[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 1999 ХЕШВОН 5760 — 10 (90)
Не торопитесь судить...
Талмуд в трактате "Шабат" приводит историю, которая представляется весьма поучительной.
Некий еврей, работавший в чужих краях, заявил своему хозяину накануне великих праздников, что решил провести их дома, с семьей, и хотел бы получить заработанные им деньги. Хозяин выразил сожаление в связи с тем, что не может ему заплатить, так как в данный момент не располагает деньгами. Работник готов был принять в качестве платы за свой труд плоды нового урожая. Но у хозяина не оказалось и этого. Не оказалось у него ни скота, ни постельных принадлежностей, которые работник согласен был взять у хозяина в счет долга. Расстроенному работнику ничего не оставалось, как попрощаться и отправиться в путь. На следующий же после праздников день к его дому подошел караван: хозяин доставил своему несомненно благородному работнику не только деньги, которые не выплатил ему вовремя, но и подарок - трех ослов, нагруженных разнообразными яствами.
- Что ты подумал обо мне, когда на просьбу выдать причитающиеся тебе деньги получил отказ? - спросил хозяин у работника.
- Что ты вложил их в новое дело, - ответил тот.
- А какие мысли пришли тебе в голову, когда выяснилось, что у меня нет и домашнего скота, чтобы рассчитаться с тобой?
- Решил, что ты кому-то дал его взаймы.
- А когда я вынужден был признаться тебе в том, что у меня в доме вообще ничего нет ?
- Я подумал, что тебе срочно понадобились деньги и ты все сдал в аренду. Так, кажется, поступают в аналогичных случаях.
- А мое сообщение об отсутствии у меня и плодов, что ты подумал?Ведь у меня богатый фруктовый сад, ты ведь сам в нем работал.
- Я заподозрил, что ты еще не отделил от них десятину.
- А о постельном белье, что ты подумал?
- Конечно, я подумал, что ты со всем своим имуществом пожертвовал его Храму.
- Клянусь, все так и было. Пусть же Б-г судит о тебе так же, как ты судил обо мне.
Из этой истории мы можем извлечь очень важный урок, который на самом деле лежит на поверхности. Никогда не следует делать преждевременных, опрометчивых выводов. Такими они, как правило, могут явиться, если судить о человеке на основании только того, что мы видим. Надо учитывать, что многое увидеть нам не дано. Именно поэтому еврейский закон требует выслушать все стороны, изучить все обстоятельства дела, прежде чем вынести приговор. Иногда кажется, что все и так понятно, но стоит более глубоко вникнуть в существо вопроса, и выясняется: нет, все не совсем так, а то и совсем не так, как представлялось.
Давайте посмотрим, что происходит в праздничные дни в синагогах. Совершенно неожиданно там можно встретить людей, которых никак не ожидаешь увидеть. Они приходят молиться в Йом Кипур и танцевать в Симхас Тойру. Наша синагога весь год, в общем, вполне удовлетворяющая потребности общины, становится как бы меньше, чем обычно, и явно "тесной" в праздничные дни. И все это происходит с "русскими" евреями (так ведь нас теперь называют повсюду и повсюду считают оторванными от религии). Еще каких-нибудь 20 лет назад большинство еврейских умных голов, среди них и обладавшие почти всей полнотой информации, были уверены - эти "русские" евреи потеряны для еврейства. Один такой разумный пессимист, крупный израильский политик, на аудиенции у Ребе поведал ему, какое удручающее впечатление производят невероятно ассимилированные репатрианты из СССР. Ребе с некоторой обидой возразил своему обеспокоенному собеседнику: «Я сам - "русский" еврей и смею полагать, что этим евреям суждено сыграть огромную роль в развитии еврейства во всем мире».
Что давало праведнику и мудрецу основание делать такие смелые прогнозы? Прежде всего, по-видимому, уверенность в том, что не надо спешить с выводами о том, что кто-то "плох" и потерян для святости.
Сегодня мы являемся свидетелями справедливости такого подхода, подхода Ребе: евреи бывшего Советского Союза создают общины, которые еще потрясут мир.
Председатель объединения раввинов СНГ р. Берл Лазар
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru