[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2000 ИЯР 5760 — 5 (97)
Обретение Неба на Земле
365 размышлений Ребе
Мы — единое целое
213
Я предложил свою руку, пять пальцев, и вы протянули свою. Вместе у нас десять пальцев; это – рукопожатие. Мы с вами только частицы единого целого, когда не вместе.
214
Мы все – частицы великих душ, и те души – частицы еще более возвышенных душ, и так оно продолжается, пока все не приблизятся к первоначальной душе. Душе Адама.
Никто из нас не завершен. Никто не стоит на своих. То, чего не хватает одному, дополняет другой. Кому-то не хватает чего-то, у кого-то избыток этого.
Только вместе мы можем достичь единства. Только вместе мы способны предстать перед Тем, Кто Над нами.
215
Алтер Ребе писал: “Все души – едины. Только тела разделяют нас. Тот, кто ставит тело выше духа, никогда не испытывает настоящей любви или дружбы”.
216
Мы едины в своей сущности и в своем характере. В своей сущности все мы – одна душа, из одного источника.
В своем характере все мы дополняем друг друга, никто не завершен, каждый вносит то, чего недостает другому, каждый добавляет штрих к совершенству другого.
Подобно грандиозной мозаике-загадке мы соединяемся, чтобы составить единое совершенное целое.
Никто из нас не совершенен без всех остальных, и все другие не совершенны, если не хватает одной индивидуальной личности.
217
Однажды, придя домой, я обнаружил, что дети забрались на чердак через отверстие в потолке. Это им запрещалось, так как представлялось небезопасным. Но прежде чем что-либо сказать им, я посмотрел на них и подумал. Их было четверо. Сколько потребовалось труда, чтобы двое подняли третьего, четвертый держал стул, на котором те стояли. Тогда я понял то, что не раз слышал от Ребе:
Отец смотрит на играющих детей с любовью и готов простить им все. Лучше гармоничный своевольник, чем унылый тихоня.
Это относится к Отцу Всех Нас.
– Лучше пусть бросят меня, чем друг друга, – говорит Он.
218
В свои последние годы Ребе каждое воскресенье стоял часами, чтобы принять тысячи людей, евреев и неевреев, выстраивавшихся в очереди за его благословением. Он внимательно глядел каждому в глаза, часто улыбался, иногда отвечал на вопрос или давал совет. Каждый получал от Ребе доллар на доброе дело по своему усмотрению.
Зрелище было невероятное. Очередь двигалась, и Ребе все больше оживлялся, словно получал от этих людей новые силы.
Много часов спустя, когда очередь подходила к концу, Ребе спрашивал своего секретаря: “Никого больше нет?”
Однажды перед Ребе предстала старая женщина, которая передвигалась в очереди вместе со скамейкой, принесенной ею из дома.
– Ребе! Я моложе вас... И все это время сидела... А вы здесь приветствуете каждого стоя... Посмотрите на себя!
Ребе улыбнулся:
– Когда считаешь бриллианты, не устаешь.
***
Алтер Ребе как-то спросили:
– Что больше – любить Б-га или своего брата-человека?
– Любить человека, – ответил он, – потому что тогда вы любите того, кого любит ваш Любимый.
219
Помните, что доверяете Б-гу. Когда дела идут неважно, говорите себе, что в сущности, все к лучшему, и радуйтесь тому, как добр к вам Б-г.
Если же трудности возникают у других, советовать им радоваться беде не следует. Сокрушайтесь вместе с ними, молитесь за них, делайте для них все, что в ваших силах, и только потом можете посоветовать им довериться Б-гу.
***
Молодой художник, который несколько лет страдал от депрессии и внутренней борьбы, пришел к Ребе, чтобы рассказать ему о себе. Ребе слушал историю неудачника, ежеминутно вытирая пот со лба.
220
Не расстраивайтесь из-за лицемерия других, из-за собственной несостоятельности. Наша жизнь движется по холмам и долинам – духовное становление человека не происходит гладко.
Но добро, которого достигает каждый, вечно, так как оно соединяется с Источником Всех благ, Источником бесконечным и постоянным. С другой стороны, падения преходящи и поверхностны, они – мимолетные тени облаков, пятна на одежде, которые нужно удалить.
221
Рабби Акива учил любить ближнего, если потребуется – отдать за него жизнь. Но его учеников поразила эпидемия за то, что они не относились друг к другу с уважением. Как это могло произойти?
Бывают моменты, когда любовь способна погубить. Вы любите кого-то настолько, что не позволяете ему свободно дышать. Он должен вести себя так, как вам представляется лучше для него, вы не терпите, чтобы он сколько-нибудь отклонился от истины, какой видите ее вы.
“В конце концов, – думаете вы, – я должен сделать для него то же, что сделал бы для себя”.
Но подлинная любовь оставляет место для того, кого вы любите.
Как указал Гиллель старший: “Не делайте другому того, что ненавистно вам”.
Лучше всего любовь выражается не в том, что вы делаете или говорите, а в том, чего вы не делаете и не говорите.
222
Тот, кто поглощен собой, стремится заполнить все пространство вокруг себя, не оставляя места ни для кого другого. Он ненавидит тех, кто пользуется какой-то частью пространства, презирает их и может подыскать причины этому, но причины – не главное.
Это – беспричинная ненависть, она стала основанием для нашего изгнания. В ней корень зла. Уравновешивается и исцеляется она любовью и добротой.
223
Кто-то написал Ребе о том, что, исполняя служебные обязанности, он очень обидел одного из своих помощников, настроил его против себя.
Ребе посоветовал этому человеку:
Заставьте себя полюбить своего сослуживца, и его раздражение исчезнет само собой.
224
Довольно известный раввин пожаловался Цемаху Цедеку, что никто не считается с его мнением, а коллеги топчут его ногами.
Цемах Цедек удивился:
– Кто же велел вам так широко располагаться, что куда бы люди ни ступили, они не могут не наступить на вас?
225
Цемах Цедек велел одному человеку стать луком.
Тот переходил из города в город, распространяя хасидское учение. Но однажды остановился и заявил, что шумиха насчет его талантов ему надоела. Теперь он решил работать над собой, чтобы избавиться от своих недостатков.
Цемах Цедек не выразил сочувствия этому человеку и посоветовал ему стать луком. Учите других тому, чему должны учить! – добавил Ребе.
***
Почему луком? Лук кладут в кастрюлю не для того, чтобы его ели, а только для придания вкуса курице или бульону. Подобно луку, следует пожертвовать своим личным ростом, чтобы другие могли расти.
Это и есть рост.
226
На первых этапах жизни нужно учиться быть себе хозяином. Главная и трудная перемена наступает, когда вы берете на себя ответственность за семью. Тогда собственное благополучие должно быть отодвинуто на второй план. Но в конечном счете то, что лучше для родных, для семьи, окажется лучше и для вас.
227
Ответ тому, кто написал, что намерен заботиться о своем эго в ущерб общественной деятельности:
А бывает ли эго без активной деятельности? Лучше надменный деятель, чем эгоцентричный бездельник.
228
Люди недооценивают терпимость. Последняя состоит не в том, чтобы, наблюдая, как кто-то действует во вред себе, говорить, что не следует вмешиваться в чужую жизнь. Это безразличие, апатия. Если вы видите, что человек, который вам дорог, выбрал для себя неправильный путь, вы должны сделать все возможное, чтобы свернуть его с этого пути.
Терпимость – это когда вы видите его ошибки во всей наготе, но они ни на йоту не уменьшают вашего уважения к нему и вы с ним навсегда.
И если вы не понимаете, как можно ожидать от себя такого парадокса – порицать и уважать одновременно, разрешите спросить, сами вы ошибок никогда не делали?
И разве не уважаете себя?
И если можете допускать парадоксы в отношении себя, распространите такую привилегию и на других.
229
Пока вы не увидите в человеке добро, вы не сможете помочь ему.
230
Если вы порицаете своего брата, а он вас не слушает, виноваты в этом вы: слова от сердца входят в сердце.
231
Слово – мощная сила. Плохо о ком-то говорить – значит осквернять его, себя самого и тех, кто обратит внимание на ваши слова случайно. Обнаженная рана начинает гноиться, и страдают все.
Если о том же человеке говорить хорошо, добро, находящееся внутри него, внутри вас и внутри всех присутствующих, засияет.
232
Традиция, идущая от Баал-Шем-Това, гласит: когда кто-то рассказывает вам “нехорошие вещи” о других, следует испытывать боль и огорчение по нескольким причинам.
В любом случае, как ни смотри, кто-то страдает. Если это правда, плохо для того, о ком говорят, если ложь – плохо для того, кто это придумал.
233
Сам факт того, что вы знаете о чьей-то беде, означает, что в ваших силах ему помочь. Иначе – почему это знание вошло в ваш мир?
***
Арик Шарон, будучи министром обороны Израиля, получил аудиенцию у Ребе. Позднее генерал рассказал своим друзьям, как сердечен был с ним Ребе, просил его не улетать на следующий день, как он планировал, а задержаться ненадолго.
Любавичские друзья генерала Шарона объяснили ему, что Ребе никогда не говорит таких вещей просто из вежливости, и настояли на переносе полета. Вскоре стало известно, что самолет, на котором должен был лететь Шарон, был захвачен и посажен в Ливии.
Другой израильский министр, удостоенный аудиенции у Ребе, спросил его, почему он, зная о готовящемся захвате, не попытался его предотвратить, не сообщил об этом властям.
– Вы думаете, я знал? – ответил Ребе очень серьезно. – Это было не пророчество и не знание. Просто когда я вижу кого-то, мне хочется сделать ему добро. Вот почему я сказал то, что сказал.
234
У каждого человека есть свой внутренний источник. Если вы не можете его найти, виноваты вы сами. Удалите ржавчину со своей лопаты, заточите ее и копайте все глубже и глубже.
235
Наши души не могут быть разбиты и нуждаться в починке, они не могут быть обделенными и нуждающимися в чем-то. Их нужно только раскрыть и позволить им засиять.
236
Люди отражают друг друга, как зеркала. Если вы видите недостатки другого, и они не выходят у вас из головы, это значит, что вы увидели собственные недостатки.
В этом большая милость Б-га к нам, без этого мы никогда не сумели бы обнаружить собственные недостатки.
237
Одну из своих самых замечательных незабываемых речей Ребе произнес на встрече с изувеченными израильскими солдатами.
Каждому дано все, что требуется для исполнения им своей миссии в нашем мире. Но у всех нас миссии разные и соответственно разные силы, связанные с ними. Однако никому из нас не легче, чем другим. И если вы видите человека, который кажется вам неполноценным или изувеченным, знайте, что на самом деле он обладает силами, которых нет у других. Не называйте его изувеченным, называйте его особым.
***
К израильскому солдату, который потерял обе ноги при взрыве сирийской мины, пришли родители. Мать плакала, а отец сидел, молчал.
Приходили генералы и государственные чиновники, произносили речи, называли его героем, которым следует гордиться. Но утешения не было. На улице люди по-прежнему избегали его.
Ребе пожал ему руку, посмотрел в глаза и сказал: “Спасибо”.
Он до сих пор носит с собой это “Спасибо”.
238
Раввину, ученому талмудисту, который просил Ребе благословить его на мир в мыслях, чтобы можно было посвятить себя изучению:
Мир в мыслях! Мир в мыслях! Земля горит! По улицам бегают дети, не знающие того, чему вы должны научить их! И вы можете думать о мире в своих мыслях?!!
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru