[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2000 НИСАН 5760 — 4 (96)

 

Ноев Кодекс

Дов-Бер Хаскелевич

вклад иудаизма в мировую цивилизацию

Испанский раввин Моше Аррагел подносит великому магистру ордена Калатавры дон Луису де Гуспану испанский перевод Библии с комментариями. Середина XV века.

Один из величайших еврейских поэтов, философ, талмудист и ученый рабби Иегуда Галеви в качестве введения в свое философское произведение "Кузари" использовал старинное предание, легенду о том, как хазарский царь принимал иудаизм.

Легенда гласит, что царю, усердно и всем сердцем служившему языческим богам, во сне явился ангел, который сказал ему: "Твои помыслы искренни, но дела твои не угодны Б-гу!"

Царь стал еще более усердно совершать богослужения, однако опять явился ангел к нему во сне со словами: "Твои помыслы искренни, но дела твои не угодны Б-гу!" Чтобы разобраться в своих религиозных убеждениях, царь пригласил к себе для беседы философа. Тот, неподвижный и бесчувственный, не сумел ни в чем убедить царя.

Продолжая свои поиски, царь пригласил к себе представителей двух религий – христианской и исламской. Внимательно слушая объяснения каждого из них, он обратил внимание на то, что и христианский священник, и мусульманин ссылались на религиозную традицию евреев, которую оба признавали священной. И тогда царь решил прослушать иудейского мудреца. Его диалог с мудрецом и послужил сюжетом философской книги рабби Иегуды Галеви "Кузари".

В настоящее время факт принятия в VIII веке иудаизма правителями Хазарии, а также частью ее народа не вызывает сомнений. Исследованию этой страницы истории посвящены работы многих ученых, в том числе советского историка М. И. Артамонова.

После принятия иудаизма во время правления царя Овадии в Хазарии были открыты школы для изучения Торы, Мишны, Талмуда, еврейского Закона. Интересно отметить, что в более поздние времена, когда хазарского царства уже не существовало, в раввинской литературе обсуждался вопрос, действительно ли хазары принимали иудаизм. Был найден свидетель, который подтвердил: "Мы видели из их потомков ученых-талмудистов!.."

Иудаизм, как известно, религия евреев. История с хазарским царством указывает на уникальный случай, когда эта религия становится государственной у другого народа. Возникает вопрос, почему же на протяжении тысячелетий иудаизм, с одной стороны, сумел значительно повлиять на формирование мировых религий, христианства и мусульманства, но в то же время сам не стал мировой религией и, за редкими исключениями, вообще не имел распространения среди других народов?

По одному из имеющихся в литературе объяснению этого явления евреи не занимались распространением иудаизма, не рассматривали его в качестве религии для других народов. Он был и оставался религией евреев и только евреев. Согласно другому объяснению, иудаизм не получил распространения из-за сложности его законов, обрядов, предписаний ритуала.

Нам представляется, что ни первое, ни второе объяснение не отражают действительного положения вещей. Что касается сложности обрядовой стороны, то как раз  ритуалы иудаизма не были предназначены для распространения среди тех, кто его принимал. Евреям предписано Торой распространять Кодекс семи Ноевых заповедей, который состоит из наиболее универсальных законов и включает веру в Единого Б-га. В этом смысле иудаизм является универсальной монотеистической религией, с библейских времен активно распространявшейся в мире. Царь Соломон во время открытия Иерусалимского Храма молится о том, чтобы Всевышний услышал молитву язычника, который с чистым сердцем обращается к Б-гу. Соломон использовал свои государственные контакты на распространение иудейского монотеизма в разных странах. Не случайно книга Торы "Брейшис" посвящена рассказам о сотворении Вселенной и человека, всеобщей истории человечества, а не только еврейского народа.

Почему же в таком случае иудаизм не стал мировой и, тем более, универсальной религией? И почему именно после разрушения Второго Храма, когда иудаизм, казалось бы, лишился своей былой славы, началось распространение двух мировых религий – христианства и мусульманства, считавших себя наследниками и продолжателями пророческого учения?

Дело в том, что уже в глубокой древности, задолго до разрушения Иерусалимского Храма, иудаизм обладал большой притягательной силой, к нему были обращены взоры многих народов. По оценкам историков, это были миллионы людей в одной только Римской империи. Возможно, не меньше их было и в других странах. О принятии иудаизма царской семьей королевства Хадьеб в империи Парфян в I веке н. э. (36–60 годы) рассказывают историк Иосиф Флавий и Талмуд. Иудаизм прочно и сравнительно надолго (вплоть до конца II века) укрепился в этом королевстве. Во время Иудейской войны его армия воевала на стороне Иудеи против римлян. Предания эфиопов также свидетельствуют о том, что иудаизм или по меньшей мере многие его обычаи были приняты в их стране задолго до распространения там христианства.

Разумеется, далеко не все язычники, приобщавшиеся к иудаизму, принимали его полностью. Это и не вменялось им в обязанность. Требования к ним сводились к минимуму – соблюдению Ноева Кодекса, то есть запрещению идолопоклонства и богохульства, разврата, убийства, насилия, выполнению некоторых других заповедей. Если же язычник хотел полностью следовать Торе, принятие им иудаизма должно было включать обряд обрезания.

Распространение иудаизма не имело четких географических границ, его влияние ощущалось во многих странах Европы, Азии и Африки. Между прочим, для язычников, которые обязывались соблюдать отдельные заповеди, во времена Второго Храма формального ритуала не предусматривалось. Синедрион, заседавший в Храме, пользовался высшим авторитетом в истолковании Закона и решении спорных вопросов иудаизма. Еврейские общины существовали во всех центрах цивилизации, и повсюду доносился свет учения Торы. Если кое-где и возникали ереси или отклонения от правоверного иудаизма, лидирующего положения они не занимали. Однако после разрушения Храма, с изгнанием сынов Израиля из своей страны ситуация коренным образом изменилась. Создался вакуум, который нечем было заполнить.

Получившее распространение христианство делало упор на обращение язычников в новую веру, и первыми среди новообращенных были те, кто до этого находился под влиянием еврейства и иудаизма. Христианство также не требовало от язычников принятия Закона Торы полностью, позволяло ограничиться воздержанием от идолопоклонства, блуда и некоторых других заповедей, входящих в Ноев Кодекс. Христианство, по-видимому, первоначально не противилось и полному принятию Закона иудаизма. Из новозаветной литературы следует, что обрезание, обязательное в случае полного принятия иудаизма, считалось полезным, если соблюдаешь Закон, то есть Тору! Когда позднее, в VII веке, в арабском мире начало распространяться мусульманство, Ноев Кодекс был принят за основу в законе ислама.

Таким образом, Ноев Кодекс можно рассматривать как универсальный вклад иудаизма в общечеловеческую цивилизацию, как связующее звено, объединяющее многие народы, как универсальную норму этического поведения, как основополагающую концепцию международного права.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru