[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 1999 ТЕВЕС 5760 — 12 (92)
Обретение Неба на Земле
365 размышлений Ребе
62
Электричество — это скрытая сила в Творении. Оно не постижимо ни одним из пяти чувств, мы узнаем о нем лишь по его эффектам и следствиям. Но именно от него мы получаем мощный свет и силу.
Электричество — чудесная аналогия к мистическим хасидским идеям.
63
Астрономы обнаружили, что не все звезды сияют. Существуют звезды чудовищной плотности, которые не излучают света, а вбирают его в себя. Их называют черными дырами.
Во вселенной уже достаточно черных дыр. Если в тебе есть свет, освети окружающий мир.
64
Тело дано не для того, чтобы приходить от него в ужас и отвергать его. Напротив, тело — это светозащитные очки души. Без тела душа способна видеть Б-жественность лишь в абстрактном, эфирном образе. Тело же позволяет душе смотреть прямо в лицо Б-жественности в осязаемой, конкретной форме.
***
Странно. Мы сравниваем Высшее Существо с властелином, приводим притчи о принцах, бриллиантах, птицах, конях... но какое отношение все это имеет к абстрактным предметам, которые они призваны представлять? Ребе объясняет:
— Мы и все, что мы видим вокруг себя, есть лишь отражение того, что наверху. Земной властелин отражает идею высшего Царства. Сладость плода отражает сладость Высшей Мудрости. Форма человеческого тела есть отражение внутренней структуры космоса, так что каждый член и орган тела соответствуют какой-либо Б-жественной силе.
Каждый из этих аспектов исходит из Б-жественного источника в материальный мир, чтобы принять материальную форму, с единственной целью: дать нам осознать Б-жественные идеи, из которых он происходит. Даже изобретения, возникшие только в наше время, ждали, чтобы их открыли и с помощью этого познали Б-жественный источник и значение каждого из них.
СТРОИТЬ ЖИЗНЬ
В 75 лет после серьезного сердечного приступа Ребе, как и следовало ожидать от праведника, вернулся из "бездны" к своим ученикам с новыми, сверкающими алмазами учения. Удивительно, что это были алмазы не из непосредственного мира Ребе — мира размышлений, учебы и молитвы, а в мире, в котором человек, выжимая из него деньги, борется за то, чтобы сохранить духовность.
65
Когда мощные воды покрывают вас с головой, гася пламя, горящее внутри...
Когда ревущие потоки смятения тащат вас за собой, отрывая от Жизни...
Смотрите глубже, дальше души.
Сама душа, как и пламя в ней, коренится в тонком Мире Б-жьего Излучения, мире спокойствия и высшей гармонии.
А волнения нашего мира коренятся даже еще дальше, происходя из Мира Беспорядка, из света неукрощенного и неограниченного, существующего до упорядоченного излучения.
"...земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною..."
Вот и нужно копать глубже этих корней, чтобы найти угли, из которых поднялось пламя, и кремень, от удара об который вышла искра. Глубже, пока не достигнешь первичной сущности души, глубже Излучения, глубже Света, даже глубже ничем не ограниченного света "претворения". Где нет ничего, кроме семени — мысли, вызвавшей все, что было, есть и будет.
Что же это за мысль? Мысль о вас, здесь и сейчас, о вашей борьбе с этим миром и чудесном вкусе победы.
И поскольку у этой мысли нет ни прошлого, ни будущего, вы в ней уже победили.
Осталось только осуществить это.
Те, кто просили у Ребе совета, касающегося карьеры, осознали, что Ребе жил вместе с ними, с их борьбой. Но почему Ребе готов был жить, пусть даже косвенно, в мире лжи и откровенного материализма?
Потому что при сотворении мира самые яркие искры света падали в низменнейшие места. И в крайне разобщенном мире, мире денег и борьбы за существование, Ребе не находил никакой двойственности, ничего отделенного от Б-га — существует лишь великая цель, залежи алмазов, никем не обнаруженных, которые следует найти.
66
В священной книге “Зогар” написано, что те, кто в данный момент не испытывает нужды и беспокоится о будущем, вовсе не практичны, их мысли направлены в неверном направлении.
Каждый день Всевышний кормит вас из щедрой раскрытой руки. Все, что делаете вы на пути к этому, бухгалтерия, счета, реклама, — лишь облачко между Его дающей рукой и вашей душой, нечто связующее, не имеющее реальной сущности, интерфейс, изгибаемый Им по прихоти.
Коль скоро это так, если Он снабжает вас всем необходимым и даже сверх того постоянно, стоит ли волноваться о том, будете ли вы обеспечены завтра? Неужели что-то может стать на Его пути? Или Его возможности могут истощиться?
Не следует концентрировать свое внимание на ограниченных каналах своего благосостояния, устремите свой взор на бесконечный Источник Даров, у которого множество каналов.
67
Мы зарабатываем деньги именно для того, чтобы заново связать все разделенные фрагменты с их Творцом. И залог успеха — в отношении к этому.
Если вы считаете себя жертвой обстоятельств, конкуренции, рынков сбыта, моды, полагаете, что судьба вашего пропитания в руках других смертных...
...ваш мир по-прежнему остается в чем-то отделенным от вашего Б-га.
Когда же вы уверены, что Он всегда с вами во всем, что бы вы ни делали, что ваша судьба в ваших руках, в ваших добрых поступках...
...ваша земля связана с не
бесами, где есть все, и все это будет в вашем мире.
68
Общий взгляд на то, что следует делать для процветания, неверен. Люди думают, что карьера — это создание жизни. Но карьера ничего не создает. Все, что мы получаем, зарождено наверху, в духовном мире. Наше дело — создать канал, по которому это попадет в материальный мир.
69
Любое дело похоже на работу портного — шитье одежды для благословения, адресованного нам.
Невозможно изменить размер благословения, изготавливая одежду попросторнее, — они могут в ней просто улетучиться. Но одежда не должна быть и слишком малой. В этом и заключен замысел: чудеса и благословения не могут явиться миру нагими, они должны быть одеты, как это принято в материальном мире. Мы — лишь портные.
70
Находясь в египетском плену, Иосиф знал, что оказался там не случайно и придет час, когда он будет освобожден. Это со временем и произошло.
Когда Иосиф истолковал как благоприятный сон начальника виночерпиев царя египетского, предсказал ему возвращение через три дня на его высокую должность, он просил виночерпия о милости — рассказать о нем, Иосифе, фараону.
Сон виночерпия действительно сбылся, он вскоре был выпущен из тюрьмы, где томился вместе с Иосифом, но вспомнил о нем только через два года, когда потребовалось истолковать вещие сны самого фараона.
Мудрецы считают, что, надейся Иосиф не на египтянина, а только на Б-га, он был бы освобожден на два года раньше.
Нет никого, ничего, никакого плана, который влияет на вашу судьбу. Есть лишь поток благословений Свыше.
Конечно, этот поток одет в осязаемую форму — хорошо оплачиваемую, престижную работу, удачную клиентуру, новые рынки, хорошие связи, но надо помнить, что все это лишь каналы, а не источник. Если положиться только на них, они рассыплются в ваших руках.
Положитесь на Источник Жизни.
71
Будьте праведны, и "Г-сподь благословит вас во всем, что вы делаете". Сказано, что вы должны делать.
Подразумевается, что мы должны работать в материальном мире. Благодаря этому мир освещается и духовное входит в повседневность. Достигается это только посредством того, что духовные люди работают с повседневным миром.
72
Зарабатывать на жизнь — добро. Б-гу угодно, чтобы мы были вовлечены в материальный мир с целью сделать его духовным.
А вот что не добро — это быть встревоженным материальными заботами.
Не дайте своему внутреннему "я" оказаться вовлеченным в материальные заботы, сберегите его для выполнения вашего предназначения в жизни. Накопление капитала не есть ваше предназначение.
***
Будьте в, но оставайтесь над.
73
В море свирепствует буря, чудовищные волны, бьющиеся о берег, уносят с собой все, оставляя после себя опустошение.
Море — это мир, где "строят жизнь". Волны — стресс и тревога нерешительности, незнание, куда повернуть, на что рассчитывать, рывки вверх и вниз, в холод и в жар, вперед и назад.
Поступите подобно Ноаху — постройте себе ковчег. Ковчег, по-еврейски "тейва", что означает также "слово". Вашим ковчегом должны стать слова Торы и молитвы. Войдите в свой ковчег и дайте водам поднять вас, не допустите, чтобы они затянули вас на дно вместе со всем, что вам принадлежит.
74
Каждое слово Торы — это рассказ о вашей жизни во всех ее моментах.
Сначала Ноаху было указано войти в ковчег, затем выйти из него, вступить в новый мир.
Вом следует сделать то же самое: войти в свой ковчег, потом покинуть его и вступить в новый мир. Если ковчег настоящий, мир, в который вы вступите, будет уже не тем, который вы покинули.
75
Река, по которой вы плывете, в определенной мере неуправляема. Это неизбежное свойство всякой реки, по которой человеку суждено плыть.
Перед каждым из нас стоит выбор, как рассматривать эту неуправляемость. Можно тревожиться по поводу того, где нам предстоит оказаться, на кого там можно будет опереться, как с нами будут себя вести и как будем вести себя мы...
Можно стать выше этого, как поступал великий талмудист из Рогачева. Праведник однажды признался, что для него суббота — труднейший день недели. В будни, когда тысячи теорий одной-единственной страницы Талмуда будоражат его мозг, он может укротить их, взяв в руки перо. В Субботу же писать не станешь.
У каждого своя неуправляемость. Решите, в каком мире будет ваша.
76
Водам не дано потопить душу. Они могут лишь поднять ее над собой — на самом деле они для этого и созданы.
77
Размышление для тех, кто оказался в трудном положении.
Мир создан Добром. Высшее добро для Человека — не чувствовать себя пристыженным, чувствовать себя партнером Б-га в выполнении Б-жественного Плана. Дармовой хлеб для нас — хлеб позора, так устроен Человек.
Именно поэтому без труда ничего хорошего не получается. И по количеству вложенного труда можно определить, каким окажется урожай, который мы рассчитываем получить..
78
Депрессия, тревога, пессимизм вредят каналам благословения Свыше.
В Зогаре сказано: «Существует нижний мир — наш мир, и есть мир высший. Нижний мир постоянно принимает от высшего, но принимает он точно в соответствии со своим положением. Если нижний мир преисполнен яркой радости, ему дается просветление и сверху. Погруженный в депрессию, тревогу, он подвергается строгому осуждению. Поэтому "служите Б-гу в радости", и радость Человека приводит другую радость — свыше».
79
Следует не тревожиться, а решать, как действовать. Если у вас нет соответствующего опыта, спросите совета у тех, кто его имеет: у отца, учителя, другого знающего человека — кого-то надежного, кому не безразличен ваш духовный путь.
Решив, что делать, действуйте и доверьтесь Б-гу — если вы убеждены, что делаете правильно, Он непременно позаботится о том, чтобы все у вас шло хорошо.
80
Если что-то у вас не получается, не тревожьтесь, положитесь на Б-га. Даже в случае неудачи вследствие вашей ошибки положитесь на Него, верьте, что все к лучшему, сохраняйте спокойствие.
При виде того, как вы Ему доверяете, Он обязательно исправит дело.
81
В своих беседах Ребе часто возвращался к двум чудесным историям из Вавилонского Талмуда.
Рабби Акива, отправляясь в путешествие, брал с собой ослика, который нес его поклажу, петуха, будившего его на рассвете, и светильник, чтобы учиться по ночам. (Ребе отвлекался в этот момент от истории и замечал, что сейчас принято брать с собой кредитную карточку и зубную щетку.)
Великий мудрец, рабби Акива всегда утверждал, что все, совершаемое Милосердным, — к лучшему.
Однажды по Его милости рабби Акива прибыл к городским воротам слишком поздно, они уже были закрыты. Решив, как обычно, что все к лучшему, он отправился на ночлег в ближайший лес.
Ночь была полна неприятностей. Когда рабби Акива хотел приняться за учебу, свечу, которую он зажег, задуло порывом ветра. "Ну, все к лучшему”, — сказал он себе и собрался спать. Заняться учебой можно ведь и на рассвете, при первых лучах солнца, когда петух разбудит его.
Но лисица напала на петуха и утащила его в своих зубах. "Каким-то образом и это к лучшему", — подумал рабби Акива и заснул.
Посреди ночи ослик стал добычей льва. Разбуженный рабби Акива очень пожалел ослика, но тут же успокоился: что ни делается, все для его же, рабби, добра. С этой мыслью он снова заснул.
А утром ему открылась страшная картина. Город был разграблен и сожжен дотла. Рабби Акива в очередной раз убедился: "Что ни делается, все к лучшему. Спал бы я в городе, не потухла бы свеча, прокукарекал бы петух, прокричал бы ослик, быть бы мне добычей разбойников, побывавших в городе!"
Рабби Акива полагал, что все сложилось к лучшему для него, в результате своих несчастий он был спасен от более страшного, хотя в самих своих неприятностях он не видел ничего хорошего.
Одним из учителей рабби Акивы был Нохум из Гамзу, из местечка Гамзу. Но слово “гамзу” означает также "и это". Нохум любил повторять: "И это хорошо".
Нохума как честнейшего человека избрали послом в Рим вручить Цезарю от евреев шкатулку с драгоценностями. На всем своем пути Нохум охранял свою шкатулку, но в самом конце поездки хитрому хозяину постоялого двора, где он останавливался, удалось выкрасть драгоценности из шкатулки и засыпать в нее песок. Было уже поздно возвращаться, когда Нохум обнаружил пропажу. И тогда он оптимистично провозгласил: "И это хорошо! Я выполню свой долг посла, а остальное пусть делает Б-г".
— Ваше Величество! Я привез подарок от евреев, — объявил Нохум, представ перед троном Цезаря.
Никто не был особенно шокирован, когда Нохум открыл ящик с песком. Цезарь бросил посла в темницу "за издевательство", а он не переставал сомневаться в том, что "и это хорошо".
Тут-то и произошло чудо. Один из советников Цезаря (переодетый пророк Илья) высказал предположение, что этот песок обладает магической силой.
— У евреев существует предание, — объяснил он, — будто их праотец Авраам победил четырех царей и их воинства с помощью такого песка, который, когда его бросаешь, превращается в стрелы.
Цезарь решил проверить предложенную версию. У римлян всегда хватало для этого войн. Песок послали римским легионам, сражавшимся в Гауле, и через некоторое время пришла весть о чудесной, великой победе. Нохума не только выпустили из темницы, но еще и щедро наградили. Он, конечно, был очень рад, но совсем не удивлен, а только подумал: "В конце концов все хорошо! Принес бы я алмазы, Цезарь вполне мог швырнуть их мне в лицо. Но песок..."
Кстати, и хозяин постоялого двора получил по заслугам. Услышав эту историю, несчастный глупец потащил в Рим повозку со своим "чудесным" песком для римских легионов...
***
Существуют два пути. Один: все к лучшему. Может быть, не сразу, но постепенно из всего выйдет добро. Второй: все хорошо — ведь нет ничего, кроме Него, а Он — есть Добро.
Не надо торопиться с выводами, смотреть на фантомы нашего ограниченного видения, обращать внимание на "бумажного тигра", называемого миром. И со временем наше сердце сможет понимать и глаза видеть. И добро в нашем мире станет очевидным.
Нохум был способен видеть внутреннее добро во всех явлениях жизни, ту скрытую истину, что все в мире по-настоящему хорошо. Поэтому для него так оно и было.
82
В каждой трудности следует найти искру добра и сосредоточить все свое сознание на ней. Если же не удается ее найти, можно радоваться, что нам выпало чудо вне нашего понимания.
Стоит только обнажить и освободить искру добра, она преодолеет тьму и даже превратит саму тьму в свет.
83
Доверять Единственному Всевышнему не значит жить в ожидании чудес.
Это значит быть уверенным в том, что делаешь в данный момент, потому что ведь это Он наставил тебя на верный путь, и все, что ты делаешь, будет наполнено Им Б-жественной энергией и благословением Свыше.
84
О том, что Б-г присутствует во всем в этом мире, можно прочесть в философской книге или узнать из реальной жизни, из своих дел.
Если смотреть внимательно, объективно, обязательно придет понимание того, что в процессе построения жизни чудеса совершаются постоянно, и каждое грандиознее расступления вод Красного моря. Оттого что мы их не замечаем, они не перестают быть чудесами. Наоборот, их величие оказывается выше нашего восприятия.
85
Принесет ли что-то материальную выгоду, легче всего определить, проверив, правильно ли вы действуете в духовном отношении. Ведение дел, при котором страдают ваши моральные принципы, непременно принесет и материальный ущерб.
Иногда кажется, что этические нормы встают на пути нашего успеха — но это лишь иллюзия. Духовное и материальное вступают в конфликт только в нашем субъективном представлении. На самом деле они работают гармонично, как единое целое.
86
В ряде случаев мы видим, что дела как бы выходят из-под нашего контроля и продолжают свой путь сверхъестественным порядком. Тогда остается только делать то, что следует, и не мешать Б-гу.
87
Подобно тому как мы добиваемся материального процветания, надо добиваться и духовного роста. Если для материального процветания нужно пахать, сеять и ждать дождя, то для духовного роста важно вызвать дождь, иначе говоря, от нас зависит наполнение его жизнью.
88
Парадоксально, что величайшие откровения происходят не в размышлениях, учении или молитве, а в материальном мире, но только если вы предпочли бы размышлять, учиться или молиться.
89
Однажды торговец древесиной хасид по имени Биньёмин Клоцкер, подводя в конце дня баланс, в графе "Итого" написал: "Нет никого, кроме Б-га одного". На вопрос, почему, занимаясь коммерцией, он предается религиозным размышлениям, хасид ответил вопросом же: "Но ведь во время религиозных размышлений я иногда думаю о коммерции, почему же во время коммерческих занятий не предаться мне религиозным размышлениям?"
90
В прежние времена люди не стремились делать карьеру, накапливать богатства. Они работали, чтобы прокормить семью каждый день и припасти немного для Субботы. Сейчас мы — рабы домов, автомобилей, разного ряда излишеств, которыми непременно должны обладать...
***
Пятый Любавичский Ребе Рашаб, наблюдая, как один из его хасидов, торговец обувью, погружен в тревоги о своем деле, сказал: "Ноги в калошах я видел, но голову в калошах — не приходилось".
Когда стали модными ковры во весь пол и все бросились брать банковские займы, чтобы их приобрести, Ребе вспомнил о своем торговце обувью и добавил: "Калоши-то хоть над полом. А голову в ковер?!.."
91
Обычно духовное рассматривается как некая роскошь — этакая приправа к жизни. Предпочтение отдается еде, сну, добыванию денег. Время, посвященное этим вещам, священно. Предаться молитве или религиозным размышлениям люди готовы лишь под настроение и при малейшем капризе откладывают эти занятия.
Следует создать себе приоритеты, соответствующие нашей внутренней сущности, спросить себя: "Для чего я живу, неужели только для еды и сна?"
Необходимо установить себе режим для духовных занятий и придерживаться его так же строго, как в отношении своей работы.
92
По сути, имеется два возможных канала получения средств к существованию в зависимости от того, к чему мы стремимся.
Можно позволить себе стать просто элементом природы, беспорядочно гоняться за своим хлебом, бороться за существование.
Можно даже преуспеть в этом — на короткий срок. Однако на финише окажется, что душа не получила своего пропитания, да и тело оказалось не удовлетворенным.
Но можно поставить целью жизни максимально тесную связь с Источником Жизни, так, будто все, чем вы живете, — манна небесная, переданная вам лично любящей рукой вашего Б-га, партнера во всех ваших делах.
Тогда вам надо будет в основном держать корзину, в которую, сверкая чистотой, будет падать манна, заботиться о том, чтобы в результате ваших действий никому не был нанесен вред и никто не оказался обманутым. А еще — тратить подаренные деньги на распространение в мире добра.
Есть вероятность, что таким образом вы станете богачом, а может быть, и нет, но всегда будете удовлетворены.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru