[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2000 СИВАН 5760 — 6 (98)

 

Обретение Неба на Земле

365 размышлений Ребе

 

ПРЕКРАСНЫЕ ДЕЛА

Когда я был ребенком, политический радикализм был умеренным. К четырнадцати годам меня вовлекли в политику с головой. Но как бы много ты ни сделал, всегда остается классическая дилемма: “Я только один из шести миллиардов! Как и мой сосед. Кажется просто невероятным, что мы можем что-нибудь существенно изменить!”

Неважно, что ты видел, сколько можно достичь, что в истории событие за событием показывает, как один человек может перевернуть весь мир.

Суть во врожденном диссонансе – ум человека как-то не может признать, пока не получит какое-то объяснение.

Объяснение дал Ребе. Проблема заключалась в том, что я рассматривал лишь материальный, доступный зрению мир, а не то, что за ним, подобно тому, кто видит панель контроля, но не мотор.

Конечно, иногда дела вершатся в этом мире, но там, где за делом стоят сердце и душа, эффект глубже, в метафизических недрах общественного порядка.

И как маленькая кнопка может вызвать глобальную реакцию, так небольшое дело способно породить потрясающие землю результаты.

 

239

Никогда не умаляйте значение простых, чистых, идущих от сердца дел.

Мир изменили не те, кто сдвигал горы, не те, кто совершал революции, и не те, кто своими деньгами опутал землю.

Диктаторы отстранены, сопротивление подавлено, целые народы преобразились в результате нескольких прекрасных дел, выполненных горсткой безызвестных солдат.

В сущности, это Маймонид написал в своем Кодексе: «Каждый должен ощущать себя так, будто весь мир сохраняет равновесие благодаря ему, и любой его поступок может отразиться на весах»

 

240

Рабби Иегуда а-Носи  сказал: «Знай, что над тобою”.

Межеричский Магид пояснил: «Знай, что все происходящее наверху исходит от тебя».

Все, что приходит в этот мир...

... Все созданные миры и все эфемерные существа, обитающие в них, даже миры, являющиеся только излучениями, без осязаемой сущности, даже миры мысли, находящиеся вдали от царств бесконечного света, предшествовавшего его Созданию...

Все это возникло только как результат твоей мысли, мысли земного существа, в мире, который может быть достигнут в своей чистоте только бесконечно малым отблеском Б-жественности, приносящей свет туда, где его не может быть.

И так получается, что благодаря одному простому прекрасному делу все эти миры и ангелы, и царства света освобождаются, возвышаются и обмениваются вспышками света с нашим низшим миром.

Вот почему все Творение может быть преобразовано одним простым искренним делом. Никогда не умаляйте мощь света.

 

241

Взбираясь вверх, достигнув последнего подъема, вы цепляетесь за любую ветку или слабый корешок, чтобы подтянуться, добраться до цели.

Точно так же из любой искры света, которая встречается вам, выжмите все, что возможно.

 

242

Стоит вам начать сравнивать хорошие дела, определять, какое из них значительнее, важнее других, – вы уже становитесь на сомнительный путь.

Ваша работа – выполнять ниспосланное вам, что бы это ни было.

 

243

Некоторые полагают, что поступив прекрасно вчера или на прошлой неделе, а то и несколько лет назад, тем самым выполнили то, что от них требовалось, и Б-г должен платить им за это до конца их дней.

Нечто подобное денежной ссуде: дали кому-то взаймы в прошлом году, и сегодня все еще получаете проценты.

Дело в том, что Тора запрещает брать проценты с кого бы то ни было, даже с Б-га.

Если совершили хороший поступок вчера, сделайте сегодня вдвое больше.

 

244

Не подавайте милостыни.

Давать милостыню значит раздавать свои деньги, быть добрым. Но кто вам сказал, что эти деньги ваши? Эти деньги доверены вам, чтобы вы тратили их на добрые дела и на тех, кто нуждается.

Пересмотрите свои оценки. Делайте не то, что приятно, а то, что верно. Передайте деньги туда, где они должны быть.

Это мы называем цдока.

 

***

Не молитесь.

Молиться значит полагать, что существует два бытия, и одно просит что-то у другого.

Вместо того чтобы молиться, соединитесь. Станьте единым целым с вашим Создателем. Тогда Божественная энергия пройдет через вас и через ваш мир, исцеляя больных, неся благословение...

Это мы называем тфила.

 

***

Не кайтесь.

Раскаяние означает, что вы перестаете быть плохим, становитесь хорошим .

Но ваша суть хороша всегда. Плохое только то, что снаружи. Поэтому вместо того чтобы каяться, вернитесь, вернитесь к своей сути и к тому, что по праву принадлежит вам.

Это мы называем тшува.

 

245

Наш взгляд на мир во многом отличается от взгляда Создателя. С нашей точки зрения, всегда кто-то дает и кто-то берет. О чем бы ни шла речь, о знании, любви или деньгах, всегда одни оказываются наверху, другие – внизу.

Но почему существуют имущие и неимущие? Конечно, в этом часть плана Создателя – Он хочет, чтобы в Его мире пребывали доброта и возможность давать.

Значит, с точки зрения Создателя, дающий и берущий – единое целое. Тот, кто берет, на самом деле отдает, а тот, кто дает, – получает. Без всего этого процесса дающий всегда находился бы в плену своего собственного «я».

Но нет ни «наверху», ни «внизу».

 

246

Есть сострадание, удовлетворяющее эго, и есть сострадание, смиряющее его.

Первое сострадание – это чувство жалости к тем, кто ниже тебя.

Сострадание, смиряющее эго, порождено глубоким пониманием порядка вещей. Вы понимаете, что вы удостоены привилегии помогать вашему ближнему, и по-настоящему смиренны.

 

247

Случается, вы принялись что-то делать с лучшими намерениями, а получается нечто, по-видимому, противоположное.

Можно не сомневаться – ибо такова вековая традиция – если ваши намерения хороши, получится только хорошее. Может быть, вы не задумали добра или не заботились о нем – оно все равно добро.

 

248

Тому, кто сделал что-нибудь хорошее, Ребе обычно говорил следующее.

Человек всегда склонен думать, что достиг своей цели только наполовину. Если вы достигли ста, стремитесь сделать двести. А когда сделаете двести, требуйте от себя четырехсот.

Таким образом всегда должны возрастать ваши добрые дела.

 

***

Пришедшего к нему за благословением мэра Хайфы Ребе благословил на безграничные возможности. Мэр заметил, что его удовлетворит все, что он сможет сделать. Ребе ответил рассердившись:

– Что же выиграют жители Хайфы, если вы готовы довольствоваться тем, что сможете?

 

249

Пожертвование воздействует не только на того, кому вы даете, но и на вас, дающего. Поэтому важно не только, много ли, но и как часто вы даете. Каждый акт жертвования очищает и еще больше возвышает вас.

Прикрепите к стене на видном месте у себя дома ящичек для цдоки и опускайте в него каждый день несколько монет. Такой же ящичек пусть будет у вас и в офисе.

 

250

Жертвуя на достойное дело, вы по существу даете в долг и гарантом выступает сам Б-г. Более того, чем больше вы дадите, тем больше получите.

Это не метафора, это легко проверить.

 

251

Возможно, чаще всего Ребе говорил:

– Главное, что-нибудь делать!

 

МЕЖДУ ЖЕНЩИНОЙ И МУЖЧИНОЙ

Я должен сделать замечание по поводу употребления грамматических родов при использовании терминов «он», «его» и т.п.

Ребе всегда употреблял нейтральную форму идиша. На иврите старался использовать и мужской и женский род.

 

252

Всегда были особые, уникальные женщины, изучавшие Тору и обучавшие ей других. Сегодня многие женщины изучают Тору и оказывают влияние на мир невиданным прежде путем.

Во времена Мошиаха будет явлено превосходство женщины. То, что мы наблюдаем сейчас, – это подготовка к тем временам.

 

253

Часто жены великих цадиков более велики, чем их мужья, а дочери превосходят сыновей. Так было с Авраамом, Исааком и Яаковом, с рабби Акивой и рабби Меиром. Так было со многими великими учителями хасидизма.

Это объясняется тем, что цадики в личной жизни уже познали грядущий мир.

 

254

Если обратиться к истории Исхода, можно увидеть, что главной силой освобождения была вера женщин. Сейчас история повторяется.

 

255

Когда Б-г сотворил мир, Он поручил каждому существу, каждому народу свою роль, определил их назначение. Там, где каждый играет свою партию, господствует гармония. И, напротив, где строчки слишком расплылись, появляется горечь.

 

256

Метафора из Талмуда:

Человек работает в поле и приносит домой зерно – но съест ли он зерно? Какой прок от его труда?

Жена его помелет зерно, получит муку, из которой испечет хлеб.

Такова и наша жизнь. Духовные свершения мужчины реализуются в этом мире благодаря его жене.

 

257

Изменение материального мира – задача двусторонняя.

Принести духовное в мир призван мужчина. Возвысить мир, чтобы он стал духовным, – предназначение женщины.

Мужчина имеет дело главным образом с настоящим.

Будущее и те, кому жить в нем, в руках женщины.

 

258

От отца вы можете узнать, что вы должны делать.

От матери вам станет известно, кто вы есть.

Вот почему еврейство определяется по матери.

 

259

Самый важный аспект жизни Б-г вручил женщине.

 

***

Женщина больше обязана изучать эзотерическую сторону Торы, чем мужчина.

 

260

Вы пишете, что расходитесь во мнении со своей супругой, кажется, во всем. Но это естественно – мы так созданы. У каждого собственный ум. Спорить – это естественно. Вам следует научиться уступать.

 

261

Вы жалуетесь на то, что мир в вашем доме достигается с трудом.

У всех нас сегодня души не те, что были раньше. В общем, мы возвращаемся к незавершенным делам. Очевидно, что мы обязаны делать столько добра, сколько можем, избегать всего, что приносит вред. Но есть, конечно, незавершенные дела, и там больше всего препятствий.

Только эти препятствия укажут вам, какое дело следует завершить.

 

262

Взаимно отношения мужа и жены в нашем мире отражают отношения Создателя с Его творением. Нет ничего более важного для совершенствования мира, чем это.

И по мере приближения мира к совершенству все больше усиливается сопротивление. Теперь, кажется, абсолютно все подрывает самую хрупкую основу связи между мужчиной и женщиной.

 

263

Брак – микрокосм нисхождения души в наш мир.

Если вы озабочены только тем, что можете получить от этого мира, мир и все его сети только повлекут вас на дно.

Если же вы ищете, что способны дать, вы, ваша часть мира и ваша душа возвышенны, наполнены светом.

Так же и когда вы вступаете в брак. Ищите, что можете дать, и пожнете гармонию, любовь.

 

264

Лучшую стратегию для смягчения ссоры предложил мудрый царь Соломон: «Ласковый ответ тушит гнев».

Если можете уступить, уступайте. Что касается того, в чем уступить вы не можете, то избегайте превращения этого в главный предмет спора. Сгибайтесь, как тростинка под ветром, не стойте на своем, как кедр.

Когда ваш супруг увидит, что вы не стремитесь продолжать ссору, а отвечаете на пули цветами, на ядра улыбками, воинственность постепенно уляжется, так что вы сможете сесть и дружески обсудить реальные проблемы.

 

265

Если ваши жалобы на жену обоснованы, принципиальны, покажите ей свою любовь. Тем не менее. Любовь без условий.

Сказано, что нашим изгнанием мы обязаны греху неукротимой ненависти. Когда мы все начнем горячо любить своих ближних, это распространится на все, что мы делаем, и тем самым на весь мир. Надеюсь, это произойдет в наши дни. Амен.

 

266

Женщины гораздо больше чувствительны к эмоциональным проблемам, чем мужчины. Поэтому дело мужчины уступить жене в момент возникновения ссоры.

 

267

Хорошая жена заставляет мужа стремиться к правильным решениям, делам.

 

268

Наши мудрецы говорят, что мужчина получает благословение не для себя, а для жены и благодаря ей.

«Поэтому, – советуют они, – почитай жену, чтобы ты мог разбогатеть».

 

269

Нет ничего более важного, чем мир. Даже если вы безусловно правы и знаете, что ваша жена совершенно не права, уступите ради мира.

***

Трудный мир лучше легкой ссоры.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru