[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2000 ШВАТ 5760 — 2 (94)
НОВОСТИ ФЕДЕРАЦИИ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН СНГ
«И вновь настал священный день...»
И вновь настал священный день,
И старикам в мороз не лень
Шинели старые надеть,
С фронтовиками посидеть,
Героев павших помянуть
И выпить, пусть и понемногу,
За жизнь, чтоб шла прямой дорогой,
Да за удачу, хоть чуть-чуть.
Леонид Князик
В дни празднования 57-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск у стен Сталинграда впервые в Волгограде еврейский общинный центр организовал вечер встречи евреев-ветеранов Великой Отечественной войны. Среди собравшихся были не только участники Сталинградской битвы, но и защитники Ленинграда, которые неделей раньше отметили День снятия блокады.
Бывших фронтовиков приветствовал главный раввин Волгограда Залман Иоффе, добрые слова запали в душу каждого пришедшего, растопили льдинки скопившихся за последние годы обид и горечи. В непринужденной обстановке за столом с нехитрым угощением и обязательными фронтовыми 100 граммами ветераны вспоминали свою молодость, пришедшуюся на годы войны, дорогих сердцу погибших фронтовых друзей, День победы.
Владимир Алексеевич Эстерман, заместитель председателя областного комитета ветеранов войны и военной службы, возглавляющий общество и председательствующий в клубе кавалеров ордена Славы, рассказал о боевых и трудовых успехах своих "подопечных". Сам он воевал в полковой разведке в составе 3-го Гвардейско-кавалерийского корпуса, прошел путь от Дона до Эльбы, был трижды ранен, награжден орденами Славы I и II степени, медалью "За отвагу", орденом Отечественной войны I степени.
Израиль Маркович Гольдин прочел из бережно хранимой газеты тех 40-х годов свои стихи. Звучали в этот день стихи как в авторском исполнении, так и на профессиональном уровне в исполнении артиста, ветерана войны, участника обороны Ленинграда Александра Исааковича Лурье.
Повествование Марии Абрамовны Яворовской вернуло ее и присутствовавших на встрече во времена 57-летней давности, когда она, 16-летняя девчонка, убежала на фронт.
Как и 19-летний Ленька Князик, который, имея на руках "белый" билет, оббивал пороги военкомата, пока не добился отправки на фронт. Вернулся он контуженый, с тяжелым сквозным ранением обеих ног, кавалером орденов Славы III степени, Отечественной войны I степени, награжденный медалями "За отвагу" и "За оборону Ленинграда". Теперь бывший полковой разведчик 1025-го стрелкового полка 291-й Гатчинской стрелковой дивизии Леонид Евсеевич Князик вспоминал и тяжелое, и смешное, казалось бы, несовместимое с самим понятием "война". В его разведвзводе был еще один еврей, Витя Солнышкин. Каким было бы чудом узнать, что он остался жив и, читая журнал "Лехаим", откликнется, и встретились бы друзья-однополчане, бывшие разведчики... На такой случай сообщаем ему телефон: (8442) 73-12-63.
Ветеранов приветствовали учащиеся еврейской воскресной школы, которые вручили им цветы и подарили небольшой прекрасный концерт. Тряхнули стариной и фронтовики, кружась в памятном вальсе. Расходиться никому не хотелось.
Как замечательно, что есть место, где евреи, бывшие фронтовики, могут встретиться, пообщаться, поделиться воспоминаниями.
Тамара Ройзен
Три года вместе
В белых сугробах пышной кремовой шапки огромного торта сияли, разбрасывая лучистые звездочки, три свечи. Донецкий женский клуб «Хая-Мушка» праздновал свою третью годовщину.
И не перевелись за эти три года темы встреч и бесед в клубе, не наскучили эти маленькие женские праздники. Более того, многие, сдружившись здесь, ждут очередной встречи в клубе, чтобы отметить с подругами праздник, поделиться радостями или неприятностями, обсудить волнующие проблемы.
Много времени, сил, энергии положила на организацию таких непохожих друг на друга и таких одинаково интересных встреч в женском клубе ребецн Дина Вышецкая. Благодаря ей три года назад собрались еврейские женщины Донецка впервые, наверное, вместе.
«Не ошибка ли это какая-то? – удивлялась каждая из них накануне, получив цветной листок с приглашением провести вечер в женском клубе. – Что за клуб? Может, и не меня имели в виду?» Лишь собравшись в тепле домашней обстановки, которая с первого раза установилась здесь, каждая почувствовала себя значительной и желанной на этом маленьком женском «огоньке» в тот вечер три года назад.
Немало прекрасных вечеров проведено в клубе за эти три года, таких неодинаковых, разнообразных. Для кого-то явилось откровением празднование еврейских праздников или определенных моментов истории нашего народа, многие вспомнили бабушкины традиции и с радостью начали возрождать их в своих семьях. Еврейская музыка, песни и танцы – непременный атрибут этих встреч. Не обходятся здесь без веселых игр, конкурсов, лотерей.
А сколько интересных людей побывало в гостях у клуба!
С каким вниманием слушают и записывают рецепты ханукальных блюд даже опытные хозяйки, секретами которых делится приглашенная сюда главный повар донецкого ресторана «Шалом». Женщины представляют себе, как приятно удивят они своих домашних, реализуя у себя дома услышанное только что. Немало нового открыли для себя почти все после беседы с косметологом. Никого не оставил равнодушным показ моделей на последнем заседании клуба.
Уже родной и близкой всем стала в клубе поэтесса Майя Литинская. Согревают душу и задушевные еврейские песни в исполнении преподавателей донецкой национальной еврейской школы. На этот раз они звучали в память ребецн Хаи-Мушки Шнеерсон, светлой женщины, большой души человека, имя которой носит клуб.
О жизни этой скромной женщины, жены Ребе, так много сделавшей для евреев всего мира, было немало сказано в этот вечер. Истории из ее жизни заставляли восхищаться и задумываться над собственной жизнью, побуждали стать лучше, чище. Она будто присутствовала в этом притихшем зале огоньком зажженной поминальной свечи.
Многовековая история доказывает, что женщина может многое. А уж много женщин, целый клуб, тем более.
Особенно, если все вместе захотят.
Донецкий женский клуб «Хая-Мушка» вот уже три года собирает вместе еврейских женщин не только ради общения и веселья. Здесь каждая может почувствовать себя настоящей еврейской женщиной – хранительницей традиций, вдохновительницей не только своего дома, своей семьи, но и всего еврейского народа.
Лея Глаз
50 лет деятельности Ребе
В январский день 10 Швата в Донецке был проведен праздничный вечер, посвященный пятидесятилетию деятельности Любавичского Ребе. Много добрых, теплых слов было сказано о Великом Учителе.
О главе нашего поколения, его пророческом даре и постоянном беспокойстве, заботе о евреях всего мира рассказывал руководитель донецкой ешивы «Томхей Тминим» раввин Арье-Лейб Каминштейн. С рассказом о пятидесяти годах святой и такой нужной деятельности Любавичского Ребе выступил и посланник Ребе в Донецке – главный раввин Донбасса Пинхас Вышецкий. Раввин призвал присутствовавших на вечере принять в этот день какие-то важные и добрые решения на будущее. Это явится лучшим подарком к юбилею Ребе.
– Здесь сидит сейчас тысяча человек, – обратился он к залу, – однако в Донбассе живут еще четыре с половиной тысячи евреев, которые по разным причинам не смогли прийти сегодня на наш праздник. Многие все еще далеки от иудаизма. Пусть же каждый находящийся в этом зале возьмет на себя обязательство в честь Ребе привлечь в нашу общину, нашу многоголосую дружную семью хотя бы одного еврея, вернуть его к вере отцов и дедов. Эта мицва будет достойной памятью великого наставника и человека седьмого Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона.
На вечере был показан спектакль о Ребе, о возрождении еврейской жизни даже в дальних уголках земли. Спектакль поставили ребята из еврейской национальной школы Донецка. Прекрасные хасидские песни исполнил хор мальчиков «Пирхей Донецк», им подпевали и сидящие в зале.
Подлинным подарком к знаменательной дате явился дебютировавший в этот вечер Донецкий оркестр хасидской музыки под руководством заслуженного артиста Украины, солиста Донецкого театра оперы и балета Менахема-Мендла Соловьева (кларнет). Хасидские мелодии, в которых звучали и нежная грусть, и зажигательное искристое веселье, заставила в тот вечер петь еврейские сердца.
Вечер завершился выходом на сцену представителей всех организаций Хабад в городе. Рядом стояли малыши из детского сада и пожилые люди из общества «Тиферет Зкеним», учащиеся национальной еврейской школы и ученики ешивы, девушки–учащиеся махона «Хая-Мушка» и участники летних лагерей «Ган Исроэл».
В тот же день, 10 Швата, в синагоге «Бейт Менахем-Мендл» состоялся вечер знакомства хасидов с посланниками и учениками местной ешивы. Длился он до самой ночи, и его участники решили расширять работу Хабад не только в Донецке, но и во всех 22 еврейских общинах Донбасса.
День 10 Швата – важная веха в расширении воспитательных программ Хабад, а также введения новой программы, которая будет внедряться в течение всего юбилейного года. Она так и будет называться: «50 лет деятельности Ребе».
А вскоре весь Донбасс смог посмотреть телевизионную часовую программу о Любавичском Ребе, подготовленную его посланником раввином Пинхасом Вышецким.
Дина Вышецкая
«Марш смерти в Пальмникене»
Событие, которое произошло 55 лет назад, явилось последним актом уничтожения евреев во время второй мировой войны. Опасаясь, что Красная Армия может освободить узников концлагерей и гетто Штутхоффа, Лодзи, Варшавы, Будапешта и Прибалтики, эсэсовцы согнали около 7000 евреев в Кенигсберг (ныне Калининград), откуда их в 20-градусный январский мороз, полураздетых, погнали в последний путь, в Пальмникен (пос. Янтарный), находящийся в 50 км от Кенигсберга.
По словам очевидцев, после шествия колонна оставляла много трупов: ослабевших и отстающих немцы уничтожали на месте. У Пальмникена колонна спустилась к морю. Эсэсовцы отсекали по пятьдесят человек, плетущихся в конце, загоняли их в море и расстреливали из пулемета.
В течение года еврейская община Калининграда собирала средства на создание обелиска в память о жертвах нацизма. В этом году 30 января состоялось открытие обелиска, траурный митинг закончился поминальной молитвой.
Несмотря на штормовой ветер, сильный дождь со снегом, около 200 человек собрались на берегу Балтийского моря в пос. Янтарном почтить память погибших в тот день. На этом событии присутствовали губернатор Калининградской области Л.П.Горбенко, представители администрации области и города Калининграда, а также пос. Янтарного, представитель Немецко-Русского дома Ю.И.Юстус, представители средств массовой информации – газеты «Нью-Йорк Таймс», НТРК «Каскад», ГТРК «Янтарь», ТРК «21 век», областных газет, члены еврейской общины Калининграда.
Митинг проводили еврейская община Калининграда, главный раввин города и области Давид Шведик, директор школы-лицея № 23 Л.М.Фуксон. На митинге выступили губернатор Л.П.Горбенко, представители делегации из Израиля.
Особая благодарность выражается Федерации еврейских общин России, директору «Балтик ГМБХ» Л.З.Плитману, художественной студии «Балтик ГМБХ», проводившей работу по установке обелиска.
Семинар раввинов Украины в Днепропетровске
В современной общине раввин – ключевая фигура, не только духовный лидер, но и организатор, общественный деятель. Именно раввин представляет общину во взаимоотношениях с представителями властных структур всех уровней, раввин может и должен сплотить евреев общины, помочь им на пути возрождения, дать возможность открыть для себя прекрасный мир идишкайт, которого мы были лишены, повести их в этот мир.
Специфике работы раввина в современных еврейских общинах Украины был посвящен семинар, организованный «Джойнтом» в Днепропетровске. В семинаре приняли участие раввины, работающие в разных городах Украины.
– Одна из главных целей подобных семинаров – это обмен опытом, накопленным общинами в их работе, – сказал директор программ «Джойнта» по Восточной Украине Менахем Левкивкер. – Мы видим фигуру раввина как центральную, не только религиозного лидера, но и лидера общины в самом широком смысле.
В рамках семинара состоялись занятия, которые проводили ведущие специалисты, приглашенные «Джойнтом», круглые столы, встречи с членами попечительского совета днепропетровской еврейской общины.
– Работа раввина здесь, в Украине, существенно отличается от того, чем занимается раввин в Америке или в Европе, – считает главный раввин Днепропетровска и области Шмуэль Каминецкий. – В работе с местными властями мы решаем подчас сложнейшие юридические вопросы. Здесь требуется умение привлечь к участию в еврейской жизни и бизнесменов, интеллектуалов и студентов, и рабочих. Раввин должен быть дипломатом, менеджером, администратором, экономистом – словом, тем, кем это необходимо. И чтобы мы могли адекватно реагировать на проблемы реальности, «Джойнт» организовал и провел этот семинар. Сегодня он проходит в Днепропетровске, в следующий раз мы приедем в какой-то другой город. Очевидно, что знакомство с опытом конкретной общины – важная часть программы семинара.
Визит израильского посла в Днепропетровск
В начале февраля в Днепропетровск с официальным визитом прибыла чрезвычайный и полномочный посол Государства Израиль в Украине Анна Азари. Поводом для визита послужило открытие Дней культуры Израиля в Днепропетровске и нового здания Израильского культурного центра.
Прежде всего г-жа Азари посетила женское еврейское педагогическое училище «Бет-Хана» и действующую синагогу. В небольшом молитвенном зале посла Израиля встретил хор ветеранов благотворительного центра «Бейт-Барух». Главный раввин Днепропетровска и области Шмуэль Каминецкий рассказал послу об успехах еврейской общины Днепропетровска, достигнутых за годы свободы и демократии.
Гостья отметила, что много слышала о днепропетровской еврейской общине не только в Киеве, но и в Израиле, и даже в США, когда работала там консулом в Сан-Франциско. Большое впечатление на израильскую делегацию произвело выступление хора «Бейт-Барух», а для участников хора, пожилых людей, пронесших свет идишкайт через годы гонений и невзгод, было большой радостью сфотографироваться вместе с очаровавшей всех женщиной, представляющей интересы возрожденного еврейского государства в независимой Украине.
Израильская делегация с интересом осмотрела, здание хоральной синагоги «Золотая Роза». Построенное на пожертвования евреев Екатеринослава 150 лет назад здание синагоги при советской власти было передано клубу. Сейчас оно возвращено его хозяевам. Ведутся работы по его реконструкции.
Во время общения со зрителями в прямом эфире одного из днепропетровских телеканалов Анна Азари призналась, что потрясена увиденным. Возрожденная «Золотая Роза» станет одной из красивейших синагог мира, гордостью еврейской общины Украины.
Программа визита была чрезвычайно насыщена: встречи с руководителями области и города, фестивали и концерты, посещения еврейских организаций. По словам Анны Азари, ей особенно запомнились посещение еврейской средней школы «Ор Авнер», одной из самых больших в Европе, прекрасный концерт, открывавший Дни культуры Израиля и торжественное вручение медалей Праведникам мира.
В еврейской школе посол побывала на уроках иврита и еврейских традиций, беседовала с преподавателями и с учащимися.
– Я увидела организованную, динамичную еврейскую жизнь, – сказала Анна Азари в интервью днепропетровской телевизионной программе «В наше время» и еврейскому региональному «Радио-Штейтл». – Огромная заслуга в этом раввина Шмуэля Каминецкого. Считаю чудом то возрождение, которое мы наблюдаем в еврейской жизни Украины, а происходящее в Днепропетровске – чудом вдвойне.
Борис Бородин, Днепропетровск
фото И. Нижник
Рига, улица Лачплеша, 141
В глубине двора трехэтажное серое здание... Не очень заметное с дороги и совсем не типичное, построенное в стиле ренессанс... Здание с большой и интересной историей...
В 1830 году правление рижской еврейской общины решает основать школу, наставниками и руководителями которой будут рижские евреи.
Своим основанием школа обязана стремлению евреев к знаниям, желанию дать детям как традиционное, так и общее образование. Руководство общины задается целью создать свою еврейскую общеобразовательную школу, которая контролировалась бы властями, и аттестат ее был бы признан официальным документом об образовании.
Решение еврейской общины не встретило местных властей.
Лишь в 1838 году лифляндский губернатор поддержал идею создания школы, а весной 1839 года царь Николай I, уверенный, что это будет только способствовать усилению ассимиляции, подписал разрешение на создание школы. Наконец, 15 января 1840 года в Риге состоялось торжественное открытие еврейской школы. Вначале это был двухгодичное учебное заведение для мальчиков с немецким языком обучения. Программа включала несколько иностранных языков, арифметику, естественные науки, историю и географию.
Основателем школы и первым ее директором являлся доктор философии Макс Лилиенталь. Именно в это время школа была признана образцом, которому должны следовать еврейские учебные заведения нового типа по всей Российской империи...
Вскоре Макс Лилиенталь был приглашен в Петербург, а вместо него приглашаются раввины из Германии. В перерывах между уходом одного директора-иностранца и приходом другого школой управлял рижский педагог Вульф Каплан, который в 1864 году возглавил школу. Каплан был хорошо известен и очень популярен в среде рижского еврейства, во время его управления школу называли «Каплан шул», она уже стала пятигодичной. С 1877 года в школу уже принимали и девочек, но курс их обучения был сокращенным.
Школа была знаменита известными личностями, которые преподавали в ней. Так, ее завучем был Лейб Фишман, музыку преподавал всемирно известный кантор Большой хоральной синагоги, композитор еврейской религиозной музыки Борух- Лейб Розовский.
Однако школа не имела своего постоянного помещения. И только в 1887 году она получила здание на улице Лачплеша, 141, купленное еврейским филантропом и перестроенное под школу.
С каждой стороны здания был свой вход, для мальчиков и девочек. К концу ХIX века в школе учились более 500 учеников.
В период первой Республики занятия проводили на идише и иврите, а наряду с иностранными языками стали преподавать русский и латышский языки. В 1940 году школа получила название Рижская городская еврейская шестилетняя школа №11.
Школа играла важную роль в жизни рижского еврейства с точки зрения не только образования, но и сохранения еврейской культуры и традиций.
И вот война...
В доме, где еще недавно звучали детские голоса, играла еврейская музыка, был размещен созданный фашистами Юденрат (еврейский совет). С момента организации гетто на Юденрат возлагалась обязанность обеспечивать жильем, питанием, медикаментами тысячи евреев, изгнанных из их родных домов. Школьное здание и двор вокруг него были переполнены людьми. Сюда приходили евреи в надежде хоть что-то узнать о своих близких, они отказывались верить в худшее.
В Юденрате работали также евреи, пользовавшиеся уважением у еврейского населения города. Гетто, которое они помогали создавать, оказалось ловушкой. Вход есть, а выход... только смерть. Практически все работники Юденрата погибли в гетто...
Прошли годы. И вновь дом, когда-то служивший еврейскому образованию, распахнул свои двери еврейским детям.
С приездом в Ригу в 1992 году раввина Мордехая Глазмана и его супруги Ривки начинается активная работа, целью которой является создание школы с хорошим образованием.
Уже в 1995 году были открыты детский сад и два класса школы «Хабад- Любавич».
Сегодня в школе учатся и посещают детский сад более 150 детей. Внешний вид здания остался прежним, а в классах выполнен современный ремонт, открыт новейший компьютерный класс. Язык обучения – русский. Большое внимание уделяется изучению английского, иврита и латышского языка.
Дети, как и много лет назад, здесь изучают историю своего народа, знакомятся с его традициями и культурой, учатся читать Тору. В школе работают опытные преподаватели. Старинный Дом еврейского образования живет.
Но нет будущего без прошлого. Нельзя забыть все те ужасы, которые еврейский народ пережил в годы войны. С 13 по 17 декабря 1999 года в школе прошла Неделя памяти жертв Холокоста. Учащиеся под руководством своих воспитателей и классных руководителей знакомились с историей рижского еврейства, встречались с бывшими узниками гетто. Ребятам были предложены разные темы.
Первоклассники, например, познакомились со своей темой и рассказали на ученической конференции о героических подвигах Жаниса Липке, который спас из гетто более 50 евреев.
Ученики второго класса немного узнали о еврейской больнице «Бикур Холим», построенной в 1924 году и популярной не только среди евреев. Были открыты три отделения на 100 коек. Руководителем отделения был Владимир Минц. Бессменным директором больницы с 1924 по 1940 год являлся Исаак Иоффе, как и большинство врачей и медицинского персонала, погибший в гетто. При больнице работала школа медсестер. Во время войны в больнице расположился фашистский госпиталь, хотя это была территория гетто. Еврейские врачи вынуждены были скрываться. Им предоставила убежище находившаяся рядом старообрядческая церковь. После войны здесь была открыта. городская больница № 3. И только 19 июня 1992 года по решению Рижской Думы больница возвращена медицинскому обществу «Бикур Холим».
Девочки третьего класса познакомили нас с историей своей школы, а мальчики поведали о Старом еврейском кладбище. Этот участок земли был первым, который евреи получили для постоянного использования в Риге. До 1724 года еврейские захоронения производились в Коюсала. Судьба кладбища весьма плачевна, 4 июля 1941 года (в день первой акции) здесь было расстреляно 300 евреев, в общей сложности число уничтоженных на нем евреев превысило 2000. В 50-е годы территория кладбища была расчищена, памятники и обломки с нее убраны и могильные плиты скрыты. Памятники пошли на переработку. На месте кладбища разбили парк, названный «Парком коммунистических бригад». В начале 90-х годов этому «парку» возвратили прежнее название. Сегодня на Старом еврейском кладбище стоит лишь один памятник.
О синагогах Риги, интересных и трагических событиях, происходивших в Большой хоральной синагоге, рассказали четвероклассники. Большая хоральная синагога, открытая в Риге в 1841 году, заняла особое место в жизни рижского еврейства. Она была известна и за пределами Риги своими канторами и хором. Сюда приходили слушать религиозную музыку не только евреи.
... 4 июля 1941 года синагогу сожгли. 1000 евреев (300 из литовского города Шауляй) фашисты заперли в здании и подожгли его. Спастись не удалось никому...
Мальчики из пятого класса собрали материал о рижском гетто, девочки – о людях с интересными судьбами. Аня Перельман рассказала о своем дедушке, который чудом спасся из гетто.
Ребята шестого и седьмого классов приоткрыли тайну, о чем молчит Румбульский лес.
Послушав трагические истории, ребята прошли через всю территорию рижского гетто, посетили Старое еврейское кладбище. Невозможно описать эмоциональное состояние ребенка, осознавшего, что стоит на месте, где во время войны были расстреляны его родственники... 50 тысяч еврейских жизней, 20 тысяч из них детские... Столько погибло в Румбуле... Сегодняшним ученикам известны эти страшные цифры.
Наш дом хранит свою историю, а мы, учителя и ученики, живущие сегодня здесь, свято чтут его память.
Эдит Блох
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru