[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2000  ШВАТ 5760 — 1 (93)

 

НОВОСТИ ФЕДЕРАЦИИ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН СНГ 

 

Центр подготовки сойферов в Днепропетровске: первые итоги

Сравнительно недавно в Днепропетровске открылся центр подготовки сойферов — уникальное учебное заведение на территории СНГ. Сейчас в нем обучаются 17 человек не только из Днепропетровска и Украины, но и из ближнего зарубежья. Занятия ведет известный  сойфер реб Ицхак Хазин из Иерусалима. В декабре прошлого года торжественно отмечалось завершение 15 свитков книги Мегилас Эстер, которую будут читать в дни праздника Пурим.

— Очень скоро, — говорит реб Ицхак Хазин, директор центра, — наши учащиеся сдадут экзамен и станут настоящими сойферами, смогут писать мезузы, тфилин, а после обретения достаточного опыта — и переписывать свитки Торы.

  

Ведь кроме знания иврита, красивого почерка и виртуозного владения всеми стилями начертания букв Торы, сойфер должен быть добродетельным, Б-гобоязненным человеком, строго соблюдающим заповеди иудаизма. Труд сойфера весьма кропотлив, для написания свитка Торы, например, требуется около года.

Реб Ицхак Хазин и его сын выполняют большой объем работы. Они постоянно заняты: проверяют свитки Торы, привезенные из многих еврейских общин Украины, в центре проводится проверка и реставрация тфилин и мезуз. Раввин Элиша Барам, директор коллежа им. Суэд, на базе которого создан факультет по подготовке сойферов, говорит:

— Мы очень благодарны еврейской общине и комитету "Джойнт" за ту поддержку, которую они нам оказывают. Учащиеся занимаются в специально оборудованном помещении, обеспечены комфортабельным общежитием и стипендией.

На церемонию завершения свитка Мегилас Эстер прибыл гость из Иерусалима Аарон Вайс, координатор общинных программ "Джойнта":

— Я глубоко взволнован, — сказал он в интервью днепропетровским средствам массовой информации. — Работа центра — свидетельство подлинного возрождения еврейской общинной жизни. Мы благодарны "Джойнту" за участие в этом проекте, который в Днепропетровске достиг такого уровня благодаря раввину Шмуэлю Каминецкому.

— Благословен город, в котором живут сойферы, — часто повторяет реб Ицхак Хазин. — Для меня счастье работать и учить молодых евреев этому искусству здесь, в городе, где прошли детство и юность Любавичского Ребе.

 

Я могу на них опереться

С этими людьми я встретился в первый же год своего пребывания в Днепропетровске. Среди новых знакомых мне представили и эту семью.

— Знакомьтесь, реб Шмуэль, это семья Цицуашвили из Грузии.

...Признаться, никогда раньше мне не приходилось общаться с представителями этой ветви нашего народа.

С любопытством всматривался я в их смуглые лица, вслушивался в их речь с непривычным акцентом.

Чуть позже я проникся к ним чувством глубокой симпатии за бескорыстность, дружелюбие и готовность всегда прийти на помощь. Такие качества не приобретаются с годами, они впитываются с молоком матери.

Реувен, Исаак, Рахель...

А теперь вот юный Мордехай, которого я помню совсем еще мальчиком, активно включился в жизнь нашей общины. Для дружной семьи Цицуашвили Б-жья заповедь делиться с ближним частью своего добра — не просто слова. С их именами связаны и ремонт синагоги, и подаренный еврейской школе комфортабельный импортный автобус, и два легковых автомобиля, и многое другое.

А теперь — построенная ими в честь самого юного представителя этой семьи, Мордехая, миква. Я рад, так как вижу в этом добрый знак того, что никогда не угаснет чувство любви к Б-гу среди молодого поколения евреев.

Я счастлив, что живу среди этих людей!

Главный раввин Днепропетровска Шмуэль Каминецкий

 

Мишпаха с нами!

Участниками волгоградского семейного лагеря "Мишпаха" стали 14 еврейских семей из Волгограда, 3 семьи из Нижнего Новгорода и 2 семьи лекторов-раввинов из Москвы. В общей сложности в подмосковном Румянцеве Истринского района с 3 по 10 января собрались 60 человек —  взрослые с детьми в возрасте от 3 до 15 лет. Для "Мишпахи" гостеприимно распахнул свои двери спортивно-оздоровительный центр  "Ган Исроэл", были  обеспечены пятиразовое  кошерное питание, работали бассейн и сауна — для  взрослых. Семьи расселили в комнатах на 3, 4, 5 мест.

Первый день был  посвящен исключительно знакомству и формированию коллектива: игры и конкурсы показали организаторам, как многообразны таланты и артистизм участников встречи,  как велики их энтузиазм и воля к  победе. Многие раскрылись с неожиданной стороны — даже для своих близких.

Во второй и остальные дни  работа строилась по следующей схеме: завтрак, утренний блок лекций для взрослых и практические занятия для детей, после обеда — детский бассейн и прогулки с родителями  на свежем воздухе, затем дневной блок лекций, ужин и практические занятия (игры, КВН, викторины и конкурсы) на закрепление материала лекций.

Обычно вечера взрослые проводили в спортивном комплексе: сауна, бассейн, настольный теннис.

Для начала, во второй день, вниманию слушателей были предложены философские темы:  "Еврейский  взгляд на мир", "Понятия о вере", "Кашрус и шулхан орух" (читал р. Д. Карпов).

Тематика третьего дня: "Библейские фразы и еврейские имена", "История хасидизма" и "Взаимоотношения между людьми" (читали р. Д. Карпов и девушки молодежного клуба Сара  Лесик и Ципора Маргулис). Практические занятия — КВН по "Лашон а-ра" (злой язык), в которых борьба была ожесточенной, показали, как непросто обойтись в жизни без злословия.

Вечером девушки собрались на фарбренген с Яэль Иоффе, Сарой Шафит поговорить о жизни, где для многих стали откровением такие понятия, как "шидух", "хупа", "ашгаха  пратит". Расходились около часа ночи очень неохотно.

В четверый день, в четверг, блок лекций Сары Шафит "Праздники" вызвал живейший интерес.

Силами молодежи и родителей талантливо  и  искрометно был поставлен (за 2 дня!) прекрасный "Пуримшпиль". Завершился день игрой-викториной  на знание законов и обычаев, атрибутики праздников.

Естественными для пятого дня, пятницы, были лекции "Суббота — день отдыха", "Женская заповедь",  "Введение в иврит". Читали А. Хмельницкий, поразивший всех нетрадиционной манерой изложения, С. Шафит, Рена Шантырь.

Сколько радости  доставило и  взрослым, и детям изготовление субботних хал! Трудно  сказать, кто с большим усердием плел халы — пятилетняя Дина Крайзлер или солидные дамы.

К 16.00 женская часть "Мишпахи" собралась для исполнения заповеди зажигания субботних свечей. Есть что-то удивительное и завораживающее в трепете огоньков, в произносимых с закрытыми глазами святых словах благословения. Незабываемое зрелище — сотня горящих свечей. В полной мере участницы семинара использовали "зман бакаша" — время просьб. Женщины просили Б-га о самом сокровенном — о мире и здоровье для своих детей, благополучии и радости для всех близких.

Вечерняя молитва и встреча Субботы запомнилась и тем, кто впервые попал в миньян, и "старожилам" прекрасным пением кантора Давида Кузнецова. Затем следовала субботняя трапеза за нарядно сервированным столом с кидушем, песнями и "лехаимом".

Субботнее утро для мужчин (тех,  кто не проспал)  началось с окунания в микву. В результате завтрак и молитва сместились на 1—1,5 часа. В утренней молитве  участвовал и кантор Д. Кузнецов, почти все женщины, девушки и девочки взяли себе у свитка Торы еврейские имена.

Утренняя субботняя трапеза прошла оживленно с традиционным кидушем, благословением на хлеб, поздравлениями взявших себе еврейское имя.

Лекция р. З. Иоффе о цдоке заинтересовала всех. Многие выяснили для себя, что в иудаизме нет понятия "милостыня", а есть "цдока" — справедливость.

После ужина в "интеллектуальном кафе" победа с большим трудом досталась команде  "зеленых".

Закончился шестой день пребывания в лагере.

Седьмой день, воскресенье, — "День семьи". Кроме интересных лекций на темы "Еврейская семья" (М. Пантелят), "О роли женщины" (Я. Иоффе), "Еврейское воспитание" (С. Шафит), многие запомнили этот день знаменательным событием — “брис-милой" шести мужчин в возрасте от 11 до 45 лет.

Администрация "Ган Исроэл" устроила для "новорожденных" настоящий праздник с поздравлениями, огромным тортом и "лехаимом". Всем им были вручены Тора, Сидур и книга "Еврейский мир" И. Телушкина.

Вечер завершился семейным конкурсом "Мама, папа, я" и кошерным шашлыком на свежем воздухе.

Понедельник 10. 01. 2000 — пследний день в лагере.

 

Уже накоплен большой объем знаний об истории, культуре и традициях родного народа.

Ранний подьем, хороший завтрак и заключительная лекция — о скромности: "Зачем нужна одежда" (А. Хмельницкий) в продолжение тематики предыдущего дня, вылилась она в бурную дискуссию.

Пообедав, заполнив анкеты и написав многочисленные благодарности в книге замечаний и предложений "Ган Исроэл" в адрес администрации, пищеблока и спортивно-оздоровительного комплекса, члены семейного лагеря покинули гостеприимный Центр.

Мы покинули "Мишпаху", но не "Мишпаха" нас. По дороге домой, в Волгоград, все, и дети, и взрослые, горячо поддержали идею создания семейного клуба. При поддержке общинного центра и семьи раввина Залмана Иоффе, под руководством молодой энергичной энтузиастки Анны Чигиринской мы верим — клубу быть!

"Мишпаха" с нами!

Семьи Гордон, Хаселевых  из Волгограда

 

Зимний лагерь в Челябинске

Морозным январским утром в воскресенье дети отправились в свой лагерь, "Ган Исроэл", впервые организовавший работу в зимнее время. Об этом позаботился еврейский общинный центр "Хабад-Любавич — Ор Авнер" в лице главного раввина г. Челябинска и Челябинской области р. Меира Кирша.

Летний лагерь существует в Челябинской области уже 5 лет, и дети, побывавшие в нем, с нетерпением ждали новой встречи с друзьями и вожатыми. Вожатые Нехама Маласки (Нью-Йорк) и Дина Корер (Лондон), воспитатели из Челябинска и организатор лагеря Анна Давыдовна Богомольная встретились с 30 еврейскими ребятами. Недельная программа соответствовала 6 дням сотворения мира. Вожатые проявили всю свою изобретательность, артистичность, чувство юмора, эмоциональность, профессионализм.

День был расписан по минутам: короткая утренняя молитва Шахарис, Цдока (пожертвования), еврейское образование, игры, конкурсы, спортивные соревнования, поделки, еврейская музыка и песни. Занятия являлись уроками добра, сострадания, милосердия. Ребята учились делать мицовойс (добрые дела) и строили из них, как из кирпичиков, стену Третьего Иерусалимского Храма.

Неделя закончилась встречей и празднованием Субботы.

Каждый увез с собой на память альбом, в котором были собраны изготовленные своими руками аппликации, рисунки, композиции, посвященные 6 дням сотворения мира. Дети очень привязались к своим вожатым, не ощущался между ними даже языковой барьер.

Лагерь сдружил детей, они трогательно прощались друг с другом и вожатыми, мечтая о новой встрече летом.

 

Юд Шват в Риге

Община "Хабад-Любавич" известна и уважаема в Риге с 1992 года. Все знают ее руководителей  — раввина Мордехая Глазмана и его жену Ривку, раввина Шнеура Кота и его жену Рохи, дает себя знать просветительская работа общины, (детский сад, ежедневная и воскресная школы, махон "Хая-Мушка", ежегодные летние лагеря в Юрмале и др.), благотворительность (продовольственные пакеты, обеды на дом пожилым людям, не выходящим из дома и недавно открывшаяся благотворительная столовая). Забота о детях и стариках — одно из главных направлений деятельности общины. Устраиваемые ею праздники и концерты всегда собирают большое количество людей.

В этом году евреи всего мира празднуют большую и светлую дату — 50 лет назад лидер и учитель движения "Хабад" рабби Менахем-Мендл Шнеерсон согласился взять на себя роль Любавичского Ребе, главы нашего поколения. Миллионы людей, руководители государств, религиозных общин, журналисты признали высокую духовность учения Ребе, его приверженность задачам просвещения и совершенствования общества, его призывы к единству и преклонялись перед ним.

Воскресным днем, 16 января (9 Швата) в полдень по тесным улочкам старой Риги группы евреев направлялись в один из красивейших залов города, концертный зал Вагнера. Люди радовались встрече и шли дальше вместе. Чувствовалось приближение праздника, на лицах появлялись улыбки.

Сцена зала украшена большим портретом Ребе и плакатом "Каждое хорошее дело, которое мы делаем, добавляет света в мире". Гостей встречают устроители праздника, немного волнуясь: в Риге в разгаре эпидемия гриппа — придут ли люди, будет ли полон зал? Одна пожилая женщина говорит: "Я знаю про грипп, понимаю, что мне лучше бы не выходить из дома, но я не могла не прийти".

Зал полон. Его открывает приехавший из Петербурга раввин Цви Пински, которому выпало счастье учиться у Ребе в Нью-Йорке. Он рассказывает биографию Ребе, говорит о цели Любавичского Движения — возвращении ассимилированных евреев к еврейскому образу жизни согласно Торе, о заповедях Торы, вспоминает о своих встречах с Ребе, занимательные истории из жизни Учителя; говорит дольше запланированного, но люди в зале слушают очень внимательно. На сцене известные музыканты — пианистка Инна Давыдова, скрипач Янис Булавс, виолончелист Ивар Беспрозванов. Звучит музыка, радостная, веселая, соло-скрипка, соло-виолончель, затем грустная. Знакомые с детства мелодии, трогательно до боли. Фрейзус Калман: "Хасидскую музыку надо чувствовать.

Я эту музыку знаю с детства. Какое счастье услышать ее снова под сводами такого красивого зала".

В антракте люди проходят в галерею. Покупают предметы еврейского быта (свечи, подсвечники и др.), календари, книги. Книга "К жизни, полной смысла. Учение Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона" раскуплена мгновенно, пришлось привезти новую партию.

Во втором отделении еще веселее музыка, еще теплее атмосфера. Зал на время концерта стал теплым домом, в нем царило прекрасное настроение.

В завершение — видеофильм о Ребе. Очень интересно.

"Спасибо! — говорили побывавшие на этом прекрасном празднике. — Большое спасибо!"

 

Узнать и не забыть

Тот серый промозглый день собрал немало людей около одного из самых жутких мест в Донецке — шурфа шахты "4-4 бис" на траурную церемонию, посвященную памяти жертв Холокоста, которую проводил Донецкий еврейский общинный центр совместно с донецким областным отделением общества "Украина—Израиль". 58 лет назад, в те трагические дни, когда фашистские оккупанты начали акцию массового уничтожения евреев города, стволы этой шахты стали последним пристанищем для 75 тысяч безвинно загубленных жизней. Вместе с военнопленными солдатами и командирами Красной Армии, подпольщиками, здесь были расстреляны 25 тысяч еврейских мужчин, женщин и детей, дедов, отцов, матерей многих из присутствовавших на церемонии.

...В один из тех дней среди пригнанных к стволу шахты на казнь была и Таисия Беркович, мать троих детей. Портрет этой 33-летней черноволосой красавицы держит в руках уже немолодая сейчас женщина — ее дочь Людмила, чудом выжившая в страшные военные годы. Девочка осталась сиротой в год и десять месяцев и пережила войну, пожалуй, только благодаря десятилетнему брату Владлену, который стоит рядом с ней сегодня и рассказывает, как страшно было тогда без матери им, троим малышам (был еще пятилетний Альберт). Сколько горя перенесли они в военное лихолетье, как пухли от голода и холода, скитались и попрошайничали, прятались от немцев.

В шурфе этой шахты покоится семья, 12 человек, преподавателя еврейской школы Ольги Гордон. Ее тогда еще не было на свете, но из поколения в поколение передается эта трагедия, эта семейная боль. Единственной виной членов семьи Гордон было то, что они евреи. И вот уже бредут они страшной дорогой смерти к месту своего последнего пристанища и единственная радость у них — они успели спрятать своего младшенького Гришу.

— Что чувствовали, что говорили те люди в последние минуты своей жизни? Страшно об этом думать, — сказал в своем выступлении главный раввин Донбасса Пинхас Вышецкий. — Как я могу предположить, говорили они то же, что говорили евреи перед такой страшной смертью на протяжении всей своей истории: "Шма, Исроэл, Адэй-ной, Элой-гейну, Адэй-ной Эход". Давайте же сейчас, соединившись мысленно с ними, произнесем те же слова, чтобы показать, что песни, которые они пели когда-то, молитвы, которые читали, звучат и сегодня в устах новых поколений и не умрут, как не умирает еврейский народ.

И над страшным этим и святым местом пронеслось: "Шма, Исроэл", а потом — "Ам Исроэл Хай!", чтобы показать всему миру — жив еврейский народ и силен дух его. Зажглась поминальная свеча, зазвучала молитва.

Это святое место боли и страданий. Но память — это не только урок истории.

Память — это сегодняшний день, это наши родители, наши бабушки и дедушки, которые, к сожалению, постепенно уходят. И успеть расспросить их, разузнать, как это было, — наш долг. Узнать и не забыть, ибо все мы — звенья единой цепи нашего народа. И если даже маленькое колечко в этой цепи разорвется, погибнем мы все.

Лея Глаз

 

Ханука в Петербурге

На стыке месяцев Кислев и Тевес еврейскую жизнь освещал праздник Ханука. Еврейский Петербург в полной мере ощутил прибавление света в истекшем году. Ханукальные свечи зажигались в разных точках города — концерты и встречи сменяли друг друга во все праздничные дни.

В первый день праздника, 4 декабря, в Большой хоральной синагоге состоялось торжественное зажигание свечей, их на большой ханукие, установленной перед отреставрированным главным входом и потому заметной издалека, зажег главный раввин Петербурга Менахем-Мендл Певзнер. Раввин поздравил всех присутствующих и раздал детям ханукегелт. Не отходя от ежегодной традиции, на празднике выступил председатель еврейской религиозной общины Петербурга Марк Грубарг. И никак не могла Ханука обойтись без пончиков, доставивших радость и взрослым, и детям. А под конец всех ждал сюрприз: удивительное представление фейерверков, которое стало поистине праздником света.

На следующий день праздник продолжался в главном концертном зале Петербурга БКЗ "Октябрьский". Уже который год Российский еврейский конгресс и общество "Маккаби" во главе с известным бизнесменом благотворителем Михаилом Мирилашвили дают нам, евреям Петербурга, возможность встретиться всем вместе, зажечь ханукальные свечи, поговорить друг с другом, узнать новости и стать зрителями впечатляющей праздничной программы.

А программа действительно была насыщенной. Выступали главный кантор Большой хоральной синагоги Борух Финкельштейн, известные артисты Тамара Гвардцители, Иосиф Кобзон, аркадий Арканов и Левон Оганезов, Илья Олейников и Юрий Стоянов, Максим Леонидов, вел концерт конферансье Григорий Баскин.

В тот вечер на сцене и по обе стороны от нее горели десятки, сотни ханукальных свечей. Их зажигали на большой ханукие в зале раввин М.-М. Певзнер с М. Мирилашвили, зрители в фойе и артисты — участники концерта за кулисами (благодаря студентам и преподавателям ешивы "Томхей Тмимим-Любавич" все было сделано строго в соответствии с еврейским законам).

 

Организация "Бейс Хабад" при участии Израильского культурного центра провели веселый праздник для детей в ДК "Выборгский" в котором участвовали ученики школ "Бейс Сейфер Менахем", №224, "Шорашим", "Иерусалим", других школ города и их родители.

Были и другие чудесные события в ханукальную неделю, ни одна еврейская организация Петербурга не осталась в стороне, да и как иначе? А теперь нам остается ждать чуда в следующую Хануку.

   

 

Чудо Хануки в детском саду

Опять, как много лет назад, в душе каждого еврея звучит волшебная музыка праздника Ханука, в глазах взрослых и детей дрожат отблески хрупких, но бессмертных огоньков ханукальных свечей. Пожилых людей праздник мыслями возвращает в детство.  Вряд ли воспоминания о праздновании Хануки возникают у двадцати- и тридцатилетних людей — они были лишены этой радости. И кажется чудом, что именно их дети, воспитанники вильнюсского детского сада "Бейс Менахем", с азартом распевали:

Севивон сов, сов, сов,

Ханука у хаг тов.

Севивон крутись, вертись,

Праздник Ханука продлись.

И все это с музыкой, танцами, ханукальными играми. На детском празднике веселились и дети, и их родители, и гости. Вместе со всеми веселились раввин Шолом-Бер Крински и его жена Дина. В память о чуде с маслом всех угощали оладьями и пончиками, жаренными в масле. Дети получили ханукальные деньги, меноры, чтобы продолжить праздник дома, зажигать каждый вечер свечи, как они это делали в детском саду в течение восьми дней. Все потрудились на славу, изобретательные воспитатели позаботились, чтобы праздник света получился, удался и остался в памяти у всех его участников.

Алла Фридман

заведующая детским садом

Олимпиада в вильнюсской школе

Весной прошлого года в нашей школе “Бейс Менахем” была проведена олимпиада по еврейским традициям, которая вызвала большой интерес у ребят. На этот раз мы решили провести олимпиаду по брохос (благословениям). Как и предыдущая олимпиада, нынешняя проходила в три тура. В первом, самом легком, участвовали все ученики школы. Для большинства из них было несложно ответить на вопросы, какое благословение нужно сказать на помидор, шоколад, печенье и т.д., в какой праздник говорят "лейшев ба сукко", "Ал ахилас марор", а в каких случаях "Ос маасе берейшис".

Ребята, набравшие наибольшее количество очков, вышли во второй тур олимпиады, вопросы которого были значительно сложнее. Например, какое благословение надо сказать на мороженое в вафельном стаканчике, на салат с картофелем, на суп с помидорами, какие брохос говорят в праздники Суккос, Пейсах, Хануку, Пурим. Были предложены конкретные ситуации для оценки, правильно ли поступает герой, произносящий то или иное благословение.

19 Кислева, который называют Днем освобождения или Новым годом хасидизма, в школьном зале состоялось мероприятие, посвященное Ребе Шнеуру-Залману. Звучала музыка, пели еврейские песни. Ребятам рассказали о происхождении и значении праздника. Затем были накрыты столы для праздничной трапезы, после чего проводили третий тур олимпиады. Победители двух предыдущих туров, в том числе Захар Олицкий, Шейна-Майя Трайбер, Ита-Лея-Алла Вилк, Эта-Юлия Жирникайте, Гольди-Карина Субботина, Мирьям-Елена Румянцева говорили благословение не только на продукты, но и на радугу, молнию, гром, писали брохос перед чтением Торы, кидуш и т.д. В перерывах между заданиями ребята, не участвовавшие в третьем туре, показали сценки из жизни Алтер Ребе. Ребята младших классов сыграли кукольный спектакль, в котором Ребе отказался ехать в субботу, а старшие предложили вниманию присутствующих спектакль о том, как Ребе сидел в тюрьме, отказывался принимать некошерную пищу, о необычном посетителе в его тюремной камере.

Победителем олимпиады по благословениям стал ученик 10-го класса Захар Олицкий, второе место заняла Мирьям-Симона Левина, третье — Эта-Юлия Жирникайте.

 

Ханука в Вильнюсе

Ханука — один из праздников, который больше всего нравится мне. В этом году я отмечала ее в центре нашего города, на площади Савивальдибес, в школе, дома и на каунасском катке. На катке мы отметили второй день праздника.

А на площади Савивальдибес это был пятый день.

Площадь украшала семиметровая менора, которую зажег раввин Шолом-Бер Кринский. То тут, то там вспыхивали разноцветные огни фейерверка. Мы пели ханукальные песни, танцевали под веселую музыку. В конце была разыграна лотерея, главным призом которой была поездка в Израиль. Дома я каждый день зажигала ханукальные свечи, вспоминая чудо, случившееся во время Макавеев.

В школе каждый класс зажигал вечером свою менору, а потом собирались вместе во дворе и зажигали свечи на большой меноре. Главным организатором этого праздника была Дина Крински. Она проводила с нами беседы о Хануке, задавала нам вопросы и тем, кто правильно отвечал, вручала подарки.

Закончилась неделя концертом, подготовленным учениками всей нашей школы.

Звучали песни на иврите, английском, литовском и русском языках. Ребята 1—3 классов подготовили театрализованное представление "Сказка о Ханукальном Пончике", ученики 6—9 классов показали всем сценку на английском языке "Иеудит и генерал".

С большим интересом прошли игры, участники которых были отмечены подарками.

Закончился концерт поздравлением Дины Крински с праздником света от имени всей еврейской общины "Хабад-Любавич".

До следующей Хануки, до следующего чуда!

Шейна Трайбер

ученица 8-го класса

школы "Бейс Менахем"

Школа с еврейскими классами в Екатеринбурге

Впервые за всю историю Екатеринбурга при городской школе организованы ежедневные еврейские классы. Пока это четыре класса, где обучаются 50 детей. Учащихся доставляют в школу и отвозят домой три автобуса. Занятия проводятся с 8.30 до 17.00. Дети получают трехразовое кошерное питание. Обучение ведется по общеобразовательной программе, включающей русский и английский языки, иврит, еврейскую традицию, музыку. Планами предусмотрены расширение программы, увеличение количества классов.

Все расходы по организации еврейских классов взяла на себя екатеринбургская синагога, которой руководит главный раввин Екатеринбурга и Свердловской области р. Зелиг Ашкенази. В качестве спонсора выступает "Ор Авнер".

На городском праздновании Хануки, где присутствовало около 2000 человек учащиеся еврейских классов исполняли традиционные песни на иврите и идише. Пожилые люди, ветераны Отечественной войны и труда, со слезами радости на глазах слушали звонкие детские голоса. Праздник Ханука прошел и в самой школе, дети разыграли историю праздника, играли в дрейдл, пели ханукальные песни.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru