[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2000  ШВАТ 5760 — 1 (93)

 

МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ

 

Юд Шват в Москве

10 Швата 5760 года исполнилось 50 лет с того дня, как рабби Менахем-Мендл Шнеерсон возглавил Любавичское Движение. За годы руководства Ребе оно из малочисленной организации, большинство членов которой погибло во время Холокоста, превратилось в движение, объединившее свыше 200 тысяч последователей во всем мире.


Праздник в синагоге на Большой Бронной.

Это событие отмечали 1400 центров “Хабад-Любавич” в 35 странах шести континентов.

В Москве, как и во всем мире, его праздновали с большим воодушевлением. В синагоге в Марьиной роще зачитывали фрагменты из Торы, пели еврейские песни, шла интересная беседа. В праздновании в синагоге на Большой Бронной участвовали ансамбль “Гефилте фиш”, певец Евгений Валевич. Звучали речи многих членов общины. Слова председателя объединения раввинов СНГ, главного раввина Федерации еврейских общин России р. Берла Лазара завершили встречу на торжественной, светлой ноте. “Нужно гордиться, что у нас есть такая сила, что Б-г дает нам такие возможности”, — сказал раввин.

Эмблема праздника.

 

Еврейский почтовый конверт

В ближайшее время в российских почтовых отделениях появится конверт с символикой “Хабад-Любавич”, изображением Московского еврейского общинного центра, строительство которого завершается в Марьиной роще.

Известно, что регулярная доставка почтовой корреспонденции существует со времен Второго Храма. А служащий австрийской администрации Л. Кошир стал одним из первых, кто внес предложение оплачивать почтовые услуги с помощью специально налагаемого знака.

В России с 1953 года организован выпуск “художественных маркированных конвертов”: в ноябре указанного года были изданы конверты с парусными яхтами, в том же месяце — с изображением Большого Кремлевского дворца.

В феврале 1957 года увидели свет конверты с изображением зданий и площадей города Одессы. И вот в январе 2000 года в России милионным тиражом отпечатан конверт еврейской общины.

Стас Смелянский

 

Главный моэл России

С 1000-м обрезанием, доктор Шафит! Именно таков рекорд известного моэла, делающего обрезание детям и взрослым на территории России и стран СНГ (кроме Украины). Всего же с начала перестройки моэлы Федерации еврейских общин России совершили обряд брис-мила свыше 2000 раз.

Ишая Шафит в 1987 году окончил Медицинский институт в Нижнем Новгороде, через пять лет получил разрешение на врачебную практику в Израиле и там же прошел специальную подготовку моэла в организации “Брис Йосеф-Ицхок”. С 1996 года он постоянно живет в России, выполняя от 200 до 300 абсолютно кошерных операций (обрезаний) ежегодно.

Исполнение обряда обрезания.

В 1999 году, после праздника Пейсах, в операционной, разместившейся в синагоге на Большой Бронной, был сделан ремонт, в распоряжение моэла поступило новейшее оборудование. “Не во всех больницах есть такая операционная”, — с гордостью говорит Ишая. Во время операции звучит музыка, а дети даже могут поиграть в” гейм бой”.

Что касается рекордов, то их у моэла немало. Так, прошлым августом в Минске Ишая Шафит за один день выполнил 13 обрезаний! Самому пожилому еврею, который вспомнил о заповеди и обратился к моэлу, было 72 года.

Итак, 1000 евреев, младенцев и не только младенцев, с помощью Ишаи Шафита приобщились к освященному тысячелетиями союзу Авроома-Овину, исполнили одну из важнейших заповедей.  Ведь сказал Б-г Авроому: “Ты же соблюдай союз Мой, ты и потомство твое после тебя...”.    

Станислав Любарский

 

Школа в “Китай-городе”

В сентябре прошлого года, вероятно, только в этой московской школе не было привычного "первого сентября". Дело в том, что школа эта неординарная. Занятия здесь начинаются не как в обычных школах, а с праздника Рош а-Шона — еврейского Нового года. Поздравления, пожелания сладкого нового года, вкусная еда, мед и яблоки — все это первые впечатления ребят от начала учебного года. Отметив вступление в новый год, учащиеся, а это только мальчики 12—16 лет, приступают к занятиям.

Школа, которую они выбрали, очень серьезно относится к образованию своих  подопечных. День начинается рано. После утреннего туалета, короткой молитвы и завтрака ребята принимаются за учебу. История, физика, химия, математика, а еще и русский, биология, география. Что касается уроков английского и иврита, то здесь не простят ни секунды опоздания, невнимательности. Впрочем, быть невнимательным надо ухитриться: в классе всего 3-4 человека. В этой школе, хочешь не хочешь, приходится учиться хорошо, у преподавателя хватит времени "спросить" каждого.

В перерывах между занятиями можно выйти во двор, погонять в футбол, перекусить. Предусмотрен и перерыв на обед. Повара Мазл Тов, Дина и Неля относятся ко всем им по-матерински, кормят вкусно, дадут добавки.

Но поговорим с ребятами, как им живется-учится в этой школе.

Группа учащихся школы.

Мендл учится в девятом классе.

— Скажи, пожалуйста, легко ли здесь учиться?

— Не очень. Но легче, чем в обычной школе. Ты всегда можешь задать учителю вопрос, и он будет объяснять тебе непонятое до тех пор, пока ты не поймешь.

— Да, — включается в разговор десятиклассник Меир, — здесь к нам и педагоги, и воспитатели относятся как к равным, с большим уважением.

— Мне больше всего нравятся занятия в бассейне, — это уже говорит Мойше. — Я очень люблю плавать.

— Мои любимые занятия — информатика и шахматы, — говорит Михоэл. — Мы занимаемся в одном из самых "крутых" центров Москвы, в "Интернет-кафе" на Кузнецком мосту.

— А мне нравятся иврит и Тора, — заявляет Довид.

Никто с ним не спорит, в этой области он лучше всех.

Я не голоден, но съем.

— Не жалеете ли вы, что оставили обычную школу и живете вдали от семьи?

— Нет. Конечно, по дому мы иногда скучаем, но родители имеют возможность нас навещать, часто мы вместе проводим Субботу, они могут приехать и отдохнуть с нами в лагере "Ган-Исроэл". На каникулы нас отпускают домой.

— На самом деле та жизнь, которой мы живем, делает нас взрослее, серьезнее, самостоятельнее. Это правильно. Еврейский юноша с 13 лет может участвовать в миньяне — совместной молитве со взрослыми мужчинами, а значит, становиться равным с ними.

— Своих учеников мы считаем членами одной большой семьи и делим с ними все радости и проблемы, — говорит директор школы Арон Головчинер. — С мальчиками постоянно находится один из воспитателей, который относится к ним как к своим младшим братьям.

Это действительно так. Если ребята не на занятиях, то они вместе с Нисаном, Ициком или Мойше-Борухом читают Тору, во что-то играют, ходят на экскурсии или просто говорят по душам.

— Ну, хорошо, практически индивидуальное обучение, семейная атмосфера, воспитание в еврейских традициях — а что дальше? Какие перспективы открываются перед ребятами?

— Открывая школу, мы постарались максимально сбалансировать количество часов на изучение базовых школьных предметов и еврейской традиции. При этом сознательно были углублены курсы английского языка, иврита, информатики. По окончании школы наши выпускники не только получат государственный аттестат о полном среднем образовании, но и смогут свободно изъясняться на английском (в его американском варианте), иврите, станут грамотными пользователями компьютера. Свое образование они смогут продолжить в высших учебных заведениях Москвы, других городов Российской Федерации или выбрать еврейское традиционное образование и учиться в США или Израиле.

— Многие родители с недоверием относятся к так называемому  традиционному еврейскому образованию.

— И совершенно напрасно, — считает Арон Головчинер. — Мальчики наши меняются на глазах. Из грубоватых, резких сорванцов они превращаются в добрых, отзывчивых, внимательных взрослых людей.

В школьном общежитии.

— Соблюдать традиции совсем не трудно, — говорит Абель. — К этому легко привыкаешь.

— Отправляясь сюда, я боялся, что будет скучно, — это говорит Шмуэль,  самый младший из ребят. — Но жизнь оказалась здесь очень интересной, веселой, в ней много развлечений и праздников.

— А дорого стоит обучение в такой школе?

— Что вы?! — хором отвечают ребята. - Наши родители не платят ни за что. Нас кормят, покупают нам одежду, книги, водят на экскурсии. Даже наш проезд полностью оплачивается.

— Откуда же берутся средства на реализацию этого проекта, Арон?

— Основной вклад делает, безусловно, фонд "Ор Авнер", огромное спасибо за это президенту фонда Леви Леваеву и председателю объединения раввинов СНГ Берлу Лазару, а также бизнесмену Аврааму Гасту.

На занятии в компьютерном классе.

— Где вы подбираете преподавательские кадры?

— Для преподавания обычных школьных предметов мы привлекаем лучших педагогов московских школ и гимназий, а  в преподавании традиционных дисциплин огромную помощь нам оказывают раввины Мойше Нудельман, Зуша Горелик, Борух Клейнберг.

На занятии с раввином Зушей Гореликом.

— Как стать учеником вашей школы?

— Прежде всего надо быть евреем, а кроме того, хотеть учиться. Все остальное приложится.

Наталья Рабчук

 

“К жизни, полной смысла...

“Обливались ли вы когда-нибудь слезами без видимой причины, охваченные глубокой печалью? Это — ласковый голос вашей души, которая жалуется, стремится привлечь ваше внимание. Она хочет, чтобы вы заботились о ней, по крайней мере так же, как о своем теле”. Такими словами начинается первая глава раздела “Человек” удивительной книги “К жизни, полной смысла. Учение Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона”.

В 1997 году книга была признана мировым бестселлером. Крупнейшее и авторитетнейшее издательство “Уильям Морроу” впервые решилось выпустить книгу сугубо еврейского содержания. Работа вышла в серии “Философские основы мира”. Издательство не прогадало: успех книги был невероятным, а уже через два года она была переведена на 15 языков.

Пожалуй, впервые на такую широкую мировую аудиторию издается учение ортодоксального раввина. Но популярность книги объясняется не только этим. “К жизни, полной смысла” — это доступное изложение взглядов Ребе по поводу практически всех аспектов бытия и веры. В трех ее разделах, “Человек”, “Общество”, “Б-г”, мы читаем о рождении и смерти, доме и семье, науке и технике, добре и зле. Главным источником материала для написания книги послужили так называемые фарбренген, еженедельные беседы в Центральной любавичской синагоге в Бруклине. На этих легендарных встречах Ребе излагал свою теорию. Субботние лекции запоминали специальные “устные писцы”, люди с феноменальной памятью, которые после исхода Субботы записывали услышанное. Одним из таких писцов был составитель книги Симон Якобсон. Сегодня он возглавляет комитет по изданию Учения Ребе.

Симон — потомок русских и грузинских евреев. Отец его, Гершон Якобсон, — главный редактор крупнейшей газеты на идише “Алгемейнер журнал”. Личное знакомство главного редактора “Лехаима“ Боруха Горина с талантливой семьей помогло ускорить процесс перевода книги на русский язык и ее публикации в России. Книга увидела свет в конце декабря прошлого года. В первую же неделю было раскуплено 2,5 тысячи ее экземпляров.

Каждая глава книги снабжена историями, произошедшими с известными в еврейском мире людьми, притчами и афоризмами Ребе. Одно из его высказываний можно отнести к факту появления этой книги в нашей стране: “Чудеса происходят вокруг нас. Нам надо открыть глаза, чтобы увидеть их”.

Станислав Смелянский

 

Вы согрели нашу семью...

Ханука 5760 года согрела сердца многих евреев московской еврейской общины. Каждый член общины получил прекрасный ханукальный набор, приглашение на концерт и письмо-поздравление от раввина Берла Лазара, в котором извещалось о времени зажигания ханукальных свечей. Накануне праздника было распространено 55 тысяч таких наборов, изготовленных по специальному заказу в Китае.    

Ханукальный набор.

На светлый подарок, на оказанное им внимание, московские евреи откликнулись теплыми письмами. В редакции газеты “Московское время” с волнением читали слова благодарности. Приводим выдержки из некоторых посланий.

 

В мой дом пришли сразу два праздника: светлый и теплый Хануки и ваше поздравительное письмо с подарком — ханукальной менорой. Вы согрели нашу семью, состоящую из двух пенсионеров и одного студента. Мы  давно мечтаем помочь еврейской общине, но с деньгами у нас плохо: две небольшие пенсии и одна очень маленькая (80 руб.) стипендия... Однако у нас есть одежда и обувь в хорошем состоянии. Я могу привезти это сам, если кому-нибудь надо. Сообщите, пожалуйста, адрес и телефон того, кто нуждается в такой помощи.

Л. Виленский

 

Ваши мудрые теплые письма и подарки добавляли в нашем доме света и тепла в будни и праздники. В скором времени наша семья изменит место жительства. Мы увезем с собой полученные от вас календарь, ханукию и другие знаки внимания, которые будут нам напоминать “Марьину рощу”.

Марк и Анна Фиготины

 

Примите мою глубокую благодарность за поздравление с праздником, направленное в адрес моего отца. Ему 86 лет, и вот уже три года он прикован к постели. Своим поздравлением вы доставили ему огромную радость, он лишний раз ощутил, что о нем помнят. А зажженные свечи меноры заставили его вспомнить детство, когда в семье отмечали этот праздник (его дед был киевским раввином, фамилия его Резник). Огромное вам спасибо.

В. Грейниман

 

Сердечно благодарю вас, уважаемый раввин Берл Лазар и еврейский общинный центр, за поздравление с праздником Хануки. К сожалению, мои недуги не позволяют мне принять участие в праздничной церемонии. Но я всей душой с вами.. Пусть всегда будет светло в наших домах и душах.

Л. Авербах

 

Глубоко тронута поздравлением общинного центра с днем моего рождения, праздником Хануки и посылкой ханукального набора — поздравлением просто Славе Григорьевне, а не “по случаю успехов в трудовой деятельности”, “ветерану института” и пр. Сердечно вас благодарю.

С. Беккерман

 

К большому сожалению, в свои 93 года, в моем болезненном состоянии я  не могу посетить проводимые общиной мероприятия. Однако мне очень приятно проявленное вами внимание.

Н. Раввина

 

МАЗЛ ТОВ!

Поздравляем Льва Пинхусовича Вольберга  с девяностолетием, желаем ему здоровья и бодрости!

 

Иосиф Натанович Шейхет поздравляет свою жену Эсфирь Гданииловну Черток, удостоенную звания заслуженного учителя школы РСФСР, с шестидесятилетием.

 

Поздравляем Льва Зиновьевича Ратманского с семидесятилетием.

 

Поздравляем Гарри Львовича и Ларису Михайловну Ремпель с бракосочетанием их сына Игоря и его супруги Юлии.

Желаем счастья и любви молодоженам и нахес их родителям!

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru