[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2000 ТАМУЗ 5760 — 7 (99)

 

Конвейер извинений

Борис Каплан

Следуя примеру папы римского, руководители католической церкви в Литве накануне Пасхи публично просили прощения... у Б-га. Основанием для раскаяния служили не крестовые походы, инквизиция, преследование женщин или национальных групп – Литва к этому не приложила руки. Главным мотивом акта явилось отношение к Холокосту, и выражено это было витиевато: «... у части детей церкви в годы второй мировой войны не хватало любви к преследуемым евреям».

Как же было встречено это извинение? Наряду с общей положительной оценкой прозвучали очень характерные принципиальные мнения, например: «Надо назвать конкретные действия и выяснить причины, по которым они произошли».

На самом деле, вина церкви была велика, и заключалась она в попустительстве широко распространяемых антиеврейских настроений и призывов в Литве как до, так и после вторжения Германии в республику. Деятельность «Фронта литовских активистов» (LAF), штаб-квартира которой находился в Берлине, не нуждается в комментариях. Так, они готовы были прощать грехи даже коммунистам, если они «докажут, что ликвидировали хотя бы одного еврея».

22 июня 1941 года LAF призывал: «Навеки освободим Литву от еврейского ярма! Предоставленное во времена Витаутаса Великого старое право пребывания евреев в Литве полностью и окончательно отменяется».

Массовое убийство евреев литовцами в Ковенском депо (бульвар Витаутаса).

После оккупации Литвы немцами церковь никак не реагировала на пропаганду, которая чуть ли не в каждом номере газет «К свободе», «Новая Литва» и т. д. разжигала зоологическую ненависть к евреям. В своих передовых статьях эти газеты писали: «Необходимо как можно быстрее вырезать еврейский гриб. Новая Литва будет красива, счастлива без евреев».

Позиция Временного правительства Литвы, восхваление им Гитлера и его планов практически стимулировали жестокие и мстительные юдофобские выпады. В первые дни своей деятельности оно постановило образовать литовский батальон и оборудовать концлагерь для своих граждан—евреев, рекомендуя при этом «избегать публичных еврейских экзекуций». А католическая церковь хранила молчание.

Тогда же серией законов правительство лишает евреев их недвижимого имущества, пенсии, закрывает школы, детские сады. Начальникам уездов и бургомистрам было дано указание не выдавать евреям каких-либо документов. Постановление «Основы положения евреев» практически регламентировало «окончательное решение еврейского вопроса» начиная с их изоляции, обязанности носить желтый знак с буквой «J», арестов... Юридически граждане еврейской национальности оказались абсолютно бесправными. Какой же была реакция церкви? Некоторое время спустя она будет обсуждать вопрос как порядочным католикам поступать с оставшимся (награбленным) имуществом.

Печать, призывы LAF, Временного правительства и некоторых других литовских организаций помогли отбросить в сторону любые гуманистические и национальные христианские барьеры («Не убий!»). Литва стала первым экспериментальным, успешно действующим (94%) и дешевым полигоном тотального истребления евреев. Всех их в чужой стране невозможно было бы распознать, арестовать и уничтожить без активной помощи множества местных пособников, без равнодушия церкви.

В некоторых населенных пунктах немцы не появлялись вовсе. Авторитетный еврейский деятель Берл Каган, непосредственный свидетель происходивших событий, писал, что во время войны тысячи литовцев были сообщниками немцев, охотно исполняли их приказы. Они сами, по собственной инициативе, в литовской провинции убили десятки тысяч евреев. Евреев убивали и в первые дни войны, когда они пытались уйти на Восток, и даже после отступления немецкой армии в 1944 году убивали тех, кто чудом пережил оккупацию или вернулся в родные места.

«Идн некоме!» («Евреи, отомстите!»). Надпись на стене в квартире евреев, убитых 26 июня 1941 года во время погрома в Слободке.

Известно, что в Литве, как и во всей Европе, судьбу еврейского народа определила антисемитская политика руководства гитлеровской Германии. Однако известно и то, что потери еврейского народа могли быть значительно меньше, если бы иерархи католиков осудили гитлеровскую расовую теорию и осуществляемое тотальное истребление евреев, если бы влиятельные политические и общественные силы не были бы сами настроены против евреев, если бы тем или иным способом пытались помочь обреченным.

Сегодня роль литовских институций в политическом, моральном и физическом «вычеркивании» евреев в лучшем случае преуменьшается. Упомянутые выше настроения и стереотипы мышления сохранились до сих пор и находят выражения в таких высказываниях: «Не понимаю, за что нашему духовенству следует извиняться», «Пришла очередь извиняться евреям за ими совершенные преступления», «Евреи нанесли обиды нашей вере, они и Бога распяли».

Аналогичные настроения подпитываются многими источниками, в том числе передачами католической «Малой студии» по республиканскому радио, когда ведущий читает в монологе слова Христа, обращенные к евреям: «Хотите меня убить?»

Едва ли не ежедневно перед большей или меньшей аудиторией звучит сильнее или слабее замаскированная антисемитская пропаганда, и остается согласиться еще с одним распространенным мнением: «Это не настоящее и достаточно запоздалое извинение, я не верю этому извинению». Наверное, надо учитывать, что у церкви, как и у общества, есть не только прошлое, но и настоящее, и будущее. И ответственность на себя надо брать не только за прошлое.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru