым этапом в постижении Вселенной. Любое умозаключение превращалось в его устах в откровение о тайнах времени и пространства.

Такая глубина в изучении сама по себе говорит о многом. За этим стоит простая истина: «То, что вы видите во мне, лишь ничтожная частица моей души, не я сам. Действительная моя сущность – в неразрывной связи с Б-жественным учением, которое над временем и над всем сотворенным».

Только крепко укоренившийся в высших мирах может серьезно повлиять на наш мир.

 

284

То, что обычно переводят как «Библия» или «Закон», на самом деле означает нечто другое. Тора – это «указание». В каждом ее отрывке вы найдете, должны найти указание, совет для себя.

285

Тора – это проект, по которому построен мир. Все существующее можно найти в Торе. Более того, любая ее концепция открывает целый мир.

 

286

Как утверждает традиция, когда Б-г говорил на горе Синай с Человеком, эха не было.

Тора проникает во все вещи и поглощается ими, поскольку она – их сущность. Нет места, где ее нельзя было бы применить, нет тьмы, которую она не осветила бы, нет ничего, чего бы она не могла оживить. Ничто не может оттолкнуть ее, заявляя: «Тора слишком священна для этого места».

 

287

Перед Откровением на горе Синай существовала иерархия истин. Египетский первосвященник владел «настоящей» истиной, жрецы – ее тайнами. Их приближенные ученики получали слабые отблески правды. Народ же пребывал в неведении.

На Синае непременно должны были присутствовать все – мужчины, женщины и дети. Все получили одновременно одну и ту же правду.

Когда дело доходит до истины, ее не бывает больше или меньше. Правду можно постичь глубже, более или менее детально, но сущность правды для каждого и везде одна.

Потому что Б-г – везде.

 

288

Посмотрите ясной ночью, как луна отражается в озере. Затем посмотрите, как та же луна отражается в стакане воды и в капле. Точно так же суть Торы отражается в каждом человеке, изучающем ее, – от несмышленого ребенка до умудренного опытом старика.

 

290

Некоторые полагают, что Тора представляет собой собрание законов, обычаев, рассказов с мистической окраской.

Наш народ испытал на горе Синай нечто сверхъестественное. В Торе сказано, что люди видели там гром. Они видели то, что обычно слышат, и слышали то, что обычно видят. Духовное предстало реальностью, земное – невесомым предположением, фантазией.

Душа Торы – это прежде всего ее мистическая сторона. Тора без своего внутреннего значения – не более чем тело без души.

 

291

Не существует двух Тор – одной для мистиков, другой – для законоведов. Есть тело Торы, и есть ее душа. Они неразделимы, не могут вступать в противоречие между собой, и в каждом из них можно найти другое.

 

292

В комментарии, написанном для пятилетнего ребенка, заложены великие тайны Торы. Но только один раз вы понимаете простой комментарий так, как его понимает ребенок.

 

293

Чтобы целиком отдаться Торе, к ней следует относиться творчески. Для этого необходимо прежде всего запереть свое «я».

 

294

Иногда Тора говорит вам одно, потом противоречит себе и наконец предлагает третью концепцию, улаживающую противоречие.

Вы не найдете в Торе всех ответов сразу. В первую очередь необходимо впитать одну простую истину и жить с ней. Затем следует найти другую истину, которая покажется противоречащей первой, отрицающей ее. Из этого смятения явится более высокая истина – скрытый свет, находящийся за всем, что было постигнуто прежде.

 

295

Рабби Зера принял на себя сто постов, чтобы забыть все выученное в Вавилоне, прежде чем приступить к изучению Торы в стране Израиля.

Изучение – это не только приобретение знаний, но и процесс, в котором делается попытка как можно больше «выпрыгнуть» из своего субъективного «я». Неважно, на какой высоте ты находишься, всегда есть ступень еще выше.

Но достижение этой ступени возможно только, если ты понимаешь, что находишься пока внизу.

 

296

Может возникнуть вопрос: «Зачем учиться? Разве во мне и без того нет правды?» – Правда в вас есть, но она заперта, пребывает в крепком сне. И правда извне разбудит вашу внутреннюю.

 

297

Изучение Торы отличается от изучения чего-либо другого. Постигая любую другую мудрость, ваш разум растворяется в информации и знании об изучаемом предмете. Если же вы изучаете Тору, ее идеи, оказывается, что в них – Он Сам, и вы с Ним в это время единое целое.

 

298

Постигая концепцию из Торы, поразмышляйте над ней. Перенесите услышанное из области понимания в область перспективы и реализации. Это должно повлиять на вас так, что вы изменитесь, и ваш обычный день станет уже другим. Тогда концепция окажется вашей.

 

299

Вы можете жить во дворце, в котором много сокровищ, и оставаться нищим. Чтобы стать богатым, нужно владеть тем, что у вас есть.

Так и с вашим умом. Можно вынашивать блестящие идеи и все знать, но оставаться бедным, пока эти идеи, знания не станут частью вас.

 

300

Очень важно, как вы строите свой день. Начинайте его с обзора того, что вокруг вас, и только потом постепенно погружайтесь в работу!

Вдохновением на весь день вас зарядит утренняя молитва. После нее приступите к изучению той части Торы, в которой освещаются земные, материальные вопросы. Теперь вы готовы к погружению с головой в тьму – вы уже запаслись светом, который ее будет освещать.

 

301

Изучающие серьезные тексты в ряде случаев уподобляются либо губкам, впитывающим все без разбора, либо воронкам, у которых оно же входит в одно ухо и выходит в другое. Обязанность учителя предостеречь учащихся от крайностей, и научить их сосредоточиваться на том, что важно, и не задерживаться на том, что может служить лишь фоном.

 

302

Я не верю в философию. Я верю в идеи, способные изменить людей.

 

***

Ребе развернул кампанию за возвращение евреев к традиционному образу жизни. Он призывал их совершать скромные дела, в частности зажигать субботние свечи, ежедневно опускать в копилки для цдоки несколько монет, надевать тфилин.

– Не вступайте в споры, не тоните в философствовании, давайте людям действовать, а говорить будем потом, – повторял он снова и снова.

Многие критиковали кампанию, направленную в основном на действие.

– Люди должны понимать, что они делают, иначе это будет просто ритуал! – утверждали они.

– Людей изменяют не доводы и не философия. Людей изменяет дело. Начните что-то делать, и весь ваш взгляд на мир изменится,— настаивал Ребе.

Делайте добро, а выяснять зачем не так уж важно.

 

303

Все сотворенное можно рассматривать как взаимодействие солнца и луны.

Солнце всегда светит и греет.

Луна только отражает свет, полученный от солнца.

Так и в нашем мире нет ничего, что только получало бы, не отдавая. Каждое творение должно и получать, и отдавать, быть солнцем так же, как и луной.

 

304

Солнце неизменно – каждый день тот же огненный шар поднимается над землей. Луна же претерпевает изменения в своих циклах – она то полная, то уменьшается, пока совсем не исчезнет, то обновленная возвращается из небытия.

Точно так же все сотворенное растет и изменяется, как луна, оставаясь неизменным, как солнце.

Растите, изменяйтесь, постоянно учитесь, но всегда сохраняйте стойкость, помните, кто вы.

 

305

Сосуд определяется своим содержанием. Кувшин воды – водой, ящик яблок – яблоками. И дом определяется тем, что в нем.

Наполните свой дом книгами Торы, и он будет Торой. Установите в доме копилку для цдоки, и он явится источником благотворительности. Посадите тех, кто нуждается в теплом доме, за свой стол, и ваше жилище станет светом во тьме.

 

306

Относясь к чему-либо серьезно, вы уделяете этому свое время и не отвлекаетесь на другие дела. И уж, во всяком случае, не на телефонные разговоры.

Духовная сторона вашей жизни – не просто увлечение, не роскошь, а цель существования. Если вы изучаете Тору, молитесь или размышляете, все остальное для вас перестает существовать.

Ваш духовный рост должен заботить вас, по крайней мере, не меньше, чем материальный.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru